Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Современные технологии формирования и развития детского коллектива Практическое занятие 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 403

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Современные технологии формирования и развития детского коллектива

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Щепочкина Наталья Андреевна

Преподаватель:

Александрова Людмила Юрьевна

Практическое занятие 3

Тема: Психологические и педагогические основы формирования и развития детского коллектива в начальной школе. Психология педагогической поддержки развития детского коллектива в начальной школе. Педагогическая диагностика эффективности развития детского коллектива в начальной школе.

Цель занятия: получить навыки планирования работы по формированию и развитию детского коллектива, осуществления педагогической поддержки; получить навыки планирования внеурочной деятельности; научиться проводить мероприятия в различных технологиях воспитательной работы, проводить педагогическую диагностику эффективности развития детского коллектива в начальной школе, осуществлять анализ деятельности классного руководителя.

ЗАДАНИЕ 1

Максимальное количество баллов — 4.

Решите ситуационную задачу. Вы являетесь классным руководителем 2 класса в начальной школе. После перемены Вы зашли в класс и увидели, что дети спрятались под парты. Вы понимаете, что они хотели удивить Вас. Вы решаете подыграть им и проходите к своему столу со словами «Куда же все подевались?». Вдруг все ребята появляются из-под парт и кричат: «Сюрприз!» и громко смеются.

Осуществите краткий анализ данной ситуации, используя предложенный перечень необходимых для рассмотрения вопросов.  Ответ представьте в виде таблицы.

Таблица – Анализ ситуации

№ п/п

Вопрос для анализа ситуации

Обоснованный аналитический ответ

1.                   

Почему учащиеся «позволили» себе такую шутку?

По-моему, мнению, в данной ситуации не случилось ничего плохого. То, что весь класс решил подшутить над учителем говорит, о том, что класс дружный и веселый. А то что учитель решил подыграть говорит о том, что учитель имеет чувство юмора и у него хорошие отношения с детьми.

2.                   

Какую цель преследовали учащиеся?

Дети хотели подшутить над учителем и вероятнее всего просто посмеяться и повеселиться.

3.                   

Оцените стиль отношений учителя и учеников.

По имеющимся данным, можно сделать вывод, что между учителем и классом преобладает демократический стиль общения, отношения доверительные.

4.                   

Предложите вариант решения ситуации.

После того как все посмеялись, необходимо настроить класс для дальнейшее работы, так сказать направить в рабочее русло.
Например использовать один из следующих приемов Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);

  2. успеха (указательными);

  3. большого (средними);

  4. во всём (безымянными);

  5. и везде (мизинцами);

  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствие.
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).


 ЗАДАНИЕ 2

Максимальное количество баллов — 9.

Решите ситуационную задачу. Вы являетесь педагогом-психологом в школе. После изучения исходных данных по классу в виде заполненных личных данных «Карта адаптации первоклассника», которые предоставил классный руководитель 1А, Вам необходимо дать рекомендации по дальнейшей адаптации одной из учениц.

 Вопросы:

1. Изучите предложенную «Карту адаптации первоклассника».

2. Определите уровень адаптации первоклассника к школе. Насколько успешно прошла адаптация?

3. Выявите индивидуально-личностные особенности учащейся, предположите их судя по Карте адаптации.

4. Поясните, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий. Порекомендуйте, как избежать риска дезадаптации.

5. Сформируйте рекомендации классному руководителю. Составьте перечень активных мер по устранению проблемы.

 Оформите письменный ответ в следующем формате: не более 1,5 страницы печатного текста, формат листа А-4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Карта адаптации первоклассника

 Ф.И. ребёнка    Иванова Полина

 Класс:      1А            Возраст: ________6 лет 8 месяцев_____________

 Симптомы нормальной адаптации

Степень выраженности

сильно

средне

слабо

нет

Физиологическая адаптация

1. Трудоспособность

 

+

 

 

2. Уравновешенность

+

 

 

 

3. Жизнерадостность, оптимистичность

 

+

 

 

4. Внимательность, сосредоточенность

 

+

 

 

5. Хороший аппетит

+

 

 

 

6. Нормальный сон

+

 

 

 

Социально-психологическая адаптация

К учебной деятельности

1. В школу ходит с желанием

 

+

 

 

2. Активность, продолжительная заинтересованность

 

+

 

 

3. Адекватная реакция на замечания

+

 

 

 

4. Старательный, усердный

+

 

 

 

5. Активный на уроке

 

 

+

 

6. Самостоятельно выполняет задания

 

+

 

 

7. Быстро включается в учебный процесс

 

+

 

 

8. Равномерная успешность в учении

+

 

 

 

9. Прогресс успешности в учении

 

+

 

 

10. Аккуратный

+

 

 

 

К общению с ровесниками, учителями

1. Дружелюбный, отзывчивый

+

 

 

 

2. Вступает в контакт с детьми

 

 

+

 

3. Пользуется симпатией детей

 

 

+

 

4. Активный, эмоциональный в игре

 

 

 

+

5. В совместной учебной деятельности стремится к руководству детьми

 

 

 

+

6. Стремится к общению с учителем

+

 

 

 

7. Вежливый

+

 

 

 

Физиологическая дезадаптация

1. Утомляемость

 

+

 

 

2. Тревожность, неуверенность, заторможенность

+

 

 

 

3. Импульсивность, расторможенность в поведении

 

 

 

+

4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость

 

+

 

 

5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном

 

 

 

+

1 6. Жалобы на головную боль

 

+

 

 

7. Жалобы на тошноту, боль в животе

 

 

 

+

| 8. Отсутствие аппетита

 

 

 

+

9. Плохой сон

 

 

 

+

10. Заикается, запинается

 

 

 

+

11. Грызёт ногти, очень взволнованный

 

 

 

+

12. Засыпает на уроке

 

 

 

+

Социально-психологическая дезадаптация

К учебной деятельности

1. Отказывается ходить в школу

 

 

 

+

2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию

 

 

 

+

3. Отказывается выполнять задания

 

 

 

+

4. Нестарательный, равнодушный к неудачам

 

 

 

+

5. Негативно относится к замечаниям, плачет

 

 

 

+

6. «Присутствует» на уроке, молчит

 

 

+

 

7. Нуждается в помощи и контроле

 

 

+

 

8. Медленно включается в учебный процесс

 

 

 

+

9. Наблюдается падение успеваемости

 

 

 

+

10. Неаккуратный, несобранный

 

 

 

+

К общению с ровесниками, учителями.

