Файл: Лекции 2 Ответить на следующие вопросы Сущность и принципы планирования деятельности предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы планирования. Методы планирования
Задание:
1) Изучить теоретический материал лекции
2) Ответить на следующие вопросы:
1. Сущность и принципы планирования деятельности предприятия.
1. Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер.
2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции.
3. Принцип непрерывности предполагает, что:
-
процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла; -
разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т.д.).
4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.
3. Формы и методы планирования деятельности предприятия.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:
-
нормативные, -
балансовые, -
бюджетные, -
экономико-математические, -
программно-целевые, -
расчетно-аналитические, -
экспериментальные, -
отчетно-статистические, и другие.
4. Система и модель планирования деятельности предприятия.
Планирование предполагает принятие конкретных решений
, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В частности, речь идет:
-
о постановке целей и задач, выработке стратегий (в том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период; -
о распределении и перераспределении ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией; -
об определении последовательности действий по переводу организации в новое желаемое состояние; -
о создании координационных механизмов.\
В широком смысле процесс планирования состоит в принятии таких решений; В узком смысле планированием является составление специальных документов — планов, содержащих показатели развития организации, создающих основу для прогнозирования, предвидения конкретных действий на всех уровнях организации.
5. Нормативная база для планирования деятельности предприятия.
Существует три основных типа планов.
Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.
Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления. Обычно они предусматривают «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание.
В-третьих, планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения специфических проблем. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов и прочее.
6. Организация плановой работы на предприятии.
Процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего положения предприятия и среды*(ситуации). На основе его итогов ставятся цели, разрабатываются стратегии и определяются инструменты, позволяющие их наиболее эффективно реализовать.
Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, т. е. правил:
-
участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления; -
непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом, а системой регулярно повторяющихся действий; -
преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем; -
гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств; -
согласование планов, принимаемых в рамках организации -
экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением; -
создание необходимых условий для выполнения плана.
Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.
Например, при планировании работы оборудования в цехе важную роль играет принцип узкого места, в соответствии с которым выпуск продукции нужно определять исходя из возможностей единицы оборудования, обладающей самой низкой производительностью. В то же время на уровне предприятия он обычно не применяется, зато важнейшую роль играет научность планирования.
7. Сущность и разделы стратегического плана.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Схема стратегического планирования может иметь следующую примерную структуру:
-
прогнозирование программы деятельности предприятия — выполнение необходимого объема реализаций (продажи) продукции; -
снижение производственных издержек и установление новой продажной цены; -
адаптирование хозяйственной деятельности и системы управления предприятием к постоянно изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям; -
в кризисных условиях максимальное сохранение высококвалифицированных специалистов и руководителей; -
стабильное финансовое положение на целевых рынках.
8. Сущность и разделы текущего годового плана предприятия.
Текущий (среднесрочный) годовой план предприятия разрабатывается всем коллективом предприятия и состоит, как правило, из 15 разделов. Центральными разделами являются: план маркетинга и сбыта продукции. На основе перспективного плана маркетинга и прогноза продаж формируется "портфель заказов" и производственная программа. Одновременно также разрабатываются такие разделы, как план организационно-технического развития, план по труду и персоналу, план материально-технического обеспечения. Эти разделы являются основой обобщающих разделов – плана по себестоимости и финансового плана. Если складывается ситуация, при которой фирма не может выйти на планируемые объемы прибыли, то разделы плана пересматриваются. План организационно-технического развития разрабатывается для выявления и использования внутрипроизводственных резервов, что помогает фирме выйти на запланированный размер прибыли.
Разделы:
-
План маркетинга, прогноз сбыта -
План поставок (сбыта) -
План организационно-технического развития -
Нормы и нормативы -
План по труду и персоналу -
План материально-технического обеспечения -
План капитальных вложений -
План по себестоимости -
Финансовый план -
Фонды экономического стимулирования -
План охраны окружающей среды -
План социального развития коллектива -
План внешнеэкономической деятельности -
План повышения экономической эффективности
9. Сущность и разделы годового бизнес-плана предприятия.
Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
-
описание продукта (услуги), -
оценка конкурентов, -
стратегия маркетинга, -
план производства, -
организационный, -
финансовый план.
10. Мониторинг и анализ выполнения планов как система.
Система мониторинга предназначена для сопоставления фактических и плановых показателей, ранжирования показателей по степени отклонения плановых показателей от реальных и группировки их с целью выработки решений о внесении изменений в экономическую политику организации. Она также дает возможность контролировать бездефицитность бюджета и предупреждать о предстоящих поступлениях и выплатах денежных средств, связанных с реализацией различных мероприятий. Система позволяет выполнять расчеты показателей, характеризующих состояние организаций, в том числе используя при необходимости собственные методики анализа.
Ежеквартальное пополнение базы данных новыми отчетными данными организаций обеспечивает проведение анализа динамики различных показателей. На основании имеющейся информации подразделения организации могут быть проранжированы и сгруппированы по степени благополучия их финансово-экономического состояния. Сводные аналитические отчеты, формируемые системой, используются для оперативного управления имущественным комплексом и формирования эффективной политики развития организации.