Файл: 2. 1 Методика преподавания математики как наука и учебный предмет. Современный стандарт начального общего образования (фгос ноо). Цели и задачи обучения математике. Принципы построения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические основы начального курса математики с
методикой преподавания
Практическое занятие № 1
Выполнил:
Обучающийся Гольм Евгения Сергеевна
Преподаватель:
Старкова Татьяна Андреевна
Практическое занятие № 1
Задания по теме 2.1 Методика преподавания математики как наука и
учебный предмет. Современный стандарт начального общего образования
(ФГОС НОО). Цели и задачи обучения математике. Принципы построения
содержания начального курса математики (НКМ)
Цель: формировать умения анализировать содержание ФГОС НОО, знания о содержании учебного предмета математика, требованиях к содержанию и уровню подготовки обучающихся по предмету математика в начальной школе.
Задание 1. Изучите содержание документа.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Какие, на Ваш взгляд, личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Математика» могут быть сформированы у учащихся и в процессе организации какой работы?
При помощи различных видов учебной математической деятельности, учащиеся программы начального образования по предметной области «Математика» могут быть сформированы личностные результаты, обозначенные п.1-4, п.5-6 и п.9.
Примерами данных пунктов могут быть самые различные жизненные ситуации.
П.1-3, ребенок при помощи простых математических расчётов может, например, вычислить количество жителей России по этническому или национальному признаку, а также вычислить и иметь представление о разнообразии народов, культур и религий. В п.4 к примеру, у ребенка есть наличные деньги в кармане
250 р. и 190 р. на карточке. С помощью математических расчётов ребенок сможет вычислить хватит ли ему денег на учебник и тетрадь, если они в сумме стоят
210р. и каким платежом воспользоваться. В пунктах 5-6 примером может послужить ответы на вопросы по типу «Через сколько дней у мамы день рождения?» или «Через сколько минут мне надо быть дома?» П. 9 так же можно представить примером из жизни, ребенок может посчитать сдачу в магазине, решить спорную ситуацию, например, в столовой булочка стоит 25 рублей, а у двух ребят есть 110 рублей, и они поспорили, хватит ли им денег на покупку 5-ти булочек или нет. При помощи математических вычислений приходим к выводу что нет, не хватит и спор разрешен.
Задание 2.
Сравните варианты тематического планирования в примерной программе по математике. Объясните, чем вызвано наличие трех вариантов тематического планирования.
Первый вариант
Второй вариант
Третий вариант
Первый
вариант планирования не только обеспечивает
Второй
вариант планирования предполагает усиление геометрической
Третий
вариант планирования в большей степени, чем остальные, ориентирован на
достаточную для продолжения образования предметную подготовку,
но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, расширяет его эрудицию, воспитывает математическую культуру, позволяет развивать пространственное воображение и конструкторские умения школьника (линия
«Элементы геометрии»).
В нём также широко представлен раздел, посвящённый работе с данными (линия
«Элементы стохастики»), а также раздел, посвящённый развитию логического и творческого мышления учащихся, математической интуиции. направленности курса математики и способствует более углублённому рассмотрению вопросов,
связанных с геометрией.
В процессе изучения курса предоставляется больше времени для развития пространственного воображения и конструкторских умений школьников, работы с геометрическим моделированием
(объединение и разбиение фигур), развития математической речи на основе построения математических рассуждений, связанных с анализом чертежей и т.д.
развитие у обучающихся умения работать с информацией. В нём даётся больше времени на работу с данными, развитие умения обнаруживать и интерпретировать информацию по заданному плану (алгоритму), работу по сбору, анализу и представлению информации
(в виде сплошных и несплошных текстов, математических моделей и т.д.), переработке информации из одних форм в другие (из текста в таблицу, в схему, в диаграмму, из диаграммы, таблицы, схемы в текст и т.д.).
Выбрав планирование по первому варианту и работая только с содержанием курса, педагог сможет в полной мере организовать свою работу во всех заявленных выше направлениях.
Требования к современному образовательному результату предполагают специально организованную педагогическую работу по развитию универсальных учебных
Требования к современному образовательному результату предполагают развитие у учащихся информационной
культуры. Объём информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, стремительно возрастает.
но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, расширяет его эрудицию, воспитывает математическую культуру, позволяет развивать пространственное воображение и конструкторские умения школьника (линия
«Элементы геометрии»).
В нём также широко представлен раздел, посвящённый работе с данными (линия
«Элементы стохастики»), а также раздел, посвящённый развитию логического и творческого мышления учащихся, математической интуиции. направленности курса математики и способствует более углублённому рассмотрению вопросов,
связанных с геометрией.
В процессе изучения курса предоставляется больше времени для развития пространственного воображения и конструкторских умений школьников, работы с геометрическим моделированием
(объединение и разбиение фигур), развития математической речи на основе построения математических рассуждений, связанных с анализом чертежей и т.д.
