Файл: Сценарий урока построен на трех базовых компонентах, которые необходимо учитывать при выборе хочу ваши интересы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всероссийский профориентационный урок (6-7 кл.)
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ
ОНЛАЙН-УРОК
ДЛЯ 6-7 КЛАССОВ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Сценарий урока построен на трех базовых компонентах, которые необходимо учитывать при выборе: «ХОЧУ» — ваши интересы; «МОГУ» — ваши способности; «БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем (основано на идеях российских профориентологов Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф.Родичева). Каждому компоненту посвящен отдельный блок урока, в рамках которого обучающиеся дискутируют, смотрят видеоролики, выполняют практические задания. В конце каждого блока обучающимся предлагается раздаточный материал (чек-лист) с рекомендациями (его можно использовать в качестве домашнего задания). Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ |
|
ПОДГОТОВКА К УРОКУ |
- «Профориентационная неделя: методология проведения Всероссийских профориентационных уроков» познакомит с общей концепцией, структурой и организационными особенностями проведения уроков. - «Практикум по проведению Всероссийских профориентационных уроков: разбор сценарных планов (6-7, 8-9, 10-11 классы)».
Схема № 1. Рекомендуемая рассадка
|
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | Информационное и техническое обеспечение
|
СТРУКТУРА УРОКА |
|
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПЕДАГОГА 1 МИНУТА СПРАВКА: Для вашего удобства правила работы группы представлены в дидактических материалах (далее – ДМ). Их можно открыть в презентации, разместить или записать на доске. | Здравствуйте, ребята. Хочу поздравить вас с тем, что мы с вами стали участниками масштабного и уникального Всероссийского проекта «Билет в будущее». Проект помогает школьникам лучше узнать свои интересы, склонности, знакомит с профессиями настоящего и будущего. Люди «ищут себя» годами и даже десятилетиями. Но сегодня вы узнаете, с чего начать, какие шаги сделать первыми навстречу своему будущему. Урок будет необычный: мы посмотрим видео, пообщаемся, выполним разные задания. А что мы точно не будем делать – это ставить оценки, ведь на пути поиска своего места в жизни – множество дорог, и каждому нужно выбрать свою самостоятельно. Чтобы наша работа была сегодня полезной для каждого из вас, давайте познакомимся с правилами нашего урока:
Итак, начинаем работу с видеоролика. Запустите открывающий ролик. Важно! Видеоматериал представлен единым файлом, вам необходимо ставить на паузу видео после его завершения. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 38 МИНУТ (из них ВИДЕО 11:12 мин) СПРАВКА: Если ребята не отвечают, переформулируйте вопрос. Например, «А кому какие направления нравятся?» или «О каких профессиях вы слышали?». СПРАВКА: Для вашего удобства формула представлена в ДМ (ее можно открыть в презентации, разместить или записать на доске). СПРАВКА: Игра «ДЕСЯТЬ НА ДЕСЯТЬ» Разделение ребят на девочек и мальчиков носит условный характер. Вы можете выбрать другой признак распределения. Ребята не группируются, а отвечают с места. Ответы школьников педагог фиксирует на доске/флипчарте в двух столбцах, нумеруя от 1 до 10. | //// открывающий ВИДЕОРОЛИК «кем ты будешь, когда вырастешь?» ///// 3:07 мин
Опросите 3-4 учеников.
