Файл: Философия методичка рус.doc

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 1669

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня речь идет об обновлении стратегии управления развитием человечества. Старые ориентиры далеко не во всем убедительны, и с этих позиций вырисовываются контуры новых цивилизаций. Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, констатируют, что в наиболее развитых цивилизациях ХХ века, а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминировала, но и подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек, а не техника. (Канке В.А. Философия. – М., 2000.).

Выбирая тему третьей семестровой работы необходимо ознакомиться  с различными трактовками понятия культуры на разных  этапах  развития философской и научной мысли, включая анализ культуры в основных культурологических  концепциях ХХ века (например, О. Шпенглера, П. Сорокина, Н. Данилевского). Для более  детального  ознакомления  с этими  вопросами  вы можете  использовать учебник Шаповалова В.Ф. «Основы философии». – М., 2001. – раздел 8, и научно – учебное пособие «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Б.А. Эренгросса. – М., 2001. – С. 7 – 52.

Определяя сущность понятия «философия культуры», надо обратить внимание  на то, что системное единство  знаний о культуре было сформировано  философией, которая явилась  координатором их взаимодействия и основанием принципов и подходов к изучению культуры. Каждая наука рассматривает  культуру под собственным углом  зрения, уточняя объект осмысления в предмете. Философия  же всегда  была и остается особым видом творчества человека. Она, задаваясь  вечными вопросами,  определяет  векторы движения научного интереса вообще и всегда исследует  проблемы бытия предмета и его понимания, осмысления. Все определения философии  культуры  сводятся к тому, что это такая философская дисциплина, которая ориентирована на философское  осмысление сущности  и значения культуры как универсального и  всеобъемлющего феномена.

Необходимо определить сущность категории «цивилизация» и особенности ее трактовки в ХVІІІ века, в частности  французким  просветителем Ж.Ж. Руссо и немецким философом  и ученым И. Кантом. Далее надо проследить эволюцию этого  понятия в ХІХ веке в работах  английского позитивиста  Г.Спенсера  и немецких  философов К. Маркса и Ф. Энгельса.

Представляет интерес  трактовка цивилизации конца ХІХ – первой половины ХХ века в трудах  немецкого  философа О. Шпенглера, который  цивилизацией обозначает  последнюю, неизбежную фазу всякой культуры,  а также его последователей: англичанина А. Тойнби и русских  философов и ученых Н. Данилевского.,  П. Сорокина., Л.Н. Гумилева., Н. Бердяева, который называл  цивилизацию «смертью духа культуры». В результате  осмысления предыдущих вопросов  выделите определение  цивилизации  как ступени в развитии общества,  следующей за варварством, как  ступени  в развитии культуры. Обратитесь к работе Тойнби А. «Постижение истории». – М., 1991.


На протяжении веков  научная и техническая деятельность считалась  морально нейтральными. Сегодня  мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого  или инженера. Инженер в современном мире должен  осознавать свою ответственность  перед  человеческой цивилизацией. Сегодня инженер – служитель гуманности. Человечество  все больше оказывается  зависимым  от последствий технического  развития. В этой связи  управление  техническим  прогрессом,  его сдерживание,  регулирование, осуществление  его целей, оценка результатов оказываются сегодня  не только  инженерной,  государственной,  управленческой, но  и этической проблемой.     

  

СХЕМА ВЫБОРА ТЕМЫ СЕМЕСТРОВОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Шифр           Номер темы

Шифр           Номер темы                          

Шифр           Номер темы

01

1

38

38

75

5

02

2

39

39

76

6

03

3

40

40

77

7

04

4

41

41

78

8

05

5

42

42

79

9

06

6

43

43

80

10

07

7

44

44

81

11

08

8

45

45

82

12

09

9

46

46

83

13

10

10

47

47

84

14

11

11

48

48

85

15

12

12

49

49

86

16

13

13

50

50

87

17

14

14

51

51

88

18

15

15

52

52

89

19

16

16

53

53

90

20

17

17

54

54

91

21

18

18

55

55

92

22

19

19

56

56

93

23

20

20

57

57

94

24

21

21

58

58

95

25

22

22

59

59

96

26

23

23

60

60

97

27

24

24

61

61

98

28

25

25

62

62

99

29

26

26

63

63

100

30

27

27

64

64

 

 

28

28

65

65

 

 

29

29

66

66

 

 

30

30

67

67

 

 

31

31

68

68

 

 

32

32

69

69

 

 

33

33

70

70

 

 

34

34

71

1

 

 

35

35

72

2

 

 

36

36

73

3

 

 

37

37

74

4

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

3

1 Содержение  семестровой и контрольной работ

3

2 Методика написания и оформления семестрового задания и контрольной работы по философии студентами дневного и заочного  отделений

4

3 Тематика семестровых и контрольных  заданий по философии

6

3.1 Темы семестрового задания по философии №1

6

3.2 Темы семестрового и контрольного задания №2

10

3.2.1 Теоретические проблемы философии. 

10

3.3 Темы семестрового и контрольного задания №3

14

3.3.1 Философский анализ категорий  «культура» и «цивилизация»

14

4 Методические  рекомендации к темам семестровых и  контрольных работ

18

5 Схема выбора темы контрольной работы

28