Файл: Философия методичка рус.doc

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 1667

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 20 Культура и ее изучение.

 21 Общечеловеческие идеалы и ценности как фактор культуры.

 22 Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.

 23 Культура как социогенетический код цивилизации.

 24 Символ  в искусстве: знак и образ.

 25 Культура. Критический анализ  концепций и  дефиниций.

 26 Искусство  и процессы манипулирования сознанием.

 27 Ценности:  понятие, классификации и изменение  в ходе общественной эволюции.

 28 Психоанализ  в исследовании  культуры.

29 Соотношение  индивидуального  мира культуры и культуры общества.

30 Теории культуры мыслителей Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина и  Н.А. Бердяева.

31 Особенности  философии культуры Ортега – и – Гассета.

32 Теоретическая  концепция культуры  Л.Н. Гумилева.

33 Анализ  категории «культура» в трудах  греческих  философов.

34 Средневековый  культурный идеал и его  реальность.

35 Переходный характер  культуры Возрождения.

36 Торжество  индивидуализма в культуре Возрождения.

37 Общественно – правовой идеал  эпохи  Просвещения.

38 Проблема культуры в трудах  казахских  просветителей.

39 Культура  личности и массовая культура.

40 Наука  в системе  современной культуры: противоречие  или единство.

41Либерализация  духовной жизни  в современном мире.

42 Биосферная  концепция культуры.

43 Техника и техническая  культура ХХ века.

44 Столкновение цивилизаций: восточный и  западный типы  образа жизни и мировосприятия.

45 Соотношение  права и морали  как форм культуры.

46 Нравственность как  определяющая основа культуры.

47 Политика  как  общественное  явление. Особенности  политической  культуры.

48 Искусство  и технические  новации.

49 Духовность  и культурность – путь  и  перспектива цивилизации ХХI века.

50 Какую роль сыграла кастовая система в развитии культуры Древней Индии.

51 Особенности западноевропейской средневековой цивилизации.

52 Правовая наука 18 века об обществе и государстве.

53 Христианский и исламский тип культуры – общее и особенное.

54 Виртуальная культура.

55 Древнетюркские письменные памятники.

56 Особенности художественной культуры средневековой мусульманской цивилизации.

57 Развитие и степень влияния религии ислам в Казахстане.

58 Место и роль исламской культуры в современной цивилизации.

59 Евразийская концепция.

60 Человек как субъект культуры.

61 Проблема культурного самосовершенствования личности.

62 Соотношение индивидуального мира культуры и культуры общества.

63 Анализ различных подходов к происхождению категории «цивилизация».

64 Проблема создания «науки о цивилизации».

65 Цивилизационные и формационные подходы к процессу культурно-исторического развития.

66 Социально-экономические и политические контрасты современной цивилизации.

67 Экология культуры и ее роль в современной цивилизации.

68 Духовность и культурность – путь и перспектива цивилизации ХХ1 века.


69 Научные открытия XVIIIXIX веков.

70 Техническая цивилизация ХХ века.

 

Список литературы

 

1.           Багдасарян Н.Г. Культурология. – М., 1998.

2.           Габитов Т.Х. Культурология. – Алматы, 2003.

3.           Григорьев В.И. Человек. Культура. Творчество. – М., 1991.

4.           Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.

5.           Кравченко А.Н. Культурология. – М., 2000.

6.           Малюга Я. Очерки  теории и истории культуры. – М., 1992.

7.           Тимошинов В. Культурология. – Алматы, 2003.

8.           Человек и культура. – М., 1990.

9.           Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов – на – Дону, 1997.

10.       Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. – М., 1990.

11.       Культурные контексты Казахстана: история и современность. – Алматы, 1998.

12.       Культурология. Антология. – т. 1–4. – М., 1994.

13.       История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 2001.

14.       Маркова А.Н. и др. Культурология. История мировой культуры. – М., 2000.

15.       Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов - на – Дону, 2000.

16.       Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001.

17.       Философия и наука в эпоху античности. – М., 1990.

18.       Васильев Л.С. История Востока. В 2-х  т. – М., 1993.

19.       Культурные контексты Казахстана: история и современность. – Алматы, 1998.

20.       Сейдимбек А. Мир казахов. – Алматы, 2001.

21.       Библер В. Цивилизация и культура. – М., 1993.

22.       Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М., 1993.

23.       Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. – М.: Просвещение, 1992.

24.       Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. – С.10-35.

25.       Каракузов Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. – Алматы, 1993.

26.       Каган М.С., Холостова Г.В. Культура. Философия. Искусство. – М.: Знание, 1988.

27.       Касымжанов А.Х. Пространство и время великих традиций. – Алматы, 2001.

28.       Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

29.       Мустафина Р.М. Представления, культура, обряды у казахов. – Алма-Ата, 1992.