ЛЮБИМОЕ ДЕЛО = ХОЧУ+МОГУ+БУДУ «Хочу» – это ваши желания, то, чем хотелось бы вам заниматься. «Могу» – ваши возможности или то, что у вас лучше всего получается/легче всего дается. А под словом «Буду» имеется ввиду востребованность дела, которое вы выбрали. Давайте более подробно разберем формулу и познакомимся с каждым ее элементом. Итак, начнем с «ХОЧУ». Как вы думаете, что такое «ХОЧУ»? Короткое обсуждение в классе. Ребята, спасибо за интересные ответы и предположения, давайте посмотрим ролик и узнаем, правы ли мы были. //// ВИДЕОРОЛИК «ХОЧУ» ///// 1:43 мин Ребята, давайте сейчас каждый задаст себе вопрос «А что я хочу?». Сделайте небольшую паузу. //// ИГРА «ДЕСЯТЬ НА ДЕСЯТЬ» //// И для того, чтобы на него ответить, мы сыграем в игру, которая называется «Десять на десять». Мы с вами разделимся на 2 команды: мальчики и девочки. И попробуем составить список целей, которые вы хотите достичь. Эти цели – наши мечты, желания, поэтому не стесняйтесь, если вдруг они покажутся вам несерьезными, слишком простыми или недостижимыми. У нас нет никаких ограничений и есть всё необходимое для достижения цели. Готовы? Тогда давайте начнем с девочек, и я им помогу. Педагог формулирует первую цель. Например, побывать на Байкале. А теперь очередь мальчиков. Ребята поочередно дают ответы, формируются 2 списка из 10 пунктов. Так, ребята, давайте посмотрим, сколько у нас с вами «хотелок» получилось. Сейчас каждый из вас выберет по 2 «хочу», которые больше всего нравятся, или придумает свои. Выбранные цели «умножаем на 100», усилим их в 100 раз. Один пример приводит педагог, остальные ответы предлагают ребята, а педагог инициирует их активность наводящими вопросами. Например, побывать на Байкале х 100 = год прожить на Байкале или объехать всю Восточную Сибирь. Купить новую игровую приставку х 100 = тестировать новые игровые приставки и получать их ещё до старта продаж. Быстрее бегать х 100 = пробежать марафон на 50 км. Молодцы, ребята. Здорово у нас получилось. У каждого из нас очень разные и очень интересные мечты! Я искренне желаю вам, чтобы они сбылись. Попробуйте дома составить свой список желаний, усилить их в сто крат, и пусть они обязательно сбудутся. Каждый из вас талантлив, и впереди много интересного, будьте открыты новым знаниям и навыкам, и я уверена, что каждого из вас ждет успех. Для того, чтобы закрепить полученные знания, давайте посмотрим ролик. //// ВИДЕОРОЛИК «чек-лист» ///// 1:14 мин У каждого из вас на столе лежит чек-лист. Это перечень пунктов, напротив которых ставятся галочки, когда тот или иной будет выполнен. Когда вы сегодня вернетесь домой, посмотрите внимательно на этот список, вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили, и отметьте в чек-листе те пункты, которые готовы реализовать в ближайшее время. А мы с вами выяснили, что же такое «ХОЧУ», и нам нужно двигаться дальше по нашей формуле. Кто помнит, как звучит формула? Правильно, ЛЮБИМОЕ ДЕЛО = ХОЧУ+МОГУ+БУДУ. Следующее слагаемое формулы – «Могу». В выборе своего любимого дела важно понимать не только, что вам нравится, но и что вы можете, что лучше всего у вас получается. Есть такие качества, которые называются хард скилс (hard skills) и софт скилс (soft skills). Давайте посмотрим следующий ролик, который поможет нам лучше разобраться в этих терминах. /// ВИДЕОРОЛИК «МОГУ: СОФТ И ХАРД СКИЛС» ///// 2:23 мин Итак, ребята, мы с вами узнали, что при желании, человек может развить в себе любые софт и освоить хард скилс, но для начала нужно разобраться с качествами, которые у нас есть уже сейчас. Очень часто мы сами не замечаем свои сильные стороны, поэтому не стесняйтесь спрашивать об этом других. И сейчас самый подходящий для этого момент. //// ИГРА «СОФТ И ХАРД СКИЛС» //// Давайте встанем в круг и посмотрим внимательно друг на друга, улыбнемся и подумаем о софт и хард скилс каждого из нас. Сейчас мы будем перекидывать мяч друг другу, вначале называя имя