Файл: Программа (профессиональная переподготовка) обществознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ООО «Инфоурок»
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
МОДУЛЬ 5
«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Требования к итоговой аттестации
Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (в 4-ом Модуле Стажировка) и итоговый экзамен по теоретической части обучения (в 5-ом Модуле).
Теоретическая составляющая:
Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.
На итоговом экзамене проверяется наличие у студентов необходимых для будущей педагогической деятельности знаний по обществознанию и умение применять эти знания.
Содержание экзамена
Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией «Учитель обществознания», должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка.
Перечень вопросов итогового междисциплинарного экзамена.
Вопросы по Обществознанию:
1. Общество как форма жизнедеятельности людей.
2. Биологическое и социальное в человеке.
3. Личность. Межличностные отношения.
4. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение).
5. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
6. Сфера духовной культуры и её особенности.
7. Наука в жизни современного общества.
8. Гуманизм, гражданственность, патриотизм.
9. Экономика и её роль в жизни общества.
10. Экономические системы.
11. Деньги и их функции.
12. Налоги, уплачиваемые гражданами.
13. Экономические цели и функции государства.
14. Предпринимательство и его роль в рыночной экономике.
15. Социальная структура общества.
16. Семья как малая группа (признаки и особенности).
17. Социальные нормы, их виды.
18. Политика. Политическая власть.
19. Понятие и признаки государства.
20. Участие граждан в политической жизни.
21. Федеративное устройство Российской Федерации.
22. Президент РФ и его конституционные полномочия.
23. Федеральное Собрание РФ. Структура и полномочия.
24. Правительство РФ и его конституционные полномочия.
25. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.
26. Права ребёнка и их защита.
27. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
28. Признаки и виды правонарушений.
29. Понятие и виды юридической ответственности.
30. Правоохранительные органы.
Вопросы по теории и методике обучения обществознанию
1. Теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина.
2. Обучение обществознанию в школе: цель, задачи, предмет и основные факторы ее изучения.
3. Государственная политика в области образования начала XXI века (2000-2014 гг.) и концепции современного образования в условиях реализации ФГОС.
4. Государственный образовательный стандарт основного и среднего (полного) общего образования по обществознанию (его структура, особенности обучения на базовом и профильном уровнях)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт: его назначение, структура, результаты изучения обществознания.
6. Системно-деятельностный и компетентностный подходы как основа ФГОС основного и среднего (полного) общего образования
7. Учебно-методические комплексы по обществознанию (печатные и электронные учебные пособия): понятие, структура обществознанию и значение.
8. Психолого-педагогические основы преподавания обществознания в системе среднего образования.
9. Методы и приемы обучения обществознанию: понятие и классификации.
10.Урок обществознания и его типы. Формы организации обучения обществознанию (виды учебных занятий по обществознанию).
11.Наглядные средства и методы обучения на уроках обществознания. Понятие, значение и виды наглядных пособий.
12.Самостоятельная работа в процессе изучения обществознания: понятие, виды и методы организации.
13.Межпредметные связи в образовании: понятие, виды и методика их использования.
14.Подготовка учителя к преподаванию обществознания (планирование курса, разработка урока).
15.Анализ учебных занятий по обществознанию: понятие, виды, назначение.
16.Элективные курсы по обществознанию в профильном и предпрофильном образовании обучающихся.
17.Модульно-блочная и модульно-рейтинговая технологии в преподавании обществознания в школе.
18.Коммуникативные и информационные (аудиовизуальные) технологии в преподавании обществознания.
19.Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания обществознания в современной школе.
20.Внеурочная учебно-воспитательная работа в процессе образования.
21.Контроль и диагностика результатов изучения обществознания. Мониторинг качества образования.
22.Единый государственный экзамен по обществознанию: понятие, задачи и особенности подготовки.
Практическая составляющая:
Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе Стажировки, подтверждающих успешность реализации теории и методики обучения в практической деятельности выпускника, предоставляемые после прохождения Стажировки. Материалы должны демонстрировать качество педагогических действий, необходимых для эффективного решения типичных профессиональных задач в области образования современных детей школьного возраста и соответствовать требованиям к получаемой квалификации. Материалы могут быть представлены в форме презентации. Общими требованиями к материалу являются:
-соответствие разработанных планов, конспектов занятий теоретическим основам и методике планирования по обучению;
-полнота анализа и самоанализа занятий по программам;
-обоснованность выбора и реализации разных форм, методов, приемов обучения;
-соответствие диагностических методик для оценки уровня развития;
-аргументированность наблюдений и обобщений при обсуждении занятий;
-ясность формулирования выявленных недочетов и адекватность предложений по их коррекции.
-
Ответы выпускников на итоговом экзамене должны демонстрировать готовность выпускника к педагогической деятельности по предмету, проектированию и реализации программ образования. -
Итоговый экзамен проводится в письменной форме с использованием дистанционных технологий.
Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:
– содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена;
– оформления материалов практического задания, например, электронной презентации;
– наличия положительных итогов педагогической практики;
– эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.
-
Аттестационная работа оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене
Отметку «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно излагать материал, предусмотренные программой, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется обучающимся, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала.
Отметку «хорошо» заслуживает обучающийся,
обнаруживший полное знание программного материала, успешно изложивший ответ, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе профессиональной деятельности.
Отметку «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основного программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы по профессии, справляющийся с ответом на вопросы, предложенные в билете, предусмотренные программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим знаниями для их устранения.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки при ответе. Отметка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.