Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.01. Дошкольное образование
Дисциплина: Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
Самостоятельная работа № 2.3.
Выполнила:
Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна
Преподаватель: Савченко Виктория Андреевна
Пермь-2023г.
Задание 1. Как правильно разместить игрушки, чтобы они стимулировали развитие речи детей раннего возраста и способствовали общению взрослого с ребенком?
Ответ:
Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.
Ранний возраст является наиболее важным сензитивным периодом в развитии речи. Недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, стимулировать ееразвитие.
Работая с детьми раннего возраста , воспитатели ставят перед собой цель и задачи на год:
Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого; диалогической речи как средства общения.
Задачи:
-
приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения; -
обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка; -
побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими; -
развивать навыки общения с помощью слова; -
развивать начала монологической речи.
Они реализуются в специально организованной и нерегламентированной деятельности (игровой, трудовой, бытовой или повседневной под руководством воспитателя). Решение задач достигается путем комплексного использования методов и приёмов развития речи.
1.Наглядные методы (направлены на накопление содержания речи)
-рассматривание иллюстраций, фотографий, мультфильмов
- рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин
-наблюдения (экскурсии)
-описание предметов, картин, игрушек
-наблюдение за живыми объектами
-наблюдения в природе
-демонстрация объекта
-сюрпризный момент.
2.Словесные (в сочетании с наглядными)
-чтение художественного слова
- загадывание загадок
- рассказывание сказки с показом иллюстраций, настольного театра
(других видов театра)
- чтение и рассказывание литературных произведений (потешек,
прибауток, сказок с использование наглядности)
-заучивание стихов, потешек и т. д.
-пересказ.
Решение основной задачи, методы и приемы развития речи предполагают организацию целесообразной речевой предметно-развивающей среды. Это одно из условий полноценного познавательно-речевого развития детей 3-го года жизни.
Предметно-развивающая среда младшей группы должна:
• побуждать детей к активной речи;
• удовлетворять потребность малыша в движении;
• формировать положительный эмоциональный настрой;
• отвечать эстетическим требованиям;
• предполагатьусловное зонирование группового помещения;
• быть динамичной и мобильной.
Речевая предметно-развивающая среда:
• создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованнойи самостоятельной деятельности;
• обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
• способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.
Для развития речи детей3-го года жизни в группах предусмотрены следующие зоны
, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.
Книжный уголок: включает художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников(стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В уголке должны быть представлены следующие виды книг :
• книги со знакомым сказкам, потешками;
• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
• книжки-раскладушки.
Уголок речевого развития включает:
-наборы предметныхи сюжетных картинок для рассматривания детьми;
- картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);
-картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;
-картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
-картотека упражнений дыхательной гимнастики;
-картотека пальчиковых игр;
-картотека логоритмических игр;
-картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания
-картотека словесных дидактических игр;
-фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);
Уголок сенсомоторного развития:
-вкладыши разной формы,
-сюжетно-дидактическое панно с пуговицами,
-разные виды мозаик,
-пирамидки,
- настольно-печатные игры;
- настенные панно и напольные мягкие модули для развития мелкой моторики, изготовленные педагогами совместно с родителями.
Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.
различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, маски для игр-драматизаций, куклы бибабо, разнообразные фланелеграф.
Игровой уголок включает:
-дидактические игры, направленные на речевое развитие ( например: «Кто и как разговаривает?», «Угадай чей хвост?» и др.;
-игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши и др.)
-игрушки - шнуровки разного вида («Шнурки», «Застегнём кукле пальто» и др.,
-крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
-игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
-кукольная мебель для комнаты и кухни;
- атрибуты для сюжетно–ролевых игр.
«Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)
Создавая предметно-развивающую среду по развитию речи, надо стараться сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечит содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, предметов, книг, пособий стимулирует речевую активность детей.
Успешная работа по развитию речи детей не возможна без тесного взаимодействия с семьей. В связи с этим в приёмной групп оформлена информация для родителей по проблеме развития речи детей 3-го года жизни; папки «Как разговорить ребенка», «Развитие активной речи», «Как развить речь ребенка»
Задание 2. Составьте игровую программу, направленную на развитие детского коллектива. Программа должна иметь цель, указание на возраст детей, содержать не менее 10 игр. Каждую игру необходимо описать по следующей схеме: цель игры, необходимые материалы, игровые действия (что должны делать дети), правила или примечания (при необходимости).
Ответ:
1. Игра «Ты мне нравишься»
Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развивать этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех участников класса.
Материалы: Клубок цветной шерсти.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в группе ученика.
Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ребёнка, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому – то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нить свою ладонь так, чтобы «паутина» была более – менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нём нравится, за что вы хотели его поблагодарить. И так продолжается наша игра всё дальше и дальше…Постарайтесь хорошо запомнить то. Что вам скажут. Когда будут передавать клубок.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что – то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчёркивать в современном обществе. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы «ты мне нравишься, потому что…», то позвольте им заменить её словами «Мне понравилось, как ты…».