Добавлен: 02.02.2019
Просмотров: 1669
Скачиваний: 7
Сегодня речь идет об обновлении стратегии управления развитием человечества. Старые ориентиры далеко не во всем убедительны, и с этих позиций вырисовываются контуры новых цивилизаций. Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, констатируют, что в наиболее развитых цивилизациях ХХ века, а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминировала, но и подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек, а не техника. (Канке В.А. Философия. – М., 2000.).
Выбирая тему третьей семестровой работы необходимо ознакомиться с различными трактовками понятия культуры на разных этапах развития философской и научной мысли, включая анализ культуры в основных культурологических концепциях ХХ века (например, О. Шпенглера, П. Сорокина, Н. Данилевского). Для более детального ознакомления с этими вопросами вы можете использовать учебник Шаповалова В.Ф. «Основы философии». – М., 2001. – раздел 8, и научно – учебное пособие «Мировая художественная культура» под редакцией профессора Б.А. Эренгросса. – М., 2001. – С. 7 – 52.
Определяя сущность понятия «философия культуры», надо обратить внимание на то, что системное единство знаний о культуре было сформировано философией, которая явилась координатором их взаимодействия и основанием принципов и подходов к изучению культуры. Каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения, уточняя объект осмысления в предмете. Философия же всегда была и остается особым видом творчества человека. Она, задаваясь вечными вопросами, определяет векторы движения научного интереса вообще и всегда исследует проблемы бытия предмета и его понимания, осмысления. Все определения философии культуры сводятся к тому, что это такая философская дисциплина, которая ориентирована на философское осмысление сущности и значения культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.
Необходимо определить сущность категории «цивилизация» и особенности ее трактовки в ХVІІІ века, в частности французким просветителем Ж.Ж. Руссо и немецким философом и ученым И. Кантом. Далее надо проследить эволюцию этого понятия в ХІХ веке в работах английского позитивиста Г.Спенсера и немецких философов К. Маркса и Ф. Энгельса.
Представляет интерес трактовка цивилизации конца ХІХ – первой половины ХХ века в трудах немецкого философа О. Шпенглера, который цивилизацией обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры, а также его последователей: англичанина А. Тойнби и русских философов и ученых Н. Данилевского., П. Сорокина., Л.Н. Гумилева., Н. Бердяева, который называл цивилизацию «смертью духа культуры». В результате осмысления предыдущих вопросов выделите определение цивилизации как ступени в развитии общества, следующей за варварством, как ступени в развитии культуры. Обратитесь к работе Тойнби А. «Постижение истории». – М., 1991.
На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральными. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера. Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Сегодня инженер – служитель гуманности. Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются сегодня не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой.
СХЕМА ВЫБОРА ТЕМЫ СЕМЕСТРОВОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Шифр Номер темы |
Шифр Номер темы |
Шифр Номер темы |
|||
01 |
1 |
38 |
38 |
75 |
5 |
02 |
2 |
39 |
39 |
76 |
6 |
03 |
3 |
40 |
40 |
77 |
7 |
04 |
4 |
41 |
41 |
78 |
8 |
05 |
5 |
42 |
42 |
79 |
9 |
06 |
6 |
43 |
43 |
80 |
10 |
07 |
7 |
44 |
44 |
81 |
11 |
08 |
8 |
45 |
45 |
82 |
12 |
09 |
9 |
46 |
46 |
83 |
13 |
10 |
10 |
47 |
47 |
84 |
14 |
11 |
11 |
48 |
48 |
85 |
15 |
12 |
12 |
49 |
49 |
86 |
16 |
13 |
13 |
50 |
50 |
87 |
17 |
14 |
14 |
51 |
51 |
88 |
18 |
15 |
15 |
52 |
52 |
89 |
19 |
16 |
16 |
53 |
53 |
90 |
20 |
17 |
17 |
54 |
54 |
91 |
21 |
18 |
18 |
55 |
55 |
92 |
22 |
19 |
19 |
56 |
56 |
93 |
23 |
20 |
20 |
57 |
57 |
94 |
24 |
21 |
21 |
58 |
58 |
95 |
25 |
22 |
22 |
59 |
59 |
96 |
26 |
23 |
23 |
60 |
60 |
97 |
27 |
24 |
24 |
61 |
61 |
98 |
28 |
25 |
25 |
62 |
62 |
99 |
29 |
26 |
26 |
63 |
63 |
100 |
30 |
27 |
27 |
64 |
64 |
|
|
28 |
28 |
65 |
65 |
|
|
29 |
29 |
66 |
66 |
|
|
30 |
30 |
67 |
67 |
|
|
31 |
31 |
68 |
68 |
|
|
32 |
32 |
69 |
69 |
|
|
33 |
33 |
70 |
70 |
|
|
34 |
34 |
71 |
1 |
|
|
35 |
35 |
72 |
2 |
|
|
36 |
36 |
73 |
3 |
|
|
37 |
37 |
74 |
4 |
|
|
Содержание
Введение |
3 |
1 Содержение семестровой и контрольной работ |
3 |
2 Методика написания и оформления семестрового задания и контрольной работы по философии студентами дневного и заочного отделений |
4 |
3 Тематика семестровых и контрольных заданий по философии |
6 |
3.1 Темы семестрового задания по философии №1 |
6 |
3.2 Темы семестрового и контрольного задания №2 |
10 |
3.2.1 Теоретические проблемы философии. |
10 |
3.3 Темы семестрового и контрольного задания №3 |
14 |
3.3.1 Философский анализ категорий «культура» и «цивилизация» |
14 |
4 Методические рекомендации к темам семестровых и контрольных работ |
18 |
5 Схема выбора темы контрольной работы |
28 |