Файл: Цели Расширить и углубить знания о сказках закрепить и систематизировать знания детей по составлению композиции натюрморта и рисованию предметов с помощью осевых линий и геометрических фигур.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели:
1. Расширить и углубить знания о сказках;
2. закрепить и систематизировать знания детей по составлению композиции натюрморта и рисованию предметов с помощью осевых линий и геометрических фигур;
3.развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление;
4.содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает;
Оборудование: подборка сказок, иллюстрации к сказкам, тексты стихов для физкультминуток, иллюстрации натюрморта, жетоны, медали.
Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок, рисование простых натюрмортов.
Ход занятия
-
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине по сказкам. А что такое экология?
Экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.
В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного. Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее.
Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
-
Основная часть.
- Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.
- Внимание! Сказки разных народов могут быть похожи по содержанию и отличаться лишь названием. Например, сказка «Мужик и медведь» и сказка «Вершки и корешки».
- Теперь время викторины «Сказочная экология». Ответы принимаются по одному, за каждый правильный ответ – жетон. В конце занятия будет определен победитель, который получит медаль – «Знаток экологии и эксперт в сказках».
1 ТУР «РАСТЕНИЯ В СКАЗКАХ»
- Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее).
Назовите сказки, в которых встречаются растения.
1. «Жар- птица» – яблоня
2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква
6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» - горох
8. «Царевна-лягушка» - дуб
9. «Гуси-лебеди» - яблоня
10. «Дикие лебеди» - крапива
11. «Аленький цветочек» - цветок
12. «Беляночка и Розочка» - розы
2 ТУР « ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»
- Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
- Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.
1. «Царевна-лягушка» - лягушка
2. «Финист - ясный сокол» - сокол
3. «Дикие лебеди» - лебедь
4. «Золушка» - крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
6. «Калиф аист» - аист, сова
7. «Беляночка и Розочка» - медведь
8. «Король- лягушонок» - лягушка
9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
11. «Карлик Нос» - гусыня
12. «Храбрая сердцем» - медведь
13. «Кукушка» - кукушка
14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк
Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»
- А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Широко открывают глаза.)
Словно угольки горят. (Смотрят налево, а потом на право.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
3 ТУР «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА В СКАЗКАХ»
- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
1. «Два мороза» - мороз
2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
3. «Гуси-лебеди» - речка
4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце
5. «Как Луна появилась на небе» - луна
6. «Снег и заяц» - снег
4 ТУР «ЭКОЛОГИЯ И СКАЗКИ»
- Ребята, вот и пришло время самого главного момента нашей викторины. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
- Ребята, в 4 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней главный экологический момент, который мы с вами нарисуем! За три самых красивых рисунка получаете по 5 жетонов. Таким образом сможете вырваться в победители.
Пример:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.
-
Практическая часть.
- Итак, отгадываем сказку.
Заяц яблоки делил,
Дырка в мешке у него оказалась
Одного зверя разозлил,
А ворона над ним смеялась.
Сказка «Мешок яблок», главный экологический момент – мешок с яблоками.
- И сегодня мы с вами нарисуем натюрморт «Мешок с яблоками».
Инструктаж.
- Итак, сегодня мы будем с вами продолжать учиться рисовать натюрморт. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.
Показ учителем у доски поэтапного рисования.
– Прежде чем начать рисовать наш натюрморт, проговорим алгоритм рисования (схема на доске).
Алгоритм:
-
Придумать, что рисовать (здесь обсуждаются те предметы, которые можно изображать в соответствии с данной темой); -
Расположить альбомный лист (горизонтально или вертикально, в зависимости от того, какие и сколько предметов хочешь изобразить); -
Продумать композиционный центр и расположение остальных предметов натюрморта; -
Сделать набросок карандашом, используя геометрические фигуры и осевые линии (сначала изобразить предмет, который будет являться композиционным центром рисунка, а после остальные предметы); -
Раскрасить.
Дети работают над натюрмортом. Делают выставку рисунков. Выбираются три лучших натюрморта.
IV. Итог занятия
- Ребята, послушайте!
Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
- не мусорить;
- не рвать дикорастущие цветы;
- не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных;
- не загрязнять водоемы;
- правильно собирать грибы и ягоды;
- не жечь в лесу костры
и многое другое.
- Итак, подведем итоги нашей викторины. Считаем свои жетончики и сообщаем мне. Определим победителя нашей игры!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
(их может быть несколько, несколько медалей иметь)
-
У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы закончим наше мероприятие:
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!