Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Структура и технология электронных библиотек в образовательном учреждении.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Информационные технологии в образовательной деятельности
1.1 Общая характеристика информационных технологий в образовании
1.2 Проблема педагогической эффективности и классификация информационных технологий
1.4. Методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе
| Российский государственный социальный университет |
Итоговый контроль
по дисциплине «Структура и технология электронных библиотек в образовательном учреждении»
ФИО студента | Флягина Анна Андреевна |
Направление подготовки | Психолого-педагогическое образование (с применением ДОТ) |
Группа | ПЕД-М-5-З-2022-1ДИСТАНТ |
Москва 2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Информационные технологии в образовательной деятельности 5
1.1 Общая характеристика информационных технологий в образовании 5
1.2 Проблема педагогической эффективности и классификация информационных технологий 8
1.3. Психолого-педагогические факторы использования информационных технологий в образовательном процессе 11
1.4. Методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ИСТОЧНИКИ 21
ВВЕДЕНИЕ
В определенном смысле термин электронная библиотека известен уже давно — в течение ряда лет различные специалисты предсказывали наступление эры электронных библиотек. Вместе с тем этот термин можно считать и совершенно новым, относящимся к незнакомому учреждению. Традиционные библиотеки являются не только коллекцией документов или источников информации, но имеют также средства навигации, систему каталогов, службы помощи читателю и автоматизированную среду работы с информацией, то придется признать, что электронная библиотека начинает приобретать некоторые новые черты.
Тема, рассматриваемая в данной работе, очень актуальна, так как мы живем в эпоху повсеместного становления информационного общества. Под действием процесса глобализации стираются границы стран: экономические, языковые, и, разумеется, информационные. Общие процессы информатизация меняет нашу жизнь, все чаще мы встречаемся с компьютерными информационными системами. Они во многом упрощают нашу жизнь, освобождают время, облегчают наш труд. Наиболее важным ресурсом в современном обществе становится информация. Сохранение, преумножение и рациональное использование этого ресурса стало иметь огромнейшее значение для каждого государства и общества.
Цель данной работы: на основе комплекса источников и литературы изучить теоретические и методические основы использования информационных технологий.
Объект исследования: технологии в системе образования
Предмет исследования: процесс использования информационных технологий в процессе обучения.
ГЛАВА 1. Информационные технологии в образовательной деятельности
1.1 Общая характеристика информационных технологий в образовании
К системе образования промышленно развитых государств компьютеры были введены в 80-х гг. прошлого века. С одной стороны, это было новейшее средство управления школами, с другой – предмет изучения. Учитывая прошлое, можно выразить предположение о том, что идея «компьютерной грамотности» была основной движущей силой попыток ввести компьютер в школьную систему. Ученики и их родители все в большей степени осознавали необходимость в связанных с компьютером навыках.
В конце ХХ века стало понятным, что компьютеры начинают применять в образовании не только ради приобретения компьютерной грамотности, но и в других целях. Технологические тенденции как в оборудовании, так и в программном обеспечении начали изменять статус компьютера. Выросли возможности обработки данных разного типа, улучшены технические характеристики, компьютерная техника приобрела компактность и удобство в использовании; появление дешевого оборудования позволило осуществить коммуникацию от одного компьютера к другому. Благодаря цифровой форме хранения текстов, изображения и звука на компактных дисках, пользователь получил возможность одновременно работать с информацией разных типов модальности.
Результатом развития программного обеспечения стала разработка программ интерактивного самообучения для пользователей, удобная реализация взаимодействия между пользователем и компьютером, в частности, благодаря графическому интерфейсу пользователя, упрощения процесса коммуникации с другими компьютерами (создание сети).
Информационным технологиям присуще большинство образовательных свойств других технологий (книги, радио, фильмы, звукозаписи, телевидение), к тому же появилась возможность активной коммуникации. Компьютер превратился в средство, которое стало органической частью образовательной среды.
Интеграция компьютерных и коммуникационных технологий естественно вызывала
изменения в традиционном формальном образовании, в частности в двух аспектах – педагогическом взаимодействии субъектов учебы и содержании образования. Изменения в типах взаимодействия между учителем и учениками вызывают изменения в методах обучения. Следовательно, актуальной для исследований остается методика преподавания разных предметов в современной дидактике. Изменения в содержании образования влияют на характер и тип учебных материалов.
Во Всемирном докладе из образования организации ЮНЕСКО были выделены три составляющих использования информационных технологий в наше время в разных системах образования:
- первая (традиционная) – как средство обеспечения приобретения учениками минимального уровня компьютерной грамотности;
- вторая – как средство поддержки и обогащения учебного плана;
- третья – как среда для взаимодействия между учителями и учениками.
В настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях с целью поддержки и обогащения учебного плана чаще всего используют такие информационные технологии как:
- интерактивные справочные и материалы для самообразования (словари, энциклопедии, атласы, самоучители разных языков и тому подобное);
- образовательные программы вместе с играми или образовательные программы с интерактивными подобными играм и развлечениям параметрами, цель которых – вызывать интерес и желание познавать больше2.
