Файл: Приведенные показатели качества управления государственными финансами свидетельствуют о необходимости продолжения решения задач по совершенствованию бюджетного процесса в Республике Бурятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устойчивая система государственных финансов является одним из важнейших факторов эффективного функционирования государственного управления и имеет ключевое значение для долгосрочного устойчивого развития регионов, повышения качества жизни населения.

При изучении анализа отчета об исполнении республиканского бюджета можно сделать вывод, что в регионе ведут довольно неплохую политику управления государственного бюджета (об этом свидетельствуют показатели таблицы 1)

Но несмотря на это, Анализ материалов, представленных Министерством финансов Российской Федерации, показывает, что большая часть значений индикаторов республики находится на среднем уровне, при этом есть индикаторы значение которых неудовлетворительно.

В настоящее время происходит смена парадигм регионального экономического развития и региональной политики, осуществляется поиск путей повышения эффективности управления территориальным развитием, новых форм, методов и механизмов участия региональных органов власти в управлении территорией. Вместо традиционных теорий развития обосновываются и становятся теоретической основой современной региональной политики российского правительства «…концепции межрегиональной конкуренции, инновационного развития регионов, территориально-кластерного подхода, глобально ориентированной региональной политики, транснациональной интеграции…», разрабатываются идеи селективной региональной политики социально- экономического развития проблемных регионов, определяется создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития

Приведенные показатели качества управления государственными финансами свидетельствуют о необходимости продолжения решения задач по совершенствованию бюджетного процесса в Республике Бурятия. Их системное объединение в рамках настоящей Государственной программы позволит обеспечить планомерность и результативность этой работы.

Экономические показатели в Бурятии демонстрируют неплохую динамику: наблюдается рост ВРП и промышленного производства, бюджет активнее пополняется за счёт собственных доходов, появляются новые точки роста экономики.


Так как в данном регионе находится один из главных экологических памятников страны – Байкал, стоит безусловно уделить внимание экологической политике республики, ведь Согласно концепции устойчивого развития обеспечение качества окружающей среды, достаточного для удовлетворения потребностей текущего и будущих поколений, является неотъемлемым условием социально- экономического роста современного общества.

Необходимость сохранения природной среды, биологического разнообразия Российской Федерации (РФ), культурных ландшафтов и сокращение негативных последствий от изменения климата подчеркивается в Стратегии развития РФ. Следовательно, анализ взаимовлияния социо-экономических и экологических показателей как индикаторов устойчивого экономического роста для регионов РФ имеет особую значимость.

Введенные экологические ограничения оказывают на состояние и развитие экономики Бурятии более значительное влияние по сравнению с соседними регионами. Так, например, сравнительный анализ основных эколого- экономических показателей показывает некоторое отставание Республики Бурятия (РБ) от Иркутской области (ИО) и Забайкальского края (ЗК). Так, в частности, за 2005–2020 гг. в данных регионах наблюдается положительная динамика валового регионального продукта (ВРП). Вместе с тем в 2020 г. объемы ВРП и ВРП на душу населения в Республике Бурятия ниже значений в Иркутской области в 5 и 2 раза соответственно, Забайкальском крае в 1,4 и в 1,3 раза. Отмечаются незначительные изменения среднегодовой занятости населения в регионах. Вместе с тем, несмотря на более низкие затраты на охрану природной среды в регионе по сравнению с соседними регионами, их доля в ВРП составляет 1,3 %, в то время как в Иркутской области – 1,6 %, в Забайкальском крае – 1,0 % .

Бурятия относится к числу экономически слаборазвитых регионов с низким уровнем развития промышленности. Основными отраслями промышленности являются топливно-энергетический комплекс (15,1 % всей промышленной продукции), производства прочих транспортных средств и оборудования (40,55 %), добыча металлических руд (14,12 %), производство пищевых продуктов (5,56 %). За последние 15 лет в регионе произошел рост объемов производства в сфере строительства (в 6,1 раза), торговле (в 5,6 раза), сфере платных услуг (в 4,8 раза), промышленности (в 4,7 раза), в сельском хозяйстве (в 2,1 раза). Вместе с тем за 2018–2020 гг. удельный вес региона в объеме валовой сельскохозяйственной продукции Дальневосточного федерального округа (ДФО) снизился на 0,2 %, в строительстве – на 0,8 %.



Вместе с тем с позиции естественного прироста на 1000 жителей в регионе наблюдается тенденция к его снижению в 6,5 раза начиная с 2015 г. Тем не менее в 2020 г. значение данного коэффициента составило 0,9, что выше среднего по округу (–2,8) и уступает среди субъектов ДФО лишь Республике Саха (4,1) и Чукотскому автономному округу (0,4). В соседних регионах значения данного показателя значительно ниже и составили в Забайкальском крае –1,9, в Иркутской области –3,7. Тем не менее в 2020 г. уровень безработицы в Бурятии выше среднего значения по ДФО (6,5 %) и соответствует 1-му месту среди субъектов округа. По уровню занятости (50,7 %) республика на 78-й позиции среди регионов РФ. Наибольшая численность занятых наблюдается в отраслях обрабатывающего производства (9,6 %), образовании (10,5 %), торговли (22,4 %) и других видов деятельности (17,3 %).

Сложившаяся ситуация негативно сказывается на уровне обеспеченности населения. В регионе доходы на одного жителя в 2020 г. составили 26 092 руб., что ниже среднего значения по Дальневосточному округу (в 1,5 раза) и соседних регионов (в Забайкальском крае – 27 046 руб., Иркутской области – 27 571 руб.).