того, кому вы бросаете мяч, а затем называя софт или хард скилс того, кого вы назвали. Важно, чтобы мяч побывал у каждого, поэтому внимательно следите за тем, кто еще не был в игре. Если вдруг вы не можете быстро вспомнить нужный скил, то можете воспользоваться подсказками на доске. На доске (экране) зафиксирован список скилов. Вводит мяч в игру педагог, начиная с ребят, которые не являются явными лидерами класса. Педагог может просить мяч себе, чтобы ввести в игру ребят, которым мяч еще не дошел. Например, Ваня отлично играет на гитаре. Ребята, отлично, вы молодцы, занимайте свои места. Соотношение между «Хочу» и «Могу» в ваших руках. Если у вас есть мечта и вы идете к своей цели, вы обязательно ее достигнете. Но для этого надо разобраться в себе, узнать, какие сильные у тебя есть качества, а что можно развить. Ведь, как и в случае с вашими желаниями, ваши «Могу» тоже должны сопровождаться действиями. Давайте обратимся к нашему заданию с чек-листом и посмотрим ролик. //// ВИДЕОРОЛИК «ЧЕК-ЛИСТ»///// 0:34 мин А мы с вами движемся дальше и подходим к третьему элементу нашей формулы «БУДУ». Напомню, первая составляющая «Хочу» – это ваши интересы и склонности. Вторая – «Могу» – ваши знания и умения. Что же значит «Буду»? А «Буду» – это будущее, в котором каждый из вас становится востребованным профессионалом. Казалось бы, сложно сказать, будет ли та или иная специальность востребована через несколько лет. Но если интересоваться любимым делом, анализировать спрос на рынке труда, почитать/посмотреть мнение специалистов по поводу дальнейшей востребованности профессии, то вполне можно составить прогноз. Внимание на экран. //// ВИДЕОРОЛИК «буду» ///// 1:36 мин Кем я БУДУ? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно не бояться сочетать ваши сильные стороны, даже если на первый взгляд вам кажется, что они никак друг с другом не сочетаются, и постоянно развиваться. То, кем вы будете, зависит от вас. Ну что, ребята, попробуем найти себя? //// ИГРА «СОЗДАЙ ПРОФЕССИЮ» //// Сейчас будем работать в командах. Посмотрите внимательно на материал, который находится у вас на столе. В первом и во втором столбце представлены школьные предметы. Третий столбец – навыки, качества – hard или soft skills. А в четвертом столбце должны появиться профессии. Ваша задача выбрать по 2 предмета, затем выбрать hard или soft skills и придумать, какие профессии могут получиться благодаря такому сочетанию. Неважно, существуют они сейчас или могут появиться в будущем. В качестве примера, у вас уже есть одна профессия в третьем столбце. На это задание у вас есть 5 минут. Начали. Ребята, давайте обсудим, у кого что получилось. Ребята называют свои ответы. Здорово, ребята, молодцы! Как мы с вами видим, если захотеть, даже самые не сочетаемые на первый взгляд интересы могут превращаться в интересные специальности. Давайте посмотрим ролик к нашему домашнему заданию по заполнению чек-листа. //// ВИДЕОРОЛИК «ЧЕК-ЛИСТ» ///// 0:35 мин Сегодня мы с вами отлично поработали, но для того, чтобы закрепить все наши знания необходимо будет выполнить домашнее задание, заполнить чек-лист. Сдавать его не надо. Это задание для самих себя. Теперь, давайте подведём итог. Сегодня мы вместе вывели формулу выбора любимого дела. Беседа с учениками в формате опроса: - Хочу – это? (интересы и склонности); - Могу – это? (знания и умения); - Буду – это? (твоё будущее, в котором ты станешь востребованным профессионалом, чтобы быть счастливым и успешным в своей сфере, получая при этом достойный доход). И сейчас я попрошу каждого из вас поделиться своими размышлениями. Рефлексия по уроку: Сейчас каждый по кругу выскажется одним предложением, выбирая начало фразы из списка, представленного на экране/доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Ребята, я говорю вам «спасибо» за сегодняшний урок. Главное – не бояться пробовать, интересоваться, развивать себя, быть открытыми новым знаниям. В рамках проекта «Билет в будущее» вы можете попробовать «Примерочную профессий» и сделать первый шаг на пути своего выбора. У нас с вами впереди много разных мероприятий в рамках проекта. Наш урок завершен, всего вам доброго! |