Развитие современных сетевых технологий предоставляет возможность получить доступ к любому готовому образовательному продукту. Интернет содержит большое количество узлов с потенциально интересным и актуальным материалом для образования. Однако существуют практические трудности с нахождением такого материала, который может быть быстро включенным в существующие учебные планы. Создание качественных эффективных образовательных информационных материалов дорого стоит, нуждается в услугах бригады высококвалифицированных проектировщиков и техников, которые работают в команде с педагогами. Вообще, интеграция образовательного материала, созданного с помощью информационных технологий, в учебные планы просветительских заведений является одной из самых актуальных проблем.
Наличие компьютерной техники в общеобразовательных учебных заведениях является необходимым, но не достаточным условием ее широкого и эффективного использования в учебно-воспитательном процессе. Среди существенных препятствий:
- наличие небольшого количества информационных программ, которые могут быть непосредственно введены в существующие учебные планы (отвечают программным требованиям и улучшают усвоение содержания учебных предметов);
- адаптация образовательных продуктов, которые разработаны в других странах, усложняется за счет отличий в языке, культуре, школьных планах;
- материальные, технические и организационные трудности создания работоспособных взаимодействующих групп техников и педагогов для реализации образовательных идей в компьютерных разработках).
Благодаря информационным технологиям, средства обработки, хранения, воссоздания текстов, звука, графики, фото, видео стали концептуально одинаковыми. ИТ технологиями объясняется нынешний расцвет Internet, телефония и интерактивное телевидение. ИТ стремительно развиваются.
Таким образом, информационные технологии начали вводиться в учебный процесс в 80-х гг. ХХ века. Сегодня они заняли прочное место в образовательной системе, поскольку они являются требованием времени и имеют возможность существенно активизировать учебный процесс.
1.2 Проблема педагогической эффективности и классификация информационных технологий
Анализ современных компьютерных программ и опыта использования информационных продуктов в системе общего образования показывает, что качественный учебный информационный продукт должен иметь по крайней мере такие характеристики: возможность быть использованным для организации разных видов учебной деятельности; возможность пополнения учебного материала; методически обоснован графический интерфейс; умеренное и обоснованное использование видео- и аудиоматериалов; возможность проработки разных типов данных; локальный и сетевой режимы работы.
Однако, любой информационный является лишь орудием педагогической практики учителя. Перечисленные ниже дидактические особенности средств обучения, которые базируются на использовании ИТ, создают несомненные преимущества (сравнительно с традиционными средствами) во время осуществления учебно-познавательной деятельности. А именно: информационная насыщенность; показ наглядно представленной информации существенно нового уровня; возможность сочетания логического и образного способов овладения информацией; возможность представления содержания на трех уровнях: наблюдения, теоретическом и практическом, что позволяет интегрировать абстрактность теоретического с конкретикой и наглядностью практического знания; реализация личностного подхода к учебе: возможность подстраиваться под индивидуальный стиль того, кто учится; возможность осуществления интерактивного взаимодействия, общения в информационно-образовательном пространстве; расширение средств для реализации учителем творческих подходов к методике преподавания предмета. Актуальные проблемы использования информационных технологий: эффективность информационных учебных программ; классификация ИТ; влияние компьютерных технологий на психофизиологическое состояние ученика; коммуникация субъектов обучения; сочетание традиционных и информационных средств обучения; формирование информационной культуры будущих учителей; использование средств ИТ в изучении разных дисциплин школьного курса
1.
Одно из центральных мест в научно-педагогических дискуссиях занимает определение аспектов эффективности информационных учебных программ. В научно-педагогических публикациях подчеркивается, что проблемы внедрения информационных средств, использования Интернета в системах современного школьного образования не имеют в настоящее время достаточного научно-методического обеспечения и обоснования. Мало изучаются отличия, особенности и влияние на результативность учебного процесса использования ИТ. Создание образовательных ИТ нуждается в широком кругу компетентности в педагогике, профессиональном образовании, программировании, общеобразовательных и общетехнических дисциплинах. Следовательно, в создании информационного образовательного продукта обязательно должны участвовать преподаватели, методисты, психологи, физиологи. Реальное положение дел в современном образовании указывает на существование существенных препятствий в организации и производительном функционировании таких рабочих групп.
Образовательные информационные продукты имеют многоаспектное использование. Их можно разделить на виды: электронные энциклопедии, справочники, учебники, которые содержат только изложение материала; электронные учебники-тренажеры, которые позволяют не только ознакомиться с материалом, но и ответить на определенные вопросы и выполнить некоторые упражнения на закрепление материала; контролирующие среды, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала; комбинированный ресурс (наиболее желательный, но существенно более редкий вид), который содержит все компоненты, имеет адаптивные и расширяемые свойства; творческие среды, которые позволяют ученику выявлять и развивать свои уникальные способности во время работы над информационными проектами, позволяют не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры; программы-конструкторы, которые позволяют проводить исследование в разных или узкоспециализированных областях знаний; игры, которые направлены на интеллектуальное развитие.
Россия в настоящее время еще находится на пути формирования системы государственных электронных информационных ресурсов. Среди мероприятий, которые создают условия для широкого пользования этими электронными информационными ресурсами, разработка рекомендаций относительно приведения электронных информационных ресурсов в соответствие с единственными стандартами, гармонизированными с международными.