Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Современные технологии формирования и развития детского коллектива Практическое занятие 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы:
1. Определите, какие шаги по формированию коллектива нужно предпринимать ЕЖЕДНЕВНО.
2. Опишите, какие мероприятия должна провести школьная социально-психологическая служба, чтобы помочь классу и классному руководителю.
3. Перечислите мероприятия, которые необходимо включить в план воспитательной работы, ведь только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
4. Сформируйте рекомендации о тематике классных часов в данном классе.
5. Укажите групповые виды деятельности, которые стоит практиковать учителю на уроках в данном классе, поясните их необходимость.
6. Опишите всевозможные способы гашения вспыхивающих в классе конфликтов, исключая авторитарные методы.
7. Поясните, почему классному руководителю необходимо избегать проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 3,5 страниц печатного текста, формат листа А-4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Согласно выдержки из характеристики социально – психологического климата, в 4 «Б» классе, наблюдается неблагоприятный психологический климат.
Классному руководителю необходимо:
1) Определить 3 климатические зоны:
- социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
- моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
- психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
2) так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность. Разработать «Традицию» класса, с которой будет начинаться каждый учебный день. Это может быть приветствие, смайлики настроения, 33 рукопожатия и другие. Формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах.
3) находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
4) создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
5) привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
6) создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
7) развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
8) развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение. Здесь очень выручают игры на эмоциональный интеллект.
Рекомендации классному руководителю:
Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.
Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.
Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
Школьной социально – психологической службе:
1) Провести комплекс диагностических мероприятий (можно использовать: Методику оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методику изучения социально-психологического климата с помощью метода «Цветописи» А.Н. Лутошкина, экспресс-методику изучения социально-психологического климата в учебном коллективе А.Н. Лутошкина, социометрия Дж. Морено).
2) Организовать проведение классных часов и тренингов по командообразованию.
3) Осуществить методическое сопровождение классного руководителя.
4) Определить индекс групповой сплоченности.
Включить в воспитательный план следующие мероприятия:
Игра-проект «Символика моего класса».
Классный час «Создание правил и законов нашего класса»
Тренинг «Кораблекрушение»
Пятиминутки «Цветная паутинка, живая скульптура, строим цифры»
Классный час «День именинника»
Мероприятия, посвященные традициям класса.
Рекомендуемая тематика классных часов:
Честь (репутация) класса.
Что значит быть дружным?
Мир моих увлечений.
«Прекрасно там, где пребывает милосердие» (Конфуций).
«Совесть – это наш внутренний судья» (П. Гольбах).
Легко ли быть белой вороной?
Поступки плохие и хорошие.
Права и ответственность детей с 0 до 11 лет.
Ответственность за состояние окружающего мира.
Действие и бездействие.
Помочь себе, помочь другому.
При организации групповых видов деятельности необходимо четко придерживаться следующих правил:
- взаимозависимость задач.
- четкое распределение функциональных обязанностей.
- психологическая совместимость участников совместной деятельности.
- оптимальное сочетание личностных качеств участников.
Можно использовать следующие виды групповой деятельности:
- мозговой штурм: используется для генерации идей; соблюдается жесткий регламент; распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста); после выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп;
- игра «Продолжи»: основана на выполнении разного рода заданий группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по различным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий);
- охота за сокровищами: учитель составляет вопросы, которые могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания тех или иных явлений. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник;
- снежный ком: работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
В острую фазу конфликта НЕЛЬЗЯ: зигзаг, метод пилы, встреча экспертов, данные виды групповой деятельности могут только усугубить конфликт.
При возникновении конфликтов использовать ненасильственные (антагонистичные) методы, например, такие как: посредничество (медиация), компромисс, переговоры, третейский суд, признание достоинств, обоюдный анализ, юмор.
ЗАДАНИЕ 5
Максимальное количество баллов — 9.
Для выполнения данного задания студентам рекомендуется просмотреть видеоматериал. Ссылка на обучающее видео на YouTube https://youtu.be/muekAZZ99F8 Авторское право на видео принадлежит «КАZУС TV». Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях.
Воспроизвести видео
Внимательно просмотрите предложенный видеоматериал, где первоклассница Ася Петряева рассказывает, как прошёл её первый день в школе. Представьте, что именно Вы являетесь классным руководителем этой первоклассницы. Предоставьте письменный ответ на вопросы.
Вопросы:
1. Проанализируйте ситуацию – почему так произошло.
2. Предложите способы решения данной ситуации – смоделируйте диалог с девочкой.
3. Смоделируйте диалог с родителями первоклассницы, которым необходимо рассказать о произошедшей ситуации.
4. Смоделируйте диалог с классом о предотвращении подобных ситуаций.
5. Спланируйте Ваши дальнейшие шаги, как классного руководителя, чтобы адаптация девочки к школе прошла успешно.
Оформите письменный ответ в следующем формате: не менее 1,5 страницы печатного текста, формат листа А-4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Данная ситуация могла произойти из-за неопытности педагога и из-за большого количества детей в классе. Педагог не убедился в том, что все обучающиеся вышли из класса и закрыл дверь. Для избегания подобных ситуаций надо всегда проверять отсутствие детей в классе, который есть намерение закрыть, также можно пересчитать детей, вышедших с класса, для того чтобы убедиться, что все дети вышли из класса.
Для сглаживания сложившейся ситуации необходимо поговорить с ребенком и его родителями, объяснить, что данная ситуация не была намеренной и учитель ни в коем случае не хотел того, чтобы девочка оставалась одна в закрытом классе. Обязательно необходимо извиниться перед ребенком и родителями и пообещать не допускать подобных случаев в дальнейшем. Чтобы немного поднять ребенку настроение надо все-таки вручить ей долгожданный воздушный шар.
Девочке в первое время необходимо уделять больше внимания и ее адаптации в школе, из-за произошедшей ситуации. Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой, создавать условия чтобы ребенок чувствовал безопасность нахождения в школе.
С классом необходимо провести беседу о необходимости слушать и выполнять указания учителя и если что-то непонятно или происходит ситуация при которой в данный момент ребенок не может выполнить указание учителя необходимо незамедлительно сообщить об этом учителю и убедиться, что педагог его услышал.