Файл: Становление педагогической социальной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Становление педагогической социальной психологии


Введение

«Историю следует постоянно переписывать, она постоянно находится в стадии становления и преодоления самой себя ...», - писал известный французский историк Фернан Бродель. Для отечественной социальной психологии даже такая оговорка является преждевременным, ведь она до сих пор не имеет никакой написанной истории. Как метко заметил В. А. Роменец, «изучение истории науки воспитывает преподавателя или исследователя таким образом, что он должен надежно опираться на богатый материал многовековых поисков и больших находок своих предшественников, используя его как» архетип «истины, которым проникнута история человеческой культуры». А, следовательно, не вызывает сомнений, что развитие современной отечественной социальной педагогической психологии как дисциплины невозможно без осмысления и обобщения большого исторического наследия отечественной социально-психологической мысли, в частности без обращения к ее истокам, достигающих второй половины XIX - начала ХХ в. Всё выше изложенное и определило актуальность выбранной темы.
Целью исследования является изучение вопроса становление педагогической социальной психологии.


Предмет науки «педагогическая социальная психология»

Социальная педагогическая психология - это фундаментальный самостоятельный раздел психологической науки, изучающий закономерности развития индивида в обучающем и воспитательном процессе.
Также социальная педагогическая психология занимается исследованием социальных групп, отдельных личностей, рассматривает психологические проблемы обучающей и воспитательной деятельности.
Предмет социальной психологии - психологические закономерности во взаимодействии людей.  Предмет педагогической психологии - психологические законы обучающего и воспитательного процессов. Предмет социальной педагогической психологии - психологические закономерности во взаимодействии людей в образовательной среде.
К объектам социальной педагогической психологии относят: ичность в группах и системе отношений, взаимодействие человека с человеком (коллеги), малочисленная группа (класс, семья), заимодействие индивида с группами (ведомые и лидеры, педагоги и наставники), взаимодействие групп людей (дебаты, соревнования, конфликты), большие социальные группы (этносы, социальные слои, политические партии).

Основные задачи социальной педагогической психологии:
1. Установить закономерности и механизмы обучающего и воспитывающего влияния на интеллектуальное и личностное формирование воспитанника.
2. Выработать закономерности и механизмы в освоении воспитанником социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании ученика.
3. Установить взаимосвязи между уровнем интеллектуального и личностного развития воспитанника и формами, способами обучающего и воспитывающего влияния.
4. Выработать специфику в организации и управлении учебного функционирования обучаемых и влиянием данных процессов на интеллектуальное, личностное формирование и учебно-познавательную инициативность.
5.Изучить психологические основы педагогического функционирования.
6. Определить закономерности, механизмы, факты развивающего обучения.
Далее мы рассмотрим этажность развития социальной пеедагогической психологии.

Становление социальной педагогической психологии как науки

Если рассматривать процесс становления социальной педагогической психологии, то можно увидеть прямую взаимосвязь со становлением социальной психологии как науки. Социальная психология - отрасль научного знания, изучающая факты, механизмы и закономерности поведения и деятельности людей в условиях их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (М. Андреева) социальная психология зародилась на пересечении таких наук как психология, философия и социология. Она изучает психологию социальной жизни личности и общества, различные проблемы внутреннего мира человека в условиях взаимодействия с другими. В своей исторической генезисе социальная психология прошла долгий путь развития, а ее источниками выступают социально-психологические знания, представленные философами разных эпох.
Родоначальниками науки считаются древнегреческие философы Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон и др., которые пытались выяснить некоторые социально-психологические особенности функционирования человека в обществе, установить психологические закономерности социального поведения индивидов, выявить мотивы объединения их в группы и т.д.


Рассматривая историю развития социальной психологии, Е. Холландер [7] выделил три основные стадии в ее эволюции: - социальной философии (IV в. До н.э. - середина XVII в.); - социального эмпиризма (описательная социальная психология - XVII- XIX в) - социальног анализа (экспериментальная социальная психология XX в.) Стадия социальной философии, по мнению Э. Холандера - это период зарождения социальной мысли, образовалась еще в эпоху античности и характеризуется накоплением социально-психологических знаний в недрах философии [7].
Особый интерес в данном вопросе представляют идеи Платона и Аристотеля. В трактате Аристотеля «О политике» человек определяется как политическое животное, а политическая организация - как психологическое объединение, в 17 основе которого - инстинкты. Аристотель (IV. До н.э.) считал человека социальной от природы, то есть рассматривал ее как «социальное существо». Именно социальная природа заставляет отдельных людей жить вместе и устанавливать межличностные отношения, которые естественным образом образуют сначала отдельную сообщество, а потом целое государство. Аристотель первым выделил понятие «общение», под которым понимал потребность человека жить в сообществе с другими людьми. Первичной формой «общения» для Аристотеля была семья, а высшей формой - государство [7, с.46].
Платон (V-IV вв. до н.э.) подчеркивал превосходство государства над личностью, которую необходимо воспитывать под наблюдением властей, чтобы создать действительно социальную личность. Общество обусловливает развитие личности, определяет вид ее социального поведения. Платон, фактически первым обратил внимание на массовые явления и проблема толпы. Размышляя об отношениях между человеком и государством, говорит о иррациональное поведение масс в толпе; обращает внимание на явление «мятежных настроений» как фактор политических изменений и демократии [7, с.49]. Стадия социального эмпиризма в истории развития социальной психологии детерминирована прежде всего прогрессом в развитии антропоцентрических наук, связанных с различными аспектами общественной жизни, а именно: антропологии, языкознания, этнографии и т.д. В этот период возникают первые теории, которые еще не имели серьезного исследовательского почву, но уже содержали научные представления о психологической природе социально-психологических явлений (Гегель, Н. Макиавелли, Гоббс, Дж.Локк, Ж. Ж. Руссо и др.). Идея преимущества общественного над личностью была описана немецким философом Г. Гегелем [2, с.38], который считал государство высшей формой общества, воплощением общественного разума. Позже в его концепции была выделена социально-психологическая идея преимущества группового сознания над индивидуальным. Гегель подчеркивает значение «чувства мы» для национальной общности, а в социальных действиях людей выделяет следующие детерминирующие факторы как 18 потребности и способности. Противоположная позиция наблюдается в философии и И.Бентама [1, с.42], который дотримувавася идей «гедонизма» и «утилитаризма». В основе гедонизма лежит принцип удовольствия, то есть социальное существование человека определяется тем насколько полезно общество для отдельного человека. Выдающийся английский мыслитель XVII в. Томас Гоббс исследовал прежде всего вопросы социальной философии. Он считал, что человек по своей природе эгоистичен и стремится исключительно достижения собственной выгоды. Известно его изречение о том, что «человек человеку-волк», дает право индивиду достигать цели любой ценой, даже силой.
Отсюда неизбежность постоянных конфронтаций, и «война всех против всех», как естественное состояние человека [2, с. 45].
Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли одним из первых обратил внимание на необходимость выделения социальной психологии, как науки изучавшей общественную природу человека. Ученый отмечает, что человек по своей сути стремится к обогащению и власти, поэтому именно эти интересы являются универсальными факторами ее взаимодействия с социумом. Для их удовлетворения, человек манипулирует другими, и может даже пойти на преступление. Причем, это преступление можно и оправдать, поскольку человеком руководило внутреннее, бессознательное стремление к власти и богатства [52]. Такой подход прижился в политической практике многих правителей, а термин «макиавеллизм» стали использовать для обозначения действий людей, которые пренебрегают нормами общечеловеческой морали ради достижения политических целей.
Проблемами социально-политического и социально-психологической жизни людей занимался английский философ эпохи раннего Просвещения Джон Локк, отмечал, что каждый человек наделен определенными естественными правами: правом на жизнь, на личную свободу и собственность [52]. Его взгляды на общественные отношения опираются на понимание того, что в отношениях люди руководствуются только собственными интересами, стремясь их удовлетворить. 19 В XIX в. произошли два важных события, имеющие значение для современной социальной психологии, появились социология и теория эволюции.
Французский философ О. Конт внес важный вклад в выделение социологии как науки. О. Конт известен как основоположник позитивизма ( «объективное» знание) считал, что наука должна себя использовать не субъективно - созерцательными методами, а объективно-исследовательскими. Для этого он планировал разработать «настоящую финальную науку», которую назвал положительная мораль (la morale positive). О. Конт отмечал, что это будет наука о человеке как о существе более чем биологическую и в то же время более чем просто «сгустка культуры» [9]
По мнению Б.Д. Парыгина, основу социальной психологии заложил Э. Дюркгейм, который поставил вопрос о влиянии социальных факторов на психическую жизнь индивидов. Э. Дюркгейм отмечал, что социальные факты объективные и не зависящие от индивидуального сознания. Поэтому «коллективные представления» каждого данного сообщества сами по себе, передаются от поколения к поколению и т.д. Социальные факты от природы имманентным и «навязываются индивиду независимо от его желания»; определяют действия человека как представителя определенной социальной общности.

Центральной социально - психологической проблемой Э. Дюркгейм считал вопрос социальной солидарности, в которой понимал сплоченность людей как представителей какой-либо социальной группы. Социальная солидарность, объединяя людей, способствует сохранению целостности общества [7]. Стадия социального анализа рассматривается как этап зарождения экспериментальной социальной психологии (XX в), связанная со стремительным распространением социально психологических идей на Западе и беспощадной критикой социально-психологических концепций, которые образовались умозрительным путем. Необходимость экспериментального исследования социально-психологических феноменов провоцирует появление ряда важных исследований, имеющих решающее значение для оформления социальной психологии в самостоятельную область знаний. Это исследование Ф.Оллпорта, В. Мьоде по проблемам фасилитации, Н. Тринплета о динамогенни факторы в кооперации; Е. Старбак «Психология 20 религии»; прикладные исследования Г. Джейла о психологии рекламы; Г.Зиммеля и Ч. Кули «Психология малой социальной группы» и т.д. Большое значение для оформления социальной психологии в самостоятельную область знаний имели исследования групповой динамики К. Левина [9], которая определяется автором как совокупность динамических процессов, которые одновременно проходят в группе в определенную единицу времени. К основным процессам группе относятся: руководство, лидерство, образование группы, групповое давление и т.д.
К концу XIX века социальная психология оформляется в самостоятельную науку, в основе которой лежали три главных направления.
Психология масс. Это направление связывается с именами Габриеля Тарда, автора книги «Законы подражания» (1890), и Густава Лебона, автора книги «Психология масс» (1895);
Психология народов. Представители этого направления говорили о том, что существует психика, присущая всему народу в целом.
Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам.
Зарождению отечественной социальной психологии способствовали исследования В.М. Бехтерева, который считается основателем отечественной экспериментальной социальной психологии, Г.И. Челпанова, К.М. Корнилова и др. Исторический дискурс генезиса социальной психологии показывает, что трудности в ее развитии в СССР, были связаны с выделением предмета исследования.