Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов, обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«УГОЛОВНОЕ ПРАВО»
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для
студентов, обучающихся с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
дистанционной формы обучения
по
направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
МОСКВА - 2022

2
Содержание
1. Цель выполнения курсовой работы
3 2. Задачи выполнения курсовой работы
3 3. Этапы подготовки курсовой работы
3 3.1. Выбор темы курсовой работы
4 3.1.1. Примерные темы курсовых работ по учебной дисциплине
«Уголовное право»
4 3.2. Составление плана (содержания) курсовой работы. Подбор нормативного материала, учебной и научной литературы
7 3.3. Подготовка текста курсовой работы 10 3.3.1. Требования, предъявляемые к написанию и оформлению курсовой работы
12 3.4. Проверка курсовой работы……………………………………………………14
Приложение 1. Образец титульного листа
17
Приложение 2. Образец содержания
18
Приложение 3. Образец введения
19
Приложение 4. Образец заключения
21
Приложение 5. Образец списка источников
22

3
1. Цель выполнения курсовой работы
Курсовая работа по учебной дисциплине «Уголовное право» выполняется с целью развития и закрепления у студентов навыков самостоятельного, аналитического и творческого мышления в процессе анализа нормативных и литературных источников по уголовно-правовой теории, логического построения и изложения материала, четкости и обоснованности теоретических выводов и практических рекомендаций.
Курсовая работа является самостоятельной, творческой научно- исследовательской работой, которая позволяет студенту ближе ознакомиться с отдельными вопросами изучаемой дисциплины, наиболее важными и актуальными проблемами уголовного права. Курсовая работа способствует закреплению полученных знаний, более глубокому освоению нормативного материала, развитию у студентов навыков осуществления поиска, систематизации, комплексного анализа и толкования необходимых источников.
2. Задачи выполнения курсовой работы
Задачами курсовой работы являются:
- систематизация и закрепление полученных базовых теоретических знаний по проблемам уголовного права, в их числе: усвоение категориального аппарата, основных теоретических концепций и направлений, выявление функционального и структурного аспектов в исследуемом объекте и т.п.;
- развитие и применение полученных знаний при разрешении конкретных научно-практических задач в рамках темы курсовой работы;
- приобретение навыков самостоятельной работы, овладение методикой научного теоретико-практического исследования, навыками сопоставительного анализа нормативных и литературных источников.
При выполнении курсовой работы, студенты, опираясь на полученные знания и умения, должны показать свою способность излагать и защищать


4 научно-обоснованную позицию по исследуемой проблеме.
3. Этапы подготовки курсовой работы
1. Выбор темы курсовой работы.
2. Составление плана (содержания) курсовой работы.
3. Подбор и изучение нормативного и литературного материала по теме исследования.
4. Написание текста курсовой работы с выделением основных проблем в рамках избранной тематики.
5. Оформление курсовой работы и предоставление работы на проверку преподавателю-руководителю.
3.1. Выбор темы курсовой работы
Студент выбирает тему курсовой работы либо из представленного перечня, либо самостоятельно по отдельным проблемам (вопросам) уголовного права при условии получения согласия руководителя.
Выбор темы для курсовой работы имеет большое значение. При выборе темы очень важно учитывать еѐ сложность, имеющиеся знания, опыт, навыки критического анализа и аналитического мышления, которые в своей совокупности позволяют выявить наиболее значимые и актуальные проблемы в современной цивилистике.
3.1.1. Примерные темы курсовых работ по учебной дисциплине
«Уголовное право»
Общая часть
1. Основные этапы становления и развития российского уголовного законодательства.
2. Понятие уголовной политики и ее реализация в установлении уголовной ответственности.
3. Действие уголовного закона во времени и в пространстве.