30.       Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. – М., 1992.

31.       Сейтахметов Н.К. Личностный смысл философской культуры. – Алматы, 1993.

32.       Философия и культура. – М., 1987.

33.       Человек и культура. – М., 1990.

34.       Новикова Л.И. Цивилизация и  исторический процесс. – М., 1988.

35.       Философия: Курс лекций /Под ред. В.Л. Калашникова. – М.,  2004.

36.       Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов. – Ростов – на – Дону, 2003.

37.       Жоль К.К. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

 

4 Методические  рекомендации к темам  семестровых и  контрольных работ

 

Философия как высшая форма  мировоззрения  возникла на  определенном  этапе социокультурного  развития в рамках  предыдущих  форм  мировосприятия. Объектом ее интереса выступают  человек и мир,  их  отношение.  Первоначально это  отношение  предстало  перед  человеком  в форме фантастического  мироощущения (миф – фантазия, предание), где действительные  связи  и отношения человека и природы,  человека и космоса заменяются на вымышленные (древнекитайская,  древнеиндийская,  древнегреческая мифология, казахский эпос, которые  очеловечивали  весь мир, наделяли его доброй и злой, белой и черной душой,  силой и т.д.).


При  выборе темы №1 необходимо остановиться на структуре мировоззрения, нужно  выяснить, как  в истории  философии  трактуется  основная проблема философии,  ее предмет. Надо  обратить  внимание  на два сложившихся в истории  философии  метода – диалектику и догматику. Раскрывая сущность  основных  функций  философии,  таких, как экспликация, рационально – теоретическая форма мировоззрения, систематизация и критическая, следует  особо отметить то, что выполняя  те или иные  функции, философия  берет  на себя  определенную задачу, тем  самым обусловливая  развитие культуры  в целом. Эти функции  свидетельствуют  о тесной связи  философии и науки.

Особое внимание  нужно  обратить  на положение философии в современном мире,  подчеркивая, что функции философии начинают играть все большую роль в связи  с гуманизацией человеческого  общества. Важно выделить  связь  философии с искусством, религией, где можно  сделать  исторический анализ  развития философии разных эпох.

Перечень тематики семестровой работы №1 охватывает  всю историю  мировой философии, включая историю отечественной философии. Темы семестровых и контрольных работ  сформированы таким  образом,  что они  отражают либо философские идеи отдельных  школ  или  направлений, либо  философские взгляды  отдельного  мыслителя  по тем или иным  проблемам.

При  написании  работы всегда  надо  исходить  из того, чтобы были  соблюдены определенные  требования и принципы раскрытия сути  данного  вопроса, отвечающие единству логического  и исторического. Такое требование обязательно включает  в себя, во – первых,  онтологические, гносеологические, антропологические  и социологические стороны данной проблемы, во – вторых, сравнительную оценку позиций рассматриваемой школы или конкретного  мыслителя и, в – третьих,  актуальность  и значение данной философской идеи в истории  развития философии в целом.

Так, например, философия Нового времени  отличается тем, что к началу ХVII века в Западной Европе  наука восторжествовала главным образом благодаря своей  практической полезности, и на этой почве возникла  попытка разделить  два аспекта науки: эмпирический  и теоретический. Надо показать, что в этот  период  так же происходит  бурное развитие производительных  сил, научная революция, следовательно,  в философии  на первый план выдвигается  гносеология.

Классическая немецкая  философия занимает важное место в истории  мировой философии, поскольку проблема  человека и проблема  развития  получают здесь  качественно новое звучание по  сравнению  с предшествующим временем. В философии Гегеля надо выделить  абсолютный идеализм и учение о развитии, т.е.  диалектику.  Надо обратить   внимание на то, как рассматривается  проблема отчуждения у Гегеля и Маркса. Краеугольным камнем марксистского  учения  является теория общественно – экономической формации.


Рассматривая философию ХХ века, нужно проанализировать  различие между рационализмом  и иррационализмом. Как происходит  «переоценка ценности» в «философии жизни». Попытку преодоления кризиса в классической философии необходимо рассматривать  в контексте развития науки  и техники. Здесь нужно  провести  сравнительный анализ  сциентистских  и антисциентистских концепций,  различных направлений  позитивизма, антропологических  и религиозных – философских  течений.  Особое  внимание  нужно сосредоточить  на философских взглядах представителей феноменологии и экзистенциализма, постструктурализма и постмодернизма.

