Файл: Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи" Вариант 2 Выполнила Т. В. Шкилонцева Студент группы 3 оптп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»

ГБОУ ВО ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского

Заочная форма обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Вариант 2

Выполнила Т.В. Шкилонцева

Студент группы 3 ОПТП

Проверила Н.М. Зайцева

Челябинск 2023г.

1.Расставьте ударения в следующих словах:

партЕр, переосмыслЕние, петлЯ, полисемИя, пОстфикс, прАвнучка, префИкс (приставка), приговОр, приобретЕние, пристАнище, пролОг, простынЯ, псевдонИм, придАное, свеклА, сИлос, синЕкдоха, синхронИя, снАдобье, созЫв, стАтуя, столЯр, тамОжня, творОг, толИка, Ушко (ласкательное от ухо), ушкО (отверстие), факсИмиле, фенОмен, хаОс (в мифологии), хАос(беспорядок), ходАтай, шофЕр, щЕголь, щегОл, щекОлда, Экскурс, экспЕрт, эпилОг, эскОрт.

2.Расставьте ударения и объясните его местонахождение в следующих именах существительных:

двЕрь, двЕри, двЕри, двЕрью, о двЕри; двЕри, дверЕй, дверЯм, дверЯми, о дверЯх.

СтенА, стенЫ, стенЕ, стЕну, стенОй, о стенЕ; стЕны, стЕн, стЕнам, стЕны, стЕнами, о стЕнах.

В форме единственного числа ударение всегда падает на первый слог, независимо от падежа.

А при образовании формы множественного числа ударение падает на второй слог, за исключением двух падежей: именительного и винительного.

3.а) Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих имен существительных, расставьте ударения; приведите правила образования данных форм:

Двойня - двойнЯшек, кочергА - кочерЕг, кУхня -кУхон, бАшня - бАшен, полыньЯ - полыньИ; апельсИны - апельсИнов, грАмм - грАммов, носкИ - носкОв, чулкИ - чулкОв, мЕтр - мЕтров, башкИры - башкИров, олАдьи - олАдьев, мандарИны - мандарИнов; кОльца - колЕц, ружьЕ - ружьЯ, местА - мЕст, облакА - облакОв, стеклА - стЕкол, ущЕлья - ущЕлий.


В родительном падеже есть несколько вариантов написания окончания. Это -ов, -ей, -ев. Есть общие правила для всех родов:

Существительное, в именительном падежеединственного числа которого окончание нулевое, при изменении в родительном падеже множественного числа будет иметь ненулевую концовку. Пример: степь – много степей, кот – много котов.

Если исходная форма имеет выраженное буквами окончание, то родительный падеж его теряет. Пример: груша – нет груш, место – нет мест.

Словам мужского рода присущи окончания -ов, -ев. Во втором склонении они вытесняют -ей и нулевое.

Второе склонение, в основе которого конечная согласная твердая, с нулевой концовкой, происходит такое распределение:

В названиях фруктов и овощей используется -ов. Пример: шесть помидоров, десять апельсинов;

Некоторые существительные 1 склонения заканчиваются на -ей. В них перед флексией стоят гласные -гл-, -кл-. -хл, например: буклей, рохлей.

В 3 склонении с основой на мягкий согласный и шипящий звук также ставят -ей.

б) Образуйте форму именительного падежа множественного числа:дирЕктор - директорА, профЕссор - профессорА, агитАтор - агитАторы, кАтер - катерА, констрУктор - конструкторА, тОрт - тОрты, обшлаг, фрОнт - фронтЫ, шофЕр - шоферА, Округ - Округи, Ордер - Ордеры, Остров - островА, лЕктор - лЕкторы, сОрт - сортА, офицЕр - офицЕры, рЕктор - ректорА, снАйпер - снАйперы.

4.Найдите словосочетания, в которых неправильно определен род существительных:

красивая бра, широкое авеню -широкая авеню, новая тюль, серьезное жюри, вкусное какао, красивый какаду,шерстяной кашне - шерстяное кашне, черное кофе - черный кофе,районное ГАИ - районная ГАИ, старый конферансье.

Укажите правила определения рода несклоняемых существительных.

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные, так и нарицательные.

Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.

Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: красивый какаду. Но если речь идёт о животном женского пола, то слова согласуются с несклоняемым существительным в женском роде: Какая симпатичная эта кенгуру с детёнышем.



Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, зависит от их пола: мадам (она), мсье (он), Дюма (он). Слова, обозначающие и мужчин, и женщин, относятся к мужскому роду: Она замечательный конферансье.

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты, определяется по родовому слову: красивый Тбилиси (город), далёкая Перу (страна), полное тайн Онтарио (озеро).

Большинство несклоняемых существительных среднего рода: новое пальто, жёлтое такси, старое пенсне. Но есть и исключения: вкусный сулугуни (сыр), свежая салями (колбаса).

5.Образуйте краткую форму прилагательных. Какое правило Вы используете в данном случае?

Многочисленный- могочисленен, мужественный- мужественен, невежественный- невежественен, ответственный-ответственен, посредственный- посредственен, торжественный- торжественен, непреклонный- непреклонен, законный- законен.

Если основа полного прилагательного заканчивается сочетанием двух согласных, то в краткой форме появляются беглые гласные.

6.а) Образуйте от приведенных ниже глаголов форму I лица единственного числа. Укажите, какие глаголы в данной форме не употребляются:

Макать- макаю, лечить- лечу, убедить- не употребляется, кликать- кличу, сыпать- сыплю, иссякнуть-иссякну, победить- не употребляется, ехать- еду, шуметь- шумлю, очутиться- не употребляется.

б) Образуйте от данных глаголов формы 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени. В словах выделите ударные гласные. Образец: бросАть - бросАют (несов. I спр.) - брОсить - брОсят (сов. II спр.).

РасклЕить–расклЕят(сов.2 спр.),

ПросЕять–просЕют(несов.1 спр),

ДержАть–дЕржат(несов.2 спр),

СмотрЕть–смОтрят (сов.2 спр.),

МолОть–молОтят(несов.2 спр),

СтлАться–стЕлются(несов, 1 спр),

РасстилАться–расстилАются(несов., 1 спр),

Видеть–вИдят (2 спр, несв.).

Какое правило вы используете в этих случаях?

Спряжение глаголов по лицам и числам

7.Просклоняйте имя числительное 759.


И.п. (что?) – семьсот пятьдесят девять.

Р.п. (чего?) – семисот пятидесяти девяти.

Д.п. (чему?) – семистам пятидесяти девяти.

В.п. (что?) – семьсот пятьдесят девять.

Тв.п. (чем?) – семьюстами пятьюдесятью