1. Агрессивный к детям

 

 

 

+

2. Ссорится, обзывает детей

 

 

 

+

3. Кусается, царапается

 

 

 

+

4. Отказывается от общения с детьми

+

 

 

 

5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству

+

 

 

 

6. Требует особого внимания к себе

 

 

+

 

7. Избегает общения с учителем

 

 

 

+

8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание

 

 

 

+

9. Ни с кем не здоровается

 

 

+

 

10. Создаёт конфликтные ситуации

 

 

 

+


























На основании проведенного анализа «карты адаптации первоклассника» Ивановой Полины установлено:
1) Физиологическая адаптация прошла на среднем уровне и выражена высоким уровнем уравновешенности, достаточной трудоспособностью, внимательностью. На сон и аппетит события, связанные с приходом в первый класс оказали не значительное влияние. Явные признаки физиологической дезадаптации представлены: повышенной утомляемостью, сильной тревожностью и заторможенностью, бывает, плаксива, обидчива. Периодически жалуется на головную боль.
2) Социально – психологическая адаптация проходит удовлетворительно, сопровождается сильным желанием посещать школу, старательностью, активностью, при этом на уроке отмечается снижение активности, возможно, это связанно с необходимостью помощи со стороны во время выполнения самостоятельной работы. Успешность в обучении характеризуется равномерностью. Социально – психологическая дезадаптация наблюдается в необходимости помощи и контроле самостоятельной деятельности и иногда замкнутости.
3) В общении с ровесниками и учителями Полина проявляет дружелюбность и отзывчивость, но сложно вступает в контакт с детьми, так как особой симпатией среди сверстников не пользуется. Активности и эмоциональности в играх не проявляет, больше стремится к общению с учителями и взрослыми. Особого внимания к себе не требует. Конфликтных ситуаций не создает.

Рекомендации классному руководителю 1 «А»:
- для предупреждения неблагоприятного развития событий и риска дезадаптации Ивановой Полины использовать:
1) Метод беседы. Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо разговаривать. Ничто не заменит живое человеческое общение, а стеснительной девочке просто необходимо почувствовать себя значимым. Не обязательно сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о чем-то постороннем, несущественном.
2) Учим общаться. Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и неотъемлемым звеном общества, в котором находится. Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание для психики. Необходимо проработать страхи, поднять самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать себя принимаемым.
3) Выявить способности и интересы ребенка.
4) Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, неуверенность или страхи.
5) Помочь Полине преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом и т.д.

ЗАДАНИЕ 3

Максимальное количество баллов — 9.

Вы являетесь классным руководителем 2 класса. В 1 классе Ваши ученики усвоили правила поведения в школе, Вы учили их так, чтобы они вовлекались в совместную деятельность, чтобы каждый ученик класса был связан деловыми или дружескими отношениями с одноклассниками. По мере укрепления позиций учеников, в классе начали возникать устойчивые объединения, стали выделяться дети с организаторскими или лидерскими умениями. Теперь, во втором классе, Вы начинаете выдвигать более сложные цели совместной деятельности — трудовой, внеклассной, учебной. Ваша задача теперь — формирование организаторских умений у всех детей.

Разработайте в свободной форме план по организации этого направления работы классного руководителя. Опишите методы и приёмы, конкретные дела, игры, тренинги.

Оформите письменный ответ в следующем формате: не более 1,5 страниц печатного текста, формат листа А-4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Основные направления работы:
1. Сплочение детского коллектива.
2. Выработка организаторских и лидерских качеств личности.
3. Проведение коллективных творческих дел по интересам детей.

Для этого необходимо разнообразить досуговую деятельность. можно использовать следующие формы: тематические вечера, «Клуб любознательных», викторины и встречи, праздник труда, день рождения детского дома, встреча с выпускниками, шефская работа, трудовые десанты.
Для достижения поставленной цели класс можно разбить на отделы, в соответствии с увлечением детей и их интересов:
1. Отдел «Учеба» отвечает за:
- сбор информации об учебном процессе;
- проверку рабочих ученических мест одноклассников;
- проведение интеллектуальных игр.
2. Отдел «Культура и досуг» отвечает за помощь в подготовке и проведение:
- вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
- выставок и конкурсов.
3. Отдел «Порядок и уют» отвечает за:
- благоустройство класса;
- проведение трудовых десантов;
- оказание посильной помощи в уходе за классом (поддержание чистоты в классе, уход за цветами и т.д.);
4. Отдел «Спорт»:
- организует и проводит спортивные конкурсы, утреннюю гимнастику.

ЗАДАНИЕ 4

Максимальное количество баллов — 9.

Вы являетесь одним из экспертов группы педагогов, по оценке качества работы классных руководителей.  В одном из классов начальной школы явно присутствует нездоровый психологический климат, он тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Ознакомьтесь с выдержкой из характеристики социально-психологического климата класса.

Фрагмент характеристики

социально-психологического климата 4 Б класса

В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами. Дайте рекомендации классному руководителю, ответив на вопросы.