СПРАВКА: Чек-лист представлен в ДМ. Необходимо перед уроком распечатать чек-лист для каждого обучающегося и разложить на парты перед началом урока. Чек-лист представлен в презентации, его можно вывести на экран во время объяснения. СПРАВКА: В международной терминологии эти качества называются хард скилс (hard skills) и софт скилс (soft skills). СПРАВКА: Для проведения игры важно, чтобы ребята видели каждого из одноклассников. Для этого можно предложить встать в круг или встать за партами, но развернуться лицами друг к другу. СПРАВКА: Для вашего удобства список софт и хард скилс представлены в ДМ (их можно открыть в презентации, разместить или записать на доске). СПРАВКА: Таблица к игре «Создай профессию» представлена в ДМ (ее необходимо распечатать перед уроком по кол-ву команд). пОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ 6 МИНУТ СПРАВКА: Фразы для рефлексии можно вывести на экран или разметить на доске. СПРАВКА: Ссылки представлены в презентации. - Платформа проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/ - Ссылка на «Примерочную профессий»: https://bvbinfo.ru/fitting |
Дидактические материалы
(набор заданий, вопросов) по теме урока
Правила урока
-
Активность.
Мы активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим, слушаем, обсуждаем и предлагаем.
-
Уважение.
Внимательно слушаем, даем возможность сказать каждому то, что он хочет. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
-
Доверие.
Говорим то, что чувствуем, не боимся делиться своими размышлениями и результатами.
ЛЮБИМОЕ ДЕЛО =
Игра «10х10»
| КОМАНДА № 1 | КОМАНДА № 2 |
1 | | 1 |
2 | | 2 |
3 | | 3 |
4 | | 4 |
5 | | 5 |
6 | | 6 |
7 | | 7 |
8 | | 8 |
9 | | 9 |
10 | | 10 |
Игра «СОФТ И ХАРД СКИЛС»
Soft skills ("мягкие" навыки) | Hard skills ("твердые" навыки) |
Умение работать в команде | Знание математических формул |
Лидерство | Знание иностранных языков |
Внимательный | Знание компьютерных программ |
Любознательный | Знание биологии |
Ответственный | Знание географии |
Креативный (творческий) | Скорость набора текста на клавиатуре |
Общительный (умение общаться) | Навыки программирования |
Умение убеждать | Скорость чтения |
Навык публичных выступлений | Навыки игры на музыкальных инструментах |
Пунктуальность и организованность | Навыки робототехники |
ИГРА «СОЗДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Предметы | Soft или hard skills | Профессии | |
Астрономия | Астрономия | Любознательность | Экскурсовод |
Биология | Биология | | |
География | География | | |
Изобразительное искусство | Изобразительное искусство | | |
Иностранный язык | Иностранный язык | | |
Информатика | Информатика | | |
История | История | | |
Литература | Литература | | |
Математика | Математика | | |
Музыка | Музыка | | |
МХК | МХК | | |
ОБЖ | ОБЖ | | |
Обществознание | Обществознание | | |
Русский язык | Русский язык | | |
Технология | Технология | | |
Физика | Физика | | |
Физкультура | Физкультура | | |
Химия | Химия | | |
Экология | Экология | | |
Экономика | Экономика | | |
чек-лист
«ХОЧУ» | «МОГУ» | «БУДУ» |
|
|
|
Рекомендации по проведению рефлексии
обсуждение результатов Урока и освоения материала
Рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика – учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи.
В рамках реализации профориентационного урока педагог-навигатор находится в активном диалоге с обучающимися, что позволяет ему регулировать образовательный процесс и общее эмоциональное состояние класса.
В конце урока педагог-навигатор проводит групповую рефлексию, предлагая ребятам по очереди высказаться и выбрать для себя удобную форму:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |