Файл: Матвеева Татьяна Евгеньевна Место работы гбоу школа 421 общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Матвеева Татьяна Евгеньевна |
Место работы | ГБОУ школа № 421 |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 50 |
Тема урока | Царь Федор Алексеевич |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: Проявляют заинтересованность целенаправленной познавательной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. | |
Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок формировать у учащихся навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | |
Предметные: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять термины (налоговая реформа, подворная подать, расправная палата, отмена местничества, Фёдор Алексеевич, реформа военных округов); определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о предпосылках петровских реформ; учить формировать собственный взгляд на исторические события. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): реформы Федора Алексеевича, западные черты в политике царя Федора Алексеевича. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Учебник «История России с XVI- конец XVII века», тетрадь, презентация |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||
Задача учителя сделать общий вывод, что на уроке будет идти речь о реформах в налоговой системе (замена большой сохи подворной податью), отмене местничества и реформировании армии. Можно вызвать одного ученика к доске или дать, например, такой тест на оценку: 1. Запишите термин, о котором идет речь: порядок замещения должностей боярами в зависимости от знатности рода и степени важности должностей, занимавшихся предками. 2. Запишите термин, о котором идет речь: воинские части в России с XVII века, формировавшиеся и обучавшиеся по образцу западноевропейских наемных армий. 3. Запишите термин, о котором идет речь: единица податного обложения на Руси с XVI по XVII век. Критерии оценивания: 3 балла – 5, 2 балла – 4, 1 балл – 3. Фронтальная форма С детства слабый и болезненный наследник престола в возрасте тринадцати лет получил тяжелую травму, упав под сани. Последствия мучили его всю жизнь, у него были сильные боли в груди и спине. К тому же в юном возрасте он страдал от цинги. Порой мальчик не мог ходить, и его переносили на руках. 1.О ком говорится в тексте? 2. Каким предстает перед нами будущий цари России? 3.Чтобы вы еще хотели узнать о нем? Метапредметные: определять познавательную задачу. Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | ||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | ||||||||||||
Фронтальная форма. Учитель обобщает ответы обучающихся, помогая сформулировать тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения - Каких правителей России, нами изученных, вы считаете реформаторами? - Какими качествами должен обладать царь-реформатор? Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы. | ||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||
Цель: Можно ли назвать политику правительства царя Федора Алексеевича реформаторской? Научатся определять термины: полки нового строя, парсуна. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Получат возможность научиться: - поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о реформе царя Федора Алексеевича; - перечислять не менее трех военных и социально-экономических преобразований; - называть не менее трех реформ в области духовной и культурной жизни; - определять и использовать исторические понятия и термины; - высказывать суждения о значении преобразований в экономике, политике и культуре. | ||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||||||||
Работа по группам. Работа по учебнику. Самостоятельно прочитать первый пункт «Царь Федор Алексеевич». Придумать вопросы по тексту. Провести игру «Ты – мне, я – тебе», поочередно группы задают вопросы друг другу. Самостоятельная работа. Прочитать текст двух последних пунктов параграфа и определить круг основных реформ Фёдора Алексеевича и записать их в тетрадь. Предметная: понимание взаимосвязи социальных явлений и процессов. Составление таблицы. Метапредметные: планировать пути достижения образовательных целей, работать с учебной информацией. Личностные: расширение опыта конструктивного взаимодействия в общении. | ||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||
Работа с документами по группам, стр. 212. Первая группа: Подтвердите словами текста, что в военное время местничество фактически не существовало со времен царя Ивана IV. Вторая группа: Почему именно при царе Федоре Алексеевиче проблема местничества стояла особенно остро? Метапредметные: общение – участвовать в обсуждении, выражать и аргументировать свою точку зрения. Задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, сопоставить свои суждения с суждениями других участников группы. Далее задается несколько вопросов на понимание сути проведённых реформ. - Почему царь усиливает власть воевод, но при этом забирает у них право сбора таможенных пошлин? (Главная цель – сокращение аппарата чиновников, но при этом, чтобы не было соблазна к казнокрадству и ради борьбы со взяточничеством). - Зачем для формирования полков нового строя страну разделили на военные округа? (До этого страна делилась хаотично на уезды, в которые входило по несколько волостей или станов. Поэтому было введено деление на 9 крупных округов, для удобства контроля формирования армии). - Почему Фёдор Алексеевич пошёл на отмену местничества? (Такая система уже неоднократно показала свою неэффективность. Когда назначали не за заслуги, то страдало дело. Доходило даже до кровопролитных столкновений во время выяснения важности родословной) Личностные: изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями. | ||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||
