Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Структура и технология электронных библиотек в образовательном учреждении.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Информационные технологии в образовательной деятельности
1.1 Общая характеристика информационных технологий в образовании
1.2 Проблема педагогической эффективности и классификация информационных технологий
1.4. Методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе
Таким образом, информационные технологии повышают эффективность обучения, но только при условии правильного их использования со стороны педагога. В противном случае, как показывают зарубежные и отечественные исследования, информационные технологии будут только отвлекать от учебного процесса и усложнять его.
1.3. Психолого-педагогические факторы использования информационных технологий в образовательном процессе
Использование ИТ в образовании, бесспорно, связано с тем, что современный компьютер являет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Новые условия порождают и новые требования к процессу учебы и, конечно, к педагогу. Чтобы отвечать современным критериям, учителю необходимо знать и использовать информационно-коммуникационные технологии.
Сущность вопроса заключается не в повышении уровня знаний специалиста, а в развитии способностей находить нужную информацию, анализировать ее и внедрять в практическую деятельность, оперативно реагировать на инновационный опыт, а также проектировать, создавать, экспериментально апробировать инновации, уметь их целеустремленно распространять. Поэтому, основным приоритетом развития современного образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает дальнейшее совершенствование образовательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе.
В отрасли образования отмеченные технологии находят применение во многих направлениях деятельности, в частности, обновляется содержание образования, начинается дистанционное обучение, внедряются новые формы общения: электронная почта, видеоконференции, участие в работе Интернет-форумов и др. А это все нуждается в высшем уровне и качестве подготовки учеников в школе.
ИТ способствуют активизации учебной деятельности учеников. Именно благодаря ним открываются новые возможности для творчества и развития не только детей, но и всех участников учебно-воспитательного процесса. Компьютеры позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу его восприятия. Они многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации, позволяют вести коррекцию. За компьютерами – будущее в поиске необходимой информации. Возможности компьютерных и сетевых технологий активизируют воображение. Поэтому внедрение этих технологий в современный учебный процесс является абсолютно природным явлением.
Шагом на пути организационно-педагогического обеспечения использования компьютерной техники как средства повышения эффективности учебно-воспитательного и управленческого процесса стало создание школьных баз данных учеников и учителей школы, создания технологий, ориентированных на решение административных проблем, которые являются специфическими именно для образовательного заведения: систематизация и обработка с помощью компьютера всей школьной документации, создания аналитической базы деятельности учебного заведения (графика, диаграммы, таблицы и тому подобное).
Кроме того, коррекционно-развивающие мероприятия, которые разрабатываются специально для учеников с целью развития познавательных процессов, также побуждают детей к активному участию в работе, ориентируя их, как на индивидуальную, самостоятельную работу, так и на работу в группах.
ИТ предоставляют доступ к большому количеству диагностических материалов, созданных с помощью компьютера, который служит базой для организации в школе информационно-аналитического центра учебно-воспитательной работы, в котором собраны материалы всех направлений работы школы, которые поданы в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем и тому подобное. Работать с такой базой легко, поскольку данные хранятся в электронном виде, который дает возможность в любой момент, получить нужную информацию.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий требует перестройки психолого-педагогической структуры деятельности учителя, который их применяет. Такая перестройка связана с общим переструктурированием ментальной модели мира человека, причем не только в профессиональном аспекте. Нетривиальность этого процесса провоцирует неоднозначное отношение педагогов к новым информационно-коммуникационным технологиям, как и к любым педагогическим инновациям. Этот консерватизм имеет определенную защитную функцию, оберегая систему образования от необоснованных вмешательств и возбуждающих влияний. Однако, серьезное психологическое сопровождение процесса внедрения инновации может помочь системе снять «психологическую защиту» и открыться для восприятия нового. Инновация же, в свою очередь, должна быть научно обоснованной, методологически и методически обеспеченной и понятной для учителей, без активного содействия которых ни одно нововведение в образовательном пространстве не является возможным.
Введение информационно-коммуникационных технологий в образовании, как и любые другие инновации, проходят так называемый 5-этапный процесс принятия: познание, убеждение, решение; внедрение; подтверждение. Опыт показывает, что успешно преодолевается этот поэтапный путь в том случае, если внедрение информационных технологий происходит в соответствующей учебной среде. В контексте создания современных систем обучения и образования как конструирование соответствующих сред, информатизация образования может рассматриваться как процесс создания развитой информационно-образовательной среды. Этот процесс связан не столько с развитием соответствующей материально-технической базы, сколько с формированием принципиально новой культуры педагогического труда в условиях новой информационно-образовательной среды, в частности, с применением и дальнейшим развитием дистанционных образовательных технологий.
Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий с целью интенсификации обучения изменяет характер развития, приобретения и распространения знаний; открывает возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; расширяет доступ к общему и профессиональному образованию; качественно изменяет роль учителя в учебном процессе (он ведет с учениками постоянный диалог, который превращает информацию в знание и понимание, создает вместе с учеником на почве современных технологий соответствующую учебную среду и существуют в ней, влияя на его развитие и обогащение).
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе имеет в себе психологический аспект, который состоит в готовности учителя квалифицированно использовать их, и в готовности ученика воспринимать ИТ как учебное, а не развлекательное средство. При успешном применении ИТ возрастает самооценка учащихся, формируется атмосфера равноправного сотрудничества между педагогом и учеником.
1.4. Методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе
Эволюция компьютерных технологий позволила успешно применять их по таким направлениям учебной деятельности: использование информационных справочных и экспертных систем с применением компьютерной техники для хранения информации, поиска и частичной ее интерпретации.
Эффективность учебного процесса несовместима с перегрузкой психической деятельности его участников. Применение компьютерной техники на уроках способно значительно повысить производительность труда участников педагогической деятельности за счет высококачественной передачи учебного материала, концентрации внимания на ключевых моментах, и в то же время уменьшить непродуктивные потери сил и времени на поиск, обработку, восприятие и усвоение информации. В настоящее время разработаны пакеты прикладных программ, ориентированных как на групповую работу во время занятий, так и на внеаудиторную работу ученика1. Спецификой занятий в начальной школе является необходимость достаточно часто использовать наглядность как в виде стационарных ее форм, так и в динамике. С помощью ЭВМ со специальным проектором легко можно продемонстрировать необходимые образовательные материалы.
Важной составляющей частью целостной системы обучения является самостоятельная работа. Этот вид деятельности позволяет использовать разнообразные типы программного обеспечения учебного процесса. Кроме прикладного программного обеспечения, целесообразно использовать банки данных с разными работами в сети Internet.
Усилению обратной связи между участниками учебного процесса в процессе обучения способствует автоматизированный тестовый опрос.
Невзирая на разнообразие применения вычислительной техники, она остается вспомогательным средством для показа наглядно учебного процесса.
Формирование практических умений и навыков учеников в процессе обучения должно связываться с использованием электронно-вычислительной техники не только для выполнения демонстраций, но и творческих заданий.
Практика свидетельствует, что содержание вопросов компьютеризации производства как в одном из основных направлений научно-технического прогресса нуждается в пересмотре позиции относительно ознакомления учеников с физическими основами строения и действия ЭВМ с целью формирования целостных представлений их эффективного использования в индивидуальной экспериментальной работе, для формирования политехнического мировоззрения. Следовательно, для надлежащего обеспечения учебного процесса в школах необходимо разработать такое оборудование и средства наглядности, которые можно было бы использовать как на уроках, так и во время индивидуальной внеурочной работы учеников. При этих условиях появляется возможность воплощать принцип взаимосвязи знаний и практической деятельности.
Разработанные сегодня наглядные средства используются в учебно-воспитательном процессе, способствуют повышению качества этих видов учебного процесса и проведению внеаудиторной работы. В то же время обеспечивается: достаточная иллюстративность; эстетическая привлекательность демонстрируемого материала; относительная простота манипуляций во время проведения различных видов работ; массовость проведения различных форм деятельности, многократность действий, возможность повторного проведения; переход от теории к практике.
Направленность занятий на использование ИКТ как высокоэффективного средства обучения не только обеспечивает повышение уровня подготовки учеников, но и существенно влияет на их мотивационную сферу, предопределяя формирование приоритетных профессиональных и учебно-познавательных мотивов изучения предмета, которые обеспечат успешность овладения знаниями и умениями в будущем.
Вычислительная среда во всем мире изменяется очень быстро, и в то же время расширяются наши представления об областях применения компьютеров. Поэтому неопровержимой является необходимость более широкого применения учебных компьютерных моделей в системе профессиональной подготовки и деятельности учителя. Это позволит: расширить знание учеников в отрасли применения методов статистической обработки результатов; увеличить количество параметров, которые определяются по результатам натурного эксперимента; графически и аналитически исследовать явления; углубить межпредметные связи.
В связи с техническими достижениями последнего десятилетия, такими как быстрый рост емкости и мощности аппаратных средств, развитие коммуникации (Internet, мировая Wев-служба, мобильные коммуникации), возникают новые подходы к реализации учебно-воспитательного процесса2.
Таким образом, информационные технологии должны применяться при обучении таким образом, чтобы облегчать подачу учителем и понимание учениками материала. Кроме того, именно компьютерные технологии дают широкие возможности в демонстрации применения учебных предметов на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проанализировав использование информационных технологий при обучении геометрии учащихся основной школы, мы пришли к таким выводам.