Файл: Программа (умк) Школа России Красноярск, 2023 пояснительная записка пояснительная записка Окружающий мир.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. АСТАФЬЕВА»
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Международная научная лаборатория проблем информатизации образования и образовательных технологий
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(для 3 классов образовательных организаций)
ФИО: Ляпина Наталья Дмитриевна, Суркова Анастасия …., Федоренко Мария …., Шинкаренко Анастасия Дмитриевна
учебный год: 2022-2023
программа (УМК): Школа России
Красноярск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Окружающий мир
УМК « Школа России»
3 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
Учебник «Окружающий мир», в 2 частях
Тетрадь « Окружающий мир» в 2 частях
Автор: А.А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2016 г., ФГОС
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для третьего класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357). -
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011). -
Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Цели и задачи изучения курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; -
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; -
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; -
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; -
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
-
идея многообразия мира; -
идея целостности мира; -
идея уважения к миру.
Общая характеристика предмета
Курс «Окружающий мир» для третьего класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть спешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшee национальное достояние России.
Окружающий мир какучебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Учебно- методический комплект
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. - М.: Просвещение,.
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 3 класса начальной школы. В двух частях. - М.: Просвещение ,.
-
Школа России. Концепция и программы для начальных классов, А. А. Плешаков. -М.: Просвещение.
Место в базисном учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира в 3 классе начальной школы выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Учебно – тематический план изучения предмета
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Контроль |
1. | Как устроен мир. | 6 | 1 |
2. | Эта удивительная природа. | 18 | 1 |
3. | Мы и наше здоровье. | 9 | 1 |
4. | Наша безопасность. | 7 | 1 |
5. | Чему учит экономика. | 12 | 1 |
6. | Путешествие по городам и странам. | 16 | 1 |
7. | Всего: | 68 | |
Чему учит экономика (12 ч).
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
-
распознавать неживую и живую природу; -
растения дикорастущие и культурные; -
деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; -
насекомых, рыб, птиц, зверей; -
основные признаки времён года; -
некоторые охраняемые растения и животных своей местности; -
правилам поведения в природе; -
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; -
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; -
распознавать и называть строение тела человека; -
правила личной гигиены; -
особенности охраны здоровья в разные времена года; -
правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; -
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах; -
называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Третьеклассники получат возможность научиться:
-
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; -
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; -
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; -
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; -
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижени
личностных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжается:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; -
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -
формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -
формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.