В разделе «История развития отечественной философии» тематика семестровых и контрольных работ  составлена в основном  по истории казахской и русской философии. Прежде всего надо обратить  внимание на то, что  казахская  культура  как форма кочевой культуры  уходит  своими  корнями  в далекую  древность и представляла собой своеобразное философское осмысление мира,  по своей глубине превосходила так называемую оседлую  культуру. Преобладание  предметного и интуитивного  мышления в мире воззрений, космологическое  понимание жизни во всей простоте и чистоте придает  мировосприятию и миропониманию казахов неповторимую  форму и оригинальность. Современные  исследования казахской культуры,  традиционного  мировоззрения говорят о его  открытости, поэтичности, непосредственности,  близости к природе,  космичности, реалистичности и целостности.

Современные западные философские направления иррационалистического  характера (феноменология,  экзистенциализм и др.), открыто  выступая против классической философии,  основанной  на  рационализме, используют вместо  понятийного мышления интуитивное или предметное (Э. Гуссерль) мышление. 

Здесь надо обратить  внимание на то, что казахский народ,  сохранив традиции кочевого уклада жизни,  взяли из  религии только  самое необходимое. Мировоззрение  народа, любовь к Аллаху трансформировалась в любовь человека к человеку. Доказательство этому  эпос, творчество  акынов и жырау. Устная  поэзия чрезвычайно развила  художественно образное и абстрактное  мышление.

С именем Абая связана эпоха Ренессанса в истории казахской культуры.  Этический рационализм составляет  сущность учения Абая. Исследуя  творчество Абая, Шакарима, Шортанбая, Дулата и других  мыслителей, с уверенностью можно  утверждать, что казахская философия  не отделена от морали.

Особо нужно подчеркнуть  то, что основными темами русской философии  стали проблемы личности,  свободы и этической социализации. Начиная с В. Розанова, в русской философии  принято различать  философию  академическую – философию университетских  кафедр,  зависимую  от  западных  прототипов и имеющую свой язык и категориальный аппарат, и «философию сектантскую», тесно связанную  с литературой, с бессистемными  системами  религиозно настроенных  русских  писателей    Л. Толстого,  исповедовавшего  философию жизни, и Ф.М. Достоевского, писавшего о «русском Христе» и «всемирной отзывчивости» русского народа.


Развитие отечественной философии в советский период отличается тем, что в это время единственно обязательной, а потому специфически идеологической была «марксистско – ленинская философия» состоявшая из двух основных доктрин – диалектического и исторического материализма. Философия  оказалась  служанкой политики  командно – административной системы. Все это  показывает, насколько неблагополучным и сложным оказалось  в  целом положение отечественной философии к началу перестройки  существующей тоталитарной системы.

Необходимо обратить  внимание  на то, что философия исследует  мир  как целое,  стремится выяснить  вопрос о бытие мира и человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира,  человека, сознания. Бытие – это все то, что существует. Как  философская категория  «бытие» появилось  тогда, когда философская мысль  поставила  перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему.

В истории  философии проблеме бытия в своем  творчестве уделяли  внимание  Парменид, Гераклит из Эфеса, философы – материалисты Левкипп и его ученик  Демокрит, Платон и т.д.

Для религиозной философии (IV – XV века н.э.) принципиально важным является  выделение двух форм бытия: бытие Бога, вневременное,  внепространственное, абсолютное, надприродное  бытие с одной стороны, и сотворенной им  природы – с другой. Принципиально иная ситуация сложилась в 40 – 50 - х годах  ХІХ века,  когда были  разработаны основы  диалектического  материализма и  сформулированы основные  принципы материалистического  понимания  истории. В 20 – 30 – х годах ХХ века в Германии значительный вклад  в осмысение  проблемы бытия внесли  два немецких  философа – Николай Гартман и М. Хайдеггер. Формами бытия  являются  природа,  человек,  идеальное и социальное. Конкретизация  понятия  бытия осуществляется в понятии «материя».

Главное свойство  мира, фиксируемое  с помощью  категории  «материя», состоит  в его  самостоятельном, независимом от человека и от  познания существовании. Категория «материя» обозначает  объективную  реальность, все то, что  существует  вне сознания человека  и независимо  от него. Материя – бесконечное  множество всех  существующих  явлений,  объектов и систем, субстрат всех многообразных  свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Атрибутами  материи являются  пространство, время и движение. Категории «пространство» и «время» относятся к числу фундаментальных философских и общенаучных категорий. Они являются таковыми прежде всего потому, что отражают и выражают наиболее общее состояние бытия.

Определить, что такое движение – задача трудная. Поэтому в ходе изучения надо уяснить, как на протяжении длительного пути развития естествознания и философии постепенно вырабатывалась научная концепция движения. Диалектико-материалистическое учение рассматривает движение как способ существования материи. Движение и материя неразрывно связаны друг с другом. Подумайте над вопросами: в чем ограниченность метафизического понимания движения, в чем состоит сущность покоя для материального мира и особенно – для органической жизни?