Файл: Контрольная работа По дисциплине Налоги и налогообложение Вариант 4 студент группы бэсз161 Фирциков Е. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства. Налог на прибыль позволяет государству активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности, развитии малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством разных льгот и установления налоговых ставок.

Налог на прибыль служит важным инструментом регулирования экономики. Именно налогообложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета, эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.

До 1 января 2002 г. налоговая система РФ предоставляла широкий набор налоговых льгот по налогу на прибыль малым предприятиям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и т.д. Функционирование налога на прибыль отличалось предоставлением многочисленных льгот и установлением дифференцированных ставок, относительно низких для предприятий и более высоких для посредников, банков и страховых организаций.

С 1 января 2002 г. налог на прибыль взимается на основании гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. В связи с реформированием налогообложения прибыли организаций налоговые льготы были максимально сокращены. К сожалению, тогда была отменена очень эффективная инвестиционная льгота, позволяющая организациям уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль до 50% на сумму затрат на капитальные вложения в объекты производственного назначения. Отмена законодателями многочисленных льгот позволила тогда установить беспрецедентно низкую ставку налога за все годы существования современной налоговой системы на уровне 24%.

Ликвидация льгот с одновременным снижением налоговой ставки несет как положительный, так и отрицательный потенциал. Минимизация налоговой ставки явилась попыткой снижения налоговой нагрузки организаций и легализации значительных объемов прибыли в теневой экономике. Вместе с тем отказ от инвестиционной льготы привел к потере эффективного рычага регулирования инвестиционной предпринимательской активности.

С 2002 г. в механизм налогообложения прибыли вносились многочисленные изменения, направленные на его развитие, а также происходил частичный возврат льгот. В условиях экономического кризиса с 2009 г. налоговая ставка была понижена до 20%.


Опыт зарубежных стран свидетельствует о значительной роли амортизационной политики в регулировании инновационной экономики путем применения механизма налогообложения прибыли. Заметна роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении иностранных инвестиций, поскольку многие организации полностью или частично освобождены от уплаты налога на прибыль в первые годы функционирования.

В связи с широким применением регулирующей функции фискальное значение налога на прибыль во многих развитых странах невелико.

В России, наоборот, роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна.

Этот налог относится к федеральным налогам, однако, перечисляется организациями в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. Причем основная часть налога зачисляется в бюджеты субъектов РФ. В 2010 г. налог на прибыль организаций составил 23% в поступлениях администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ. В федеральный бюджет поступило 255 млрд руб. В консолидированные бюджеты субъектов РФ зачислено 1789,6 млрд руб.

Таким образом, налог на прибыль организаций занимает важное место в налоговой системе РФ, позволяет государству активно влиять на развитие экономики, а также является одним из основных доходообразующих налогов.
3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): сущность налога, общий порядок применения, налоговые ставки

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 2002 г. в связи с необходимостью учета особенностей сельскохозяйственного производства, стимулирования товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.

Возможность применения единого сельскохозяйственного налога была ограничена сельскохозяйственными товаропроизводителями, занятыми растениеводством. Закон не позволял перевести на уплату ЕСХН других сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых производством животноводческой, рыбной продукции, многопрофильных хозяйств и комплексов.

В целях соблюдения принципа равенства налогообложения, обеспечения единого подхода для всех хозяйствующих субъектов установлено, что на уплату единого налога могут перейти все организации агропромышленного комплекса, включая сельскохозяйственные организации так называемого индустриального типа, многопрофильные организации, а также организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной, в том числе рыбной продукции.



В 2005 году в Налоговый кодекс были внесены дополнительные поправки, в соответствии с которыми, начиная с 2006 года, на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить также и российские рыбохозяйственные организации.

Переход на указанную систему налогообложения сельскохозяйственными организациями предусматривает замену уплаты ряда налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога. Указанные организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на российскую таможенную территорию), налога на имущество организаций и единого социального налога. При этом установлено, что единый сельскохозяйственный налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, каковым является календарный год.

Кроме того, за организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, оставлена обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с российским законодательством.

Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными российским налоговым законодательством.

При переходе на специальный режим налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога индивидуальных предпринимателей они освобождаются от уплаты:

- налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

- НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на российскую таможенную территорию;

- налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

- единого социального налога.

Уплата указанных налогов заменяется, так же как и для организаций, уплатой единого сельскохозяйственного налога, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

Так же как и организации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также все другие налоги и сборы в соответствии с другими режимами налогообложения.


Перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога могут и крестьянские (фермерские) хозяйства. В этом случае на них распространяются правила, действующие для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели – сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленном Налоговым кодексом порядке.

В категорию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» включаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе перерабатывающие, сбытовые, торговые, снабженческие, садоводческие, огороднические и животноводческие, и которые подпадают под действие Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». При этом доля доходов данных кооперативов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ и услуг для членов этих кооперативов составляла в общем объеме доходов не менее 70 процентов.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых (с учетом членов семей) составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При этом указанные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица, и эксплуатировать только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда. Кроме того, непременным условием отнесения данных организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям является соблюдение соотношение объема реализованной ими рыбной продукции или выловленных объектов водных биологических ресурсов в общем объеме реализуемой ими продукции. Доля указанной рыбной и другой идентичной продукции должна составлять в стоимостном выражении более 70 процентов.

В налоговом кодексе определены также организации и индивидуальные предприниматели, которые не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога и поэтому не являются плательщиками налога. К их числу относятся организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.


Организации, имеющие филиалы или представительства, также не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога и бюджетные организации.

Налоговым кодексом РФ установлен определенный порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к другим режимам налогообложения.

Те сельскохозяйственные товаропроизводители, которые изъявили желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, должны подать в налоговый орган по своему местонахождению в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего переходу на эту систему налогообложения, соответствующее заявление.

При этом вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, имеют право подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.

Одновременно с этим, Кодексом установлено, что перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога налогоплательщики не могут до окончания налогового периода вернуться на иные режимы налогообложения.

Налоговым кодексом предусмотрена ситуация, когда по итогам налогового периода окажется, что доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров, работ и услуг составит менее 70 процентов. В этом случае налогоплательщик утрачивает право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения. Соответственно, такой налогоплательщик обязан за весь отчетный или налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц. Указанный перерасчет необходимо произвести в тридцатидневный срок по истечении отчетного или налогового периода, в котором допущено нарушение. При этом указанный налогоплательщик не должен уплачивать пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам. Одновременно Кодекс возложил на налогоплательщика обязанность подать в налоговый орган соответствующее заявление о переходе на другой режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного или налогового периода.