В 2020 г. по инвестициям в основной капитал на душу населения регион занимал 11-е место среди субъектов ДФО (72 270 руб.), что ниже значений по ДФО на 62,0 %, Забайкальского края – на 39,1 %, Иркутской области – на 56,4 %. Отсутствие внутренних резервов, завершение активной фазы ряда крупных коммерческих проектов являются основными факторами сдерживания инвестиционной активности. Кроме того, определенное влияние оказывает и спад частного инвестирования, обусловленный установлением регламента предельно допустимого воздействия хозяйственного комплекса на природную среду.

В качестве основных экологических проблем региона следует прежде всего выделить загрязнение атмосферного воздуха, в том числе выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. Так, по результатам исследований, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», с 2017 г. наблюдается увеличение доли проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов практически в 2 раза, из них в городских поселениях увеличилась на 0,8 %, в сельских поселениях – на 1,3 %.

Сравнительный анализ загрязнения атмосферного воздуха в регионах Байкальской природной территории за 2015–2020 гг. выявил рост объемов загрязнений от стационарных источников в Иркутской области на 2,5 %, Забайкальском крае на 15,1 %. В то время как данный показатель в Республике Бурятия снизился на 13,8 %. Выбросы от автотранспорта сократились практически в 2,8 раза в Республике Бурятия и Иркутской области, в 4,5 раза в Забайкальском крае.


Тем не менее, несмотря на некоторые положительные тенденции в Бурятии, выбросы котельных, промышленных предприятий и автотранспорта способствуют сохранению высокого уровня загрязнения атмосферы. Наибольший удельный вес по выбросам загрязняющих атмосферы веществ приходится на г. Улан-Удэ (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, котельные «Улан-Удэнского энергетического комплекса ПАО «ТГК-14, авиазавод, ЛВРЗ), Селенгинский район (филиал «Гусиноозерская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация») и Кабанский район (ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат»). Так, в 2020 г. на долю выделенных муниципальных образований пришлось свыше 75 % всех объемов загрязняющих веществ (24,8; 39,9 и 11,1 % соответственно). Основными загрязняющими веществами являются диоксид серы (36,5 тыс. т), оксид углерода (18,2 тыс. т) и оксиды азота (14,0 %).

Учитывая, что введение экологических ограничений в регионе направлено на сохранение озера Байкал, немаловажным представляется анализ показателей загрязнения поверхностных водных объектов. За анализируемый период сброс сточных вод снизился и объемы сброса загрязненных сточных вод ниже 7 % к общему объему сброса. В то время как в Иркутской области они составляют свыше 50 %, а в Забайкальском крае – свыше 16 %.

Низкие показатели эколого-экономического развития региона отражаются также в экологическом рейтинге субъектов РФ, ежегодно публикуемым общественной организацией «Зеленый патруль». Сводный экологический индекс основан на оценке трех критериев: экосфера (природоохранный индекс), техносфера (промышленно-экологический индекс), социум (социально-экологический индекс). Так, за расчетный период зима 2021–2022 гг. Республика Бурятия в рейтинге заняла более низкую позицию (71-е место) по сравнению с тем же расчетным периодом зима 2015–2016 гг. (61-е место). Природоохранный индекс остался на прежнем уровне – 45/55, произошло снижение промышленно-экологического индекса с 23/77 до 39/61 и социально-экологического индекса с 57/43 до 69/31.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в условиях слаборазвитой экономики с низким уровнем развития промышленности введенная регламентация хозяйственной деятельности определяет высокие капзатраты для республики с целью сохранения экологической системы региона.

На фоне значительной изменчивости экономической ситуации в стране, необходимости модернизации и технологических усовершенствований на отходообразующих предприятиях региона, а также изменений уровня и характера развития социальной сферы (численность, благосостояние, поведенческие традиции населения) введенные экологические ограничения значительно осложняют развитие региона.


В этой связи возникает необходимость снижения негативного влияния экологического фактора, в том числе и посредством более экологически обоснованного размещения объектов производства с учетом специфики и возможностей природно-географического расположения территорий региона.

Специализация экономики Республики Бурятия определяет территориальное размещение предприятий преимущественно вблизи источников сырья, а не в городах. В этой связи доля административного центра г. Улан-Удэ в объеме отгруженной продукции, выполненных работ и услуг в 2021 году составляла 47,2 %97. В то же время столица региона является торговым центром республики, где реализуется 55,8 %98 (данные 2022 года) всех товаров для населения. В сфере розничной торговли и общественного питания ключевая роль принадлежит малому бизнесу – 81,6 % и около 90 % оборота (в 2022 г.) соответственно . Положительная динамика объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами сопровождается увеличением за этот же период (2011–2022 годы) в 1,4 раза сальдированного финансового результата организаций (до 29,1 млрд рублей. Увеличение прибыли до налогообложения не связано с ростом объемов производства, а в основном объясняется увеличением цен на производимые товары и услуги за анализируемый период . Однако темпы прироста показателя отстают от средних по макрорегиону в 4,6 раза, по РФ в целом – в 2,6 раза. Основной вклад в формирование сальдированного финансового результата организаций обеспечили предприятия, предоставляющие услуги по аренде и лизингу железнодорожного транспорта и оборудования, а также в сфере добычи полезных ископаемых.

Ограничения (узкие места) в развитии:

1. Инерционное развитие традиционных отраслей экономики региона, характеризующееся замедлением (отставанием от среднероссийского уровня) темпов изменения основных экономических показателей (валовой региональный продукт, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, сальдированный финансовый результат), не способствует повышению занятости и доходов населения региона.

2. Низкие реальные доходы населения ограничивают потенциал развития потребительских отраслей в экономике, в том числе сферу услуг, что негативно сказывается на развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) и на формировании доходов региональных и местных бюджетов, а также стимулируют трудовую миграцию, особенно молодежи.