Файл: Курсовая работа игра как средство формирования бережного отношения младших школьников к здоровью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Игра как средство формирования бережного отношения младших школьников к здоровью

Специальность 44.02.02 «Преподаватель начальных классов»

Выполнила: ст.4.1 курса

Орозбаева Гульзана Мухаремовна

Руководитель: Абакарова З. Т.

Дата защиты_______________

Оценка___________________

Махачкала 2023

СОДЕРЖАНИ

СОДЕРЖАНИ 2

Введение 4

ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. 7

1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста 7

1.2 Сущность и содержание понятий здоровье и здоровый образ жизни 13

1.3 Особенности организации физической активности младших школьников как основы здорового образа жизни 17

ГЛАВА 2. Кружок «Подвижные игры» – как средство формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. 21

2.1 Подвижные игры в системе физического воспитания 21

2.2 Подвижная игра – средство воспитания к здоровому образу жизни 24

2.3 Методика проведения подвижных игр 27

Заключение 33

Список использованной литературы 36

Введение 3

ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. 6

1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста 6

1.2 Сущность и содержание понятий здоровье и здоровый образ жизни 12

1.3 Особенности организации физической активности младших школьников как основы здорового образа жизни 16

ГЛАВА 2. Кружок «Подвижные игры» – как средство формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. 20

2.1 Подвижные игры в системе физического воспитания 20

2.2 Подвижная игра – средство воспитания к здоровому образу жизни 23

2.3 Методика проведения подвижных игр 26

Заключение 32

Список использованной литературы 35





Введение



В последнее десятилетие становятся более заметными отклонения в состоянии здоровья школьников на фоне значительного снижения двигательной активности подростков, их низкой мотивации к урокам физической культуры
, росте психоэмоционального напряжения. Поэтому приоритетными задачами физического воспитания школьников являются: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни, приобщение подрастающего поколения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В сложившейся ситуации проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у подростков представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики. Доказано, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20% - от природного окружения, на 7-10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни человека. Это и обусловило актуальность данного исследования.

Наиболее полно взаимосвязь здоровья и образа жизни выражена в понятии «здоровый образ жизни». В традициях российской педагогики забота о здоровье детей всегда была в центре внимания исследователей. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания детей, особенно начальных классов. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В младшем школьном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм, создать все условия для освоения многих видов движений, действий и закаливающих процедур и заложить основы здорового образа жизни.

Проблема исследования заключается в поиске условий, при которых занятия кружка будут способствовать формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.

Объект исследования

– процесс формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте посредтвом занятий кружка «Подвижные игры».

Цель - выявить условия, при которых занятия кружка «Подвижные игры» будут способствовать формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Гипотеза: занятия кружка будут способствовать формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте, если:

-учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников, посещающих кружок;

-работа по формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте будет проводиться на диагностической основе;

-занятия кружка будут представлять систему;

-содержание занятий кружка должно быть направлено на формирование здорового образа жизни.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать теоретические положения по заявленной теме.

2.Разработать занятия кружка «Подвижные игры» по спортивно-оздоровительному направлению и проверить их эффективность при проведении опытно-педагогической работы по формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.

3.Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, объединенных шестью параграфами, заключения и списка использованной литературы.



ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.




1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста


Работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг [7, с. 130].

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста [7, с. 131].


В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека. Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста [7, с. 132].

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому преподавателю физкультуры необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.