развитие у обучающихся умения работать с информацией. В нём даётся больше времени на работу с данными, развитие умения обнаруживать и интерпретировать информацию по заданному плану (алгоритму), работу по сбору, анализу и представлению информации
(в виде сплошных и несплошных текстов, математических моделей и т.д.), переработке информации из одних форм в другие (из текста в таблицу, в схему, в диаграмму, из диаграммы, таблицы, схемы в текст и т.д.).
Выбрав планирование по первому варианту и работая только с содержанием курса, педагог сможет в полной мере организовать свою работу во всех заявленных выше направлениях.
Требования к современному образовательному результату предполагают специально организованную педагогическую работу по развитию универсальных учебных
Требования к современному образовательному результату предполагают развитие у учащихся информационной
культуры. Объём информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, стремительно возрастает.
умений, составной частью которых являются интеллектуальные умения, основанные на развитии таких мыслительных операций, как анализ, синтез, аналогия и т.д.
Расширение и углубление работы по формированию этих умений позволяют сделать более эффективной работу с собственно математическим содержанием предлагаемого курса в начальной школе и закладывают глубокую пропедевтическую основу для овладения в дальнейшем планиметрией и стереометрией.
Это справочники, меню телефонов, инструкции стиральных машин и т.д.
Работа с ними требует специальных (общеучебных)
умений.
Выбор первого варианта планирования предлагаемого курса математики с
учётом использования технологий, описанных в методических рекомендациях
к учебникам, предполагает равномерно распределённую работу по
формированию универсальных учебных действий во всём их объёме.
Выбор второго варианта планирования предлагаемого курса математики, как и первый, также предполагает равномерно распределённую работу по
формированию универсальных учебных действий с углублением в области
формирования предметных умений.
Выбор третьего варианта планирования предлагаемого курса математики
предполагает дополнительную систематизацию и расширение работы по
формированию общеучебных универсальных действий.
Задание 3.
Составьте блок схему, отражающую структуру и основное содержание примерной программы по математике, составленной в соответствии с требованиями ФГОС
Расширение и углубление работы по формированию этих умений позволяют сделать более эффективной работу с собственно математическим содержанием предлагаемого курса в начальной школе и закладывают глубокую пропедевтическую основу для овладения в дальнейшем планиметрией и стереометрией.
Это справочники, меню телефонов, инструкции стиральных машин и т.д.
Работа с ними требует специальных (общеучебных)
умений.
Выбор первого варианта планирования предлагаемого курса математики с
учётом использования технологий, описанных в методических рекомендациях
к учебникам, предполагает равномерно распределённую работу по
формированию универсальных учебных действий во всём их объёме.
Выбор второго варианта планирования предлагаемого курса математики, как и первый, также предполагает равномерно распределённую работу по
формированию универсальных учебных действий с углублением в области
формирования предметных умений.
Выбор третьего варианта планирования предлагаемого курса математики
предполагает дополнительную систематизацию и расширение работы по
формированию общеучебных универсальных действий.
Задание 3.
Составьте блок схему, отражающую структуру и основное содержание примерной программы по математике, составленной в соответствии с требованиями ФГОС
НОО.
Задания по теме 2.2 Формирование у младших школьников
универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики. Развитие
учащихся начальной школы в процессе обучения математике.
Цель: формирование умений находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам; использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках.
Задание 4. Подберите задания (учебник математики по выбору), способствующие развитию у младших школьников личностных УУД, регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД при изучении математики (не менее 4-х заданий). Поясните свой выбор. Заполните таблицу 1.
Учебник по математике 4 класс Моро. М.И.
УУД
Пример задания из учебника
Пояснения
Личностные
УУД
Данные задания направлены на соотношение действий, что способствуют развитию личностных
УУД.
Регулятивные
УУД
Данные задания направлены на анализ представленной информации, работа по плану,
представленному учителем или в учебнике
Познавательные
УУД
Используется причинно –
следственная связь, а так же моделирование,
что способствует формированию познавательных УУД.
Задачи на логику,
развивают логическое мышление.
Коммуникативн ые УУД
Задания направлены на выражение своих мыслей, отстаивание позиции.
Игра способствует развитию коммуникативных
УУД, так как происходит взаимоотношение между обучающимися
Задание 5. Разработайте конспект урока математики (тип урока, тема, класс по выбору) с использованием методов и средств для развития алгоритмического мышления младших школьников при изучении математики.Оформите разработку урока, соблюдая структуру:
1. Тема:
2. Класс:
3. УМК (авторы, название программы):
4. Цели:
5. Оборудование:
6. Ход урока:
После конспекта урока перечислите использованные методы и средства развития алгоритмического мышления и обоснуйте их целесообразность.