Групповая форма: - Можно ли назвать политику правительства царя Федора Алексеевича реформаторской? Аргументируйте свой ответ. Группы представляют свой ответ в виде карточки. Метапредметные: систематизировать и обобщать исторические факты. общение – участвовать в обсуждении, выражать и аргументировать свою точку зрения. Задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, сопоставить свои суждения с суждениями других участников группы. | ||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||
География - Отметьте на контурной карте продвижение русских экспедиций на север и восток. Литература – Стихотворения Симеона Полоцкого. Личностные: навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Метапредметные: собирать и фиксировать информацию. Предметные: высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков. | ||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||
Задание 1. Установите соответствие между событиями истории Древней Руси и их датами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. СОБЫТИЯ ДАТЫ А) отмена местничества 1) 1667 г. Б) смерть царя Алексея Михайловича 2) 1676 г В) создание Расправной палаты 3) 1682 г. 4) 1680 г. 5) 1675 г. Личностные: познавательный интерес к прошлому. Метапредметный: соотносить свои действия с планируемыми результатами. Предметные: использование приемов исторического анализа. | ||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||
Внимательно прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте. После выполнения задания, обсудите исправленные ответы в группе. Задание: найдите в тексте допущенные исторические ошибки. Брожение среди стрельцов началось еще при царе Федоре Алексеевиче. Стрельцы жаловались на своих начальников, присваивающих их деньги. 30 апреля 1682 г., после похорон Федора, раздражение стрельцов усилилось. Они подали на своих полковников челобитные. Волнениями решили воспользоваться Елена и бояре Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича. После смерти Федора остро встал вопрос: «Кто будет царем?» Из двух царевичей, братьев Федора, старший Василий был болезненный и слабоумный юноша, а Николай — еще ребенок 10 лет. Воцарение Василия на престоле означало введение опеки над ним. Опекуншей хотела быть царевна Елена. В царствование Алексея Михайловича она получила домашнее образование, в правление своего брата царевна пользовалась большой свободой при дворе и начала вмешиваться в государственные дела, присутствовала на встречах царя-брата с боярами. Ответ: Брожение среди стрельцов началось еще при царе Федоре Алексеевиче. Стрельцы жаловались на своих начальников, присваивающих их деньги. 30 апреля 1682 г., после похорон Федора, раздражение стрельцов усилилось. Они подали на своих полковников челобитные. Волнениями решили воспользоваться Софья и бояре Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича. После смерти Федора остро встал вопрос: «Кто будет царем?» Из двух царевичей, братьев Федора, старший Иван был болезненный и слабоумный юноша, а Петр — еще ребенок 10 лет. Воцарение Ивана на престоле означало введение опеки над ним. Опекуншей хотела быть царевна Софья. В царствование Алексея Михайловича она получила домашнее образование, в правление своего брата царевна пользовалась большой свободой при дворе и начала вмешиваться в государственные дела, присутствовала на встречах царя-брата с боярами. Личностные: познавательный интерес к прошлому. Метапредметный: привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач. Предметный: использовать приемы исторического анализа. | ||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||
Составление схемы «Новая династия. Цари – Романовы» Вспомнить имена всех царей Романовых, живших в 17 веке. Личностный: уважительное отношение к прошлому. Метапреметные: привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач. Предметные: составление и анализ схемы. | ||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||
Составление кроссворда по теме «Политика Федора Алексеевича Романова». Применения знаний в новой ситуации, это способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся. Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, в) их качество. Личностный: уважительное отношение к прошлому, социальная и культурная идентичность на основе усвоения исторических понятий и представлений. Метапредметные: привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач. Предметные: составление и анализ схемы. | ||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||
Таблица «Для меня сегодняшний урок…» Цель: организация оценочной деятельности учащихся. Содержание: учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям
| ||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||
§ 27, задание 3 на странице 211. Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания. Просмотреть и прочитать соответствующего пункт параграфа учебника — это поможет вспомнить даты, данные в задании 3. |