Файл: Теоретические методы исследованияПонятие теоретических методов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретические методы исследования
Понятие теоретических методов
В противоположность эмпирическому теоретический уровень исследования представляет вторжение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней текстуры, источников возникновения, устройств становления и функционирования. Назначение теоретических методов состоит в том, чтобы не только установить прецеденты и вскрыть наружные взаимосвязи между ними, но и дать подробное объяснение, отчего они существуют, что их вызвало и т. д. Однако у теоретических методов исследования имеется и свой недостаток: они не оказывают конкретного воздействия на разнообразие наблюдаемых явлений и процессов,
хотя и позволяют обнаруживать в них скрытые закономерности, общее, значимое.
Рисунок 1. Методы теоретического исследования
Теоретический уровень исследования тесно связан с мыслительной деятельностью, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой и анализом. При этом раскрывается внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений, их взаимодействие и обусловленность.
Замечание 1
Теоретические методы исследования нужны для определения задач, формулирования гипотез и для оценки собранных прецедентов. Они тесно связаны с исследованием различной литературы: трудов классиков; общих и специализированный работ; исторических документов;
периодической печати и т. д.
Виды теоретических методов
Среди теоретических методов прежде всего стоит назвать теоретический анализ,
представляющий собой выделение и обсуждение отдельных сторон, признаков, отличительных черт, параметров явлений и процессов. Анализируя отдельные прецеденты, группируя,
систематизируя их, выявляются их общие и различные черты, устанавливается единый принцип или же правило. Анализ зачастую сопровождается синтезом, который помогает глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Поскольку теоретические методы исследования тесно связаны и изучением литературы, это позволяет выяснить, какие вопросы и проблемы уже достаточно изучены, а какие нуждаются в дополнительном изучении.
Работа с литературой подразумевает внедрение следующих методов:
составление библиографии — ассортимента отобранных по теме источников;
реферирование — сжатое переложение ключевого содержания;
конспектирование — ведение более детализированных записей, базу которых составляет выделение основных мыслей работы;
аннотирование — краткая запись общего содержания книги либо статьи;
цитирование — дословная запись выражений, либо цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Помимо перечисленных методов, на теоретическом уровне также используются:
Абстрагирование. Это отвлечение от каких-либо свойств изучаемых объектов и
1.
выделение тех качеств, которые исследуются именно в заданном направлении.
Абстрагирование имеет многоцелевой нрав, так как каждый шаг идеи связан с данным действием или же с применением его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от второстепенных качеств, связей, взаимоотношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или же нескольких интересующих изыскателя сторон данных предметов.
Аксиоматический метод. Сущность его состоит в том, что с самого начала
2.
размышления задается набор начальных положений, не требующих доказательств,
потому что они считаются абсолютно явными. Это положения именуют истинами или же аксиомами. Из них по конкретным правилам строится система выводных суждений.
Совокупность всех начальных аксиом и выведенных на их базе суждений составляет
аксиоматически построенную теорию.
Анализ и синтез. Как уже упоминалось ранее, анализ – это метод, в базе которого
3.
лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда исследователь использует данный метод, он в мыслях разграничивает изучаемый объект, узнает, из каких частей он состоит, каковы его качества и признаки.
Синтез же представляет собой соединение приобретенных при анализе частей во что-то целое. В результате внедрения синтеза наблюдается соединение знаний, приобретенных вследствии применения анализа, в единую систему.
Методы анализа и синтеза в научном исследовании органически связаны друг с другом и могут принимать всевозможные формы в зависимости от параметров изучаемого объекта и цели исследования.
Прямые анализ и синтез используются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его качеств, простые измерения. Более глубоко пробраться в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Они требуют вычленения в сложном многостороннем явлении его составляющих, предполагают акцентировать на них внимание. Так, это позволяет оказывать решающее влияние на все оставшиеся стороны сущности объекта.
Рисунок 2. Методы теоретического исследования
В то же время для исследования трудных развивающихся объектов используется исторический метод. Он употребляется исключительно там, где так либо иначе
Анализ и синтез. Как уже упоминалось ранее, анализ – это метод, в базе которого
3.
лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда исследователь использует данный метод, он в мыслях разграничивает изучаемый объект, узнает, из каких частей он состоит, каковы его качества и признаки.
Синтез же представляет собой соединение приобретенных при анализе частей во что-то целое. В результате внедрения синтеза наблюдается соединение знаний, приобретенных вследствии применения анализа, в единую систему.
Методы анализа и синтеза в научном исследовании органически связаны друг с другом и могут принимать всевозможные формы в зависимости от параметров изучаемого объекта и цели исследования.
Прямые анализ и синтез используются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его качеств, простые измерения. Более глубоко пробраться в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Они требуют вычленения в сложном многостороннем явлении его составляющих, предполагают акцентировать на них внимание. Так, это позволяет оказывать решающее влияние на все оставшиеся стороны сущности объекта.
Рисунок 2. Методы теоретического исследования
В то же время для исследования трудных развивающихся объектов используется исторический метод. Он употребляется исключительно там, где так либо иначе
предметом исследования становится ситуация объекта.
Идеализация. Это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в
4.
природе, но для которых есть прототипы в настоящем мире. Именно метод идеализации повсеместно используется как в естественных науках, так и в гуманитарных, в том числе и в педагогике.
Индукция и дедукция. Эти два методы прямо противоположны друг другу. Если
5.
индукция – это рассуждение от частного к общему, то дедукция наоборот базируется на получении вывода при рассуждении от общего к частному.
Восхождение от отвлеченного к конкретному. Данный метод представляет собой
6.
форму перемещения научного знания, закон отображения реальности в мышлении.
Согласно ему процесс познания словно разбивается на два этапа.
На первом этапе наблюдается переход от чувственно-конкретного к его отвлеченным определениям. Общий объект расчленяется, описывается с помощью тысячи понятий и суждений. Он вроде бы «испаряется», преображаясь в совокупность фиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап познания и есть восхождение от отвлеченного к конкретному. Сущность его состоит в перемещении идеи от отвлеченных определений объекта к точному в познании.
На данном этапе словно восстанавливается начальная целостность объекта, он воспроизводится во всей имеющейся многогранности — но уже в мышлении.
Эти два этапа тесным образом взаимосвязаны друг с другом.
Идеализация. Это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в
4.
природе, но для которых есть прототипы в настоящем мире. Именно метод идеализации повсеместно используется как в естественных науках, так и в гуманитарных, в том числе и в педагогике.
Индукция и дедукция. Эти два методы прямо противоположны друг другу. Если
5.
индукция – это рассуждение от частного к общему, то дедукция наоборот базируется на получении вывода при рассуждении от общего к частному.
Восхождение от отвлеченного к конкретному. Данный метод представляет собой
6.
форму перемещения научного знания, закон отображения реальности в мышлении.
Согласно ему процесс познания словно разбивается на два этапа.
На первом этапе наблюдается переход от чувственно-конкретного к его отвлеченным определениям. Общий объект расчленяется, описывается с помощью тысячи понятий и суждений. Он вроде бы «испаряется», преображаясь в совокупность фиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап познания и есть восхождение от отвлеченного к конкретному. Сущность его состоит в перемещении идеи от отвлеченных определений объекта к точному в познании.
На данном этапе словно восстанавливается начальная целостность объекта, он воспроизводится во всей имеющейся многогранности — но уже в мышлении.
Эти два этапа тесным образом взаимосвязаны друг с другом.