Конспект урока по теме: Уравнение.
Класс: 2
Тип урока: Изучение нового материала
УМК: Школа России
Технологическая карта урока.
Тема
Уравнение.
Цель
Сформировать навыки записывать, читать, решать уравнения с помощью метода подбора.
Планируемые
результаты
Предметные: знать, что называется уравнением, отличие уравнения от других математических записей.
Научиться решать уравнения с помощью метода подбора и выполнять проверку вычислений.
Личностные: сформировать интерес к математике.
Метапредметные:
-
Регулятивные УУД: с помощью учителя понять и сформулировать цель урока; спланировать свои действия в соответствии с целью урока.
- Коммуникативные УУД: высказывать ход своих мыслей в устной форме;уметь слушать и понимать других.
-
Познавательные УУД: различать новый материал от пройденного; находить новые знания, используя учебник и отвечать на поставленные вопросы.
УУД
Коммуникативные (взаимосвязь с преподавателем и одноклассниками; понимание различных точек зрения; полное выражение своих мыслей; научиться работать совместно.).
Познавательные (анализ, группировка, синтез).
Личностные: развитие навыков сотрудничества.
Регулятивные: подготовка места для занятий; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.
Основные
понятия
Уравнение, решение уравнений.
Ресурсы:
- основные
Учебник, ПК, доска, тетрадь, проектор, экран.
Формы
работы
Работа в парах, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Технолог
ия
проведен
ия
Деятельно
сть
учеников
Деятельност
ь
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых
приведёт к достижению запланированных
результатов
I.
Мотивац ия к получени ю знаний.
Цели: создание атмосфер ы для возникно вения у обучающ ихся интереса к учебному процессу.
Здоровают ся с учителем, подготавли ваются к получению новых знаний.
Приветствует учеников, создает эмоциональн ый настрой на урок, мотивирует их к уроку.
-Здравствуйте ребята»! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем продуктивной работы.
Сначала садятся девочки, а потом мальчики.
а) Давайте выполним зарядку для наших
пальчиков.
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
Успеха (указательными)
Большого (средними)
Во всём
( безымянными)
и везде.
(мизинцами)
Здравствуй! (всей ладонью)
Удачи тебе! (пальцы переплести в замок).
Молодцы!
б) Проверяем готовность к занятию.
Ребята давайте проверим все ли готово к уроку?
Тетрадь, дневник, письменные принадлежности, все на месте??
Хорошо, теперь откроем наши тетради и запишем: число, классная работа.
II.
Актуали
зация
Повторяют пройденны
Организует повторение.
- Каждые новые знания формируются на изученных . Я вам предлагаю вспомнить все то, что
опорных
знаний
й материал. вы уже знаете.
– Проведем самостоятельную работу в тетрадях.
Запишите выражения, вставляя пропущенные
числа.
65 + = 75 + 20 = 80 34 – = 1 – 30 = 15
- Теперь проверьте и оцените свои результаты.
III
Изучени
е нового
материа
ла
1)
Постанов ка проблем ы.
Фиксируют индивидуа льное затруднени е (Я не знаю).
Наводит на формулировк у темы и задач урока.
Помогает увидеть проблему, которую надо решить.
- Соедините стрелками соответствующие
карточки.
(Запись на доске)
20 +4 1 неравенства
Y – 5 выражение с окошком
4+1<7 буквенные выражения
+5=15 уравнение
Y+4=8 числовое выражение
2)
Формиро вание учебной проблем ы.
Постанов ка темы урока
Учатся говорить свои предполож ения.
Формулиру ют тему урока, цели и задачи.
Учит высказывать
Подводит детей к формулирова нию темы и постановке задач урока
- Какая новая математическая запись вам встретилась? (Уравнение)
- Давайте назовем тему урока.
- Какие задачи мы поставим перед собой?
ДОСКА Узнаем, что называют уравнением.
Будем учиться решать уравнения.
3) этапы выхода из затрудне нной ситуации
Формулиру ют этапы.
Помощь в формировани и этапов
Составим план:
1.Узнать, что тназывается уравнением.
2.Сравним свои догадки с материалом из учебника.
3. Устраним проблему.
4. Применим полученное знание.
4)
Реализац ия этапов
Исследуют тему параграфа, учатся формулиро вать свои мысли и высказыват ь их.
Проводит работу над изучением нового материала.
Давайте начнем наше исследование.
Внимательно посмотрите на запись:
5+Y = 10
У. Что нам показывает знак «=»? (Это равенство)
У. Все ли числа нам известны? (Нет)
У. Какое число неизвестно? (Первое число)
У. Какой буквой оно обозначено? (Латинской буквой)
У. Какая задача стоит перед нами? (Найти, какое это число)