5 4. Понятие преступления и его признаки.
5. Состав преступления. Соотношение понятий «преступление» и
«состав преступления».
6. Классификация составов преступлений.
7. Объективная сторона преступления.
8. Понятие и признаки субъекта преступления.
9. Понятие и признаки субъективной стороны преступления.
10. Вина и формы вины в преступлении.
11. Мотив, цель и эмоциональное состояние субъекта преступления.
12. Необходимая оборона и условия ее правомерности.
13. Крайняя необходимость: понятие и признаки.
14. Приготовление к преступлению и покушение на преступление.
15. Формы соучастия в преступлении.
16. Соучастники преступления и их виды.
17. Основания и пределы уголовной ответственности соучастников преступления.
18.Множественность преступлений.
Формы множественности преступлений.
19. Система наказаний. Основные виды наказаний.
20. Система наказаний. Дополнительные виды наказаний.
21. Обстоятельства, смягчающие наказание.
22. Обстоятельства, отягчающие наказание.
23. Условное осуждение.
24. Освобождение от уголовной ответственности.
25. Освобождение от наказания.
26. Судимость и ее уголовно-правовое значение.
27.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
28. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.


6 29. Основания и порядок применения принудительных мер медицинского характера.
30.Конфискация имущества.
31. Понятие и признаки убийства, их классификация
32. Квалифицированные виды убийства.
33. Убийство, совершенное в состоянии аффекта и при превышении пределов необходимой обороны.
34. Уголовно-правовая характеристика умышленного причинения вреда здоровью.
35. Преступления против личной свободы (анализ отдельных составов преступлений).
36. Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой свободы.
37. Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой неприкосновенности.
38. Преступления против политических прав и свобод человека и гражданина.
39. Преступления против социальных прав и свобод человека и гражданина.
40. Преступления против трудовых прав человека.
41. Преступления против несовершеннолетних (уголовно-правовая характеристика).
42. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (анализ составов преступлений).
43. Преступления против семьи.
44. Понятие, признаки и классификация хищений.
45. Мошенничество (уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений).
46.Уголовно-правовая характеристика кражи.
47. Уголовно-правовая характеристика грабежа.

7 48. Уголовно-правовая характеристика отдельных преступлений, совершенных участниками экономической деятельности.
49. Уголовно-правовая характеристика отдельных преступлений, связанных с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции.
50. Преступления в сфере обращения денег, ценных бумаг и иных платежных документов (анализ отдельных составов преступлений).
51. Уголовно-правовая характеристика преступлений террористической направленности (на примере ст. 205.1 -205.3 УК РФ).
52. Уголовно-правовая характеристика бандитизма.
53. Уголовно-правовая характеристика хулиганства.
54. Уголовно-правовая характеристика отдельных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
55. Экологические преступления: понятие и характеристика.
56. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 290-290.1 УК РФ.
57. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (анализ отдельных составов преступлений).
58. Государственная измена и шпионаж (сравнительная характеристика составов преступлений).
59. Преступления, посягающие на реализацию конституционных принципов правосудия: понятие и виды.
60. Преступления, посягающие на процессуальный порядок получения доказательств по делу: понятие и виды, характеристика.
61. Преступления против военной службы (анализ отдельных составов преступлений).
62. Преступления против мира и безопасности человечества (анализ отдельных составов преступлений).
3.2. Составление плана (содержания) курсовой работы.
Подбор нормативного материала, учебной и научной литературы


8
При составлении плана (содержания) следует, прежде всего, определить основной круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. При этом следует учитывать, что в процессе работы план может уточняться и конкретизироваться, но на первоначальном этапе он используется как «рабочий» вариант, в соответствии с которым начинается подбор литературных и нормативных источников.
План работы именуется «содержание» и излагается на 2-ой странице
(следующей после титульного листа). В целом, план (содержание) должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержательные характеристики, в нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы исследования.
Обычно он включает 4-6 вопросов. Они должны отражать основные моменты, составляющие содержание рассматриваемой темы. План курсовой работы следует составлять, опираясь на план изложения избранной темы в учебной литературе, а также исходя из характера и объема собранного материала. План работы должен позволить студенту полно и глубоко раскрыть избранную тему, не выходя за ее рамки. По мере написания работы план может корректироваться.
План курсовой работы должен иметь следующую структуру:
- введение (2 страницы), в котором обосновывается важность и актуальность рассматриваемой темы, указывается цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и нормативная правовая база, структура курсовой работы;
- основная часть (20 страниц), в которой рассматривается суть изучаемого вопроса, существующие проблемы теории и практики и включающая параграфы;
- заключение (2-3 страницы), в котором кратко подводятся итоги проделанной работы и формулируются выводы и предложения;
- список использованных источников (10-15 источников);
- приложения (возможны).

9
Изложение материала работы надо проводить от общих положений (понятия, правовой природы рассматриваемой категории, правового института) к частным
(специальным нормам, особенностям, отдельным видам рассматриваемого явления). При определении количества параграфов следует исходить из смыслового соответствия содержания параграфов теме курсовой работы, а также из того, что объем одного параграфа не должен быть менее двух – трех страниц. Правовые проблемы и материалы судебно-арбитражной практики можно выделить в отдельные разделы работы, либо включить их в соответствующие параграфы проводимого исследования.
Руководитель:
- объясняет основные направления теоретической проблематики темы исследования;
- рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме.
Подборка нормативных источников и научной литературы должна происходить в соответствии с целями и задачами курсовой работы. При этом студенту одинаково важно прислушиваться как к советам руководителя, так и проявлять должную самостоятельность.
Работа должна основываться не только на учебниках и учебных пособиях. Необходимо использование целого ряда научных публикаций по теме исследования, в том числе статьи, монографии, а также электронные материалы.
Особое внимание следует обратить на то, что курсовая работа является научным исследованием проблематики, поэтому при ее написании следует опираться на достоверные научно-обоснованные факты.
Наряду с литературными источниками, особое внимание следует уделить анализу нормативно-правовых актов и судебной практики по теме исследования. Для этого необходимо воспользоваться электронными версиями справочно-правовых систем Консультант Плюс (
http://www.consultant.ru
) и
Гарант (
http://www.garant.ru
). Так же используются ресурсы электронной


10 библиотеки системы дистанционного обучения
(Режим
доступа:http://elearn.sde.ru/login/index.php/).
Важно использовать действующие акты только в последней редакции, поскольку только они содержат актуальные изменения законодательства.
Можно также воспользоваться указателями статей в профильных журналах: «Вестник МГУ, серия «Право», «Государство и право», «Законность»,
«Российская юстиция»,
«Уголовное право»,
«Уголовный процесс»,
«Следователь», «Российский следователь», «Библиотека криминалиста»,
«Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и многие другие.
Большую помощь в поиске необходимой информации оказывают реферативные журналы и сборники, различные библиографические издания, летопись журнальных статей и книжная летопись, выпускаемая Всероссийской книжной палатой еженедельно.
Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Над каждой выпиской надо указать проблему, о которой вы пишите, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, номер цитируемой страницы. Выписки особенно удобны, когда возникает необходимость собрать материалы из разных источников по одному и тому же вопросу.
Большую помощь в критическом анализе книги или статьи оказывают тезисы. В отличие от выписок тезисы всегда содержат аргументы автора, по поводу его взгляда на тот или иной вопрос. Это позволяет сопоставить свой взгляд с иной точкой зрения. Для составления тезисов рекомендуется ознакомиться с текстом, затем разбить его на ряд относительно самостоятельных и завершенных частей. В каждой из этих частей следует определить и выписать основные идеи и четко сформулировать отдельные положения. Процесс составления тезисов позволяет изучить и продумать конкретный вопрос, используя несколько источников информации. Часть

11 тезисов может содержать цитаты, необходимые для сравнения разных точек зрения.
Наиболее универсальный вид записи - конспект. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. При составлении конспекта нужно стремиться к форме краткого пересказа. В конспекте можно записать и личное отношение его составителя к самому материалу. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду источников, позволяющий более или менее полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы.
Алгоритм работы студента на данном этапе может состоять в следующем: сначала определяется имеющаяся проблема, относящаяся к теме курсовой работы. Затем исследуются точки зрения различных авторов, их взгляд на данную проблему, их отношение к ней, предлагаемые ими пути решения, выхода из проблемы, либо ее преодоление. На последующем этапе студент должен сформулировать свое отношение к имеющейся проблеме, опираясь на точки зрения других авторов, либо предложив свою позицию, кратко законспектировав ее.
После изучения и систематизации литературных и нормативных материалов, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана
(содержания) курсовой работы. Все изменения должны быть обсуждены и согласованы с руководителем.
3.3. Подготовка текста курсовой работы
Перед непосредственным выполнением текста курсовой работы следует еще раз продумать логику изложения материала, его системность и аргументированность.
Необходимо обратить внимание на ряд следующих факторов: