Файл: Москва 2022 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОЦИОЛОГИЯ

_____________________________________________________


Группа 21П173в

Студент




С.А.Козулина














МОСКВА 2022

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1
2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

Герберт Спенсер (1820–1903). Английский философ-позитивист, основоположник органической школы в социологии. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно - эволюции.

Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции - определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.

В теории эволюции он выделил стороны:


· интеграция - переход от простого к сложному, объединение индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация - переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

· возрастание порядка - переход от неопределенного к определенному.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

Вывод:

Эволюция - это всегда развитие, рывок вперед. Социальная эволюция, как и любая другая эволюция, имеет свои причины возникновения, предпосылки и возникать сама по себе не может. Поэтому я согласна с Г. Спенсером в том, что социальная эволюция является следствием деятельности самих людей. И главную роль в эволюционистской социологии играет такой социальный институт, как политический, потому как именно он, создавая определенные социальные условия, способствует развитию социальной стороны жизни общества.

5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Э. Дюркгейм полагал, что существует реальность особого рода, которая не изучается ни одной наукой.



В социологии Э.Дюркгейма можно выделить три раздела: – социальную морфологию;

– социальную физиологию;

– общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру общества, его материальную форму. Изучает географическую основу жизни народов; объем народонаселения, плотность, распределение по территории. Социальная физиология исследует жизненные проявления общества и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: социологию религии, социологию морали, юридическую, экономическую, лингвистическую, эстетическую науки. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки. Тема социальной солидарности – главная тема социологии Э. Дюркгейма. Ее решение  связано, прежде всего, с ответом  на вопрос: «Каковы те связи, которые  объединяют людей друг с другом?»  Данная проблема рассматривается Дюркгеймом в работе «О разделении общественного  труда» (1893 г.).

В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается  от типичной для социологии XIX века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два  типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая  была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком  обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком  покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное  «Я» - «Я это только МЫ». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

      Во-вторых, органическую солидарность, которая  порождается разделением общественного  труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря  разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая  раньше поддерживалась репрессивными  мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.


 Рассматривая  солидарность как высший моральный  принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал моральным и  разделение труда. Однако нельзя не заметить, что общество, в котором доминирует органическая солидарность, создает  условия для расцвета индивидуализма. Сама мораль и коллективная потребность  предполагают здесь проявить себя. Вместе с тем, в обществе, где уважается  личность, для поддержания мирного  сосуществования дифференцированных индивидов необходимы общие ценности. В обществе, высшим законом которого является индивидуализм, важно придать  коллективному сознанию достаточный  авторитет и достаточно широкое  содержание.
6.Понимающая социология М.Вебера.

Макс Вебер вошел в историю как один из самых выдающихся социологов. Он изучал общество с точки зрения человеческого поведения и предполагал, что человек реализует свои действия и поступает тем или иным образом не потому, что ориентирован на внешние факторы. Причина его действий состоит в понимании процессов и явлений по-своему, в соответствии с ценностными установками и жизненными ориентациями. Поведение человека, по мнению М. Вебера, необходимо изучать с точки зрения понимания и примерки обстоятельств ситуации на самого себя. Только так можно осознать, почему человек поступил определенным образом, а также переосмыслить собственные действия. Социолог выдвинул предположение о том, что ключевой аспект социологии – это факторы и элементы человеческого поведения, выраженные в:

  • намерениях индивида в определенных социальных условиях;

  • ценностях человеческой личности;

  • убеждениях в отношении процессов и явлений, которые регулярно происходят в обществе и сказываются на состоянии личности;

  • мнениях в отношении тех или иных жизненных ситуаций.

Для того, чтобы полностью понять природу человеческих действий, требуется понять самого индивида. По сути, концепция понимания по М. Веберу – это метод, который позволяет интерпретировать процессы и явления, в которых главным героем стал человек. Интерпретация реализуется через социологические методы, поскольку человек – существо социальное, со своим мировоззрением, смыслами, пониманием и поведением. В особой степени любые действия других сказываются на человеке, но мировоззрение каждого уникально и неповторимо. Это же касается и внутреннего мира любого человека, его физических способностей и интеллекта.

Свою социологию Вебер называл "понимающей", поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, "понять" и "причинно объяснить" их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как "общество", "государство", "народ" и др.

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие "идеальный тип", ставшее центральным в его методологии. "Идеальный тип" — это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений отданного "идеального типа").

Вебер выделил четыре "идеальных типа" социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:

  • • целерациональное действие— действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;

  • • ценностно-рациональное действие — действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.;

  • • традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого тина действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

  • • аффективное действие — действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии — стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится "на границе" осмысленного человеческого поведения.