Файл: Программа (профессиональная переподготовка) обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ООО «Инфоурок»


Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


МОДУЛЬ 5
«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Требования к итоговой аттестации

Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (в 4-ом Модуле Стажировка) и итоговый экзамен по теоретической части обучения (в 5-ом Модуле).

Теоретическая составляющая:

Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.

На итоговом экзамене проверяется наличие у студентов необходимых для будущей педагогической деятельности знаний по обществознанию и умение применять эти знания.

Содержание экзамена



Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией «Учитель обществознания», должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка.
Перечень вопросов итогового междисциплинарного экзамена.
Вопросы по Обществознанию:

1. Общество как форма жизнедеятельности людей.

2. Биологическое и социальное в человеке.


3. Личность. Межличностные отношения.

4. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение).

5. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

6. Сфера духовной культуры и её особенности.

7. Наука в жизни современного общества.

8. Гуманизм, гражданственность, патриотизм.

9. Экономика и её роль в жизни общества.

10. Экономические системы.

11. Деньги и их функции.

12. Налоги, уплачиваемые гражданами.

13. Экономические цели и функции государства.

14. Предпринимательство и его роль в рыночной экономике.

15. Социальная структура общества.

16. Семья как малая группа (признаки и особенности).

17. Социальные нормы, их виды.

18. Политика. Политическая власть.

19. Понятие и признаки государства.

20. Участие граждан в политической жизни.

21. Федеративное устройство Российской Федерации.

22. Президент РФ и его конституционные полномочия.

23. Федеральное Собрание РФ. Структура и полномочия.

24. Правительство РФ и его конституционные полномочия.

25. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.

26. Права ребёнка и их защита.

27. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

28. Признаки и виды правонарушений.

29. Понятие и виды юридической ответственности.

30. Правоохранительные органы.

Вопросы по теории и методике обучения обществознанию

1. Теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина.

2. Обучение обществознанию в школе: цель, задачи, предмет и основные факторы ее изучения.

3. Государственная политика в области образования начала XXI века (2000-2014 гг.) и концепции современного образования в условиях реализации ФГОС.

4. Государственный образовательный стандарт основного и среднего (полного) общего образования по обществознанию (его структура, особенности обучения на базовом и профильном уровнях)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт: его назначение, структура, результаты изучения обществознания.

6. Системно-деятельностный и компетентностный подходы как основа ФГОС основного и среднего (полного) общего образования



7. Учебно-методические комплексы по обществознанию (печатные и электронные учебные пособия): понятие, структура обществознанию и значение.

8. Психолого-педагогические основы преподавания обществознания в системе среднего образования.

9. Методы и приемы обучения обществознанию: понятие и классификации.

10.Урок обществознания и его типы. Формы организации обучения обществознанию (виды учебных занятий по обществознанию).

11.Наглядные средства и методы обучения на уроках обществознания. Понятие, значение и виды наглядных пособий.

12.Самостоятельная работа в процессе изучения обществознания: понятие, виды и методы организации.

13.Межпредметные связи в образовании: понятие, виды и методика их использования.

14.Подготовка учителя к преподаванию обществознания (планирование курса, разработка урока).

15.Анализ учебных занятий по обществознанию: понятие, виды, назначение.

16.Элективные курсы по обществознанию в профильном и предпрофильном образовании обучающихся.

17.Модульно-блочная и модульно-рейтинговая технологии в преподавании обществознания в школе.

18.Коммуникативные и информационные (аудиовизуальные) технологии в преподавании обществознания.

19.Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания обществознания в современной школе.

20.Внеурочная учебно-воспитательная работа в процессе образования.

21.Контроль и диагностика результатов изучения обществознания. Мониторинг качества образования.

22.Единый государственный экзамен по обществознанию: понятие, задачи и особенности подготовки.

Практическая составляющая:

Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе Стажировки, подтверждающих успешность реализации теории и методики обучения в практической деятельности выпускника, предоставляемые после прохождения Стажировки. Материалы должны демонстрировать качество педагогических действий, необходимых для эффективного решения типичных профессиональных задач в области образования современных детей школьного возраста и соответствовать требованиям к получаемой квалификации. Материалы могут быть представлены в форме презентации. Общими требованиями к материалу являются:

-соответствие разработанных планов, конспектов занятий теоретическим основам и методике планирования по обучению;

-полнота анализа и самоанализа занятий по программам;

-обоснованность выбора и реализации разных форм, методов, приемов обучения;


-соответствие диагностических методик для оценки уровня развития;

-аргументированность наблюдений и обобщений при обсуждении занятий;

-ясность формулирования выявленных недочетов и адекватность предложений по их коррекции.


  1. Ответы выпускников на итоговом экзамене должны демонстрировать готовность выпускника к педагогической деятельности по предмету, проектированию и реализации программ образования.

  2. Итоговый экзамен проводится в письменной форме с использованием дистанционных технологий.

Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:

содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена;

оформления материалов практического задания, например, электронной презентации;

наличия положительных итогов педагогической практики;

эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.

  1. Аттестационная работа оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».



Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене

Отметку «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно излагать материал, предусмотренные программой, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется обучающимся, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала.

Отметку «хорошо» заслуживает обучающийся,
обнаруживший полное знание программного материала, успешно изложивший ответ, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе профессиональной деятельности.

Отметку «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основного программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы по профессии, справляющийся с ответом на вопросы, предложенные в билете, предусмотренные программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим знаниями для их устранения.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки при ответе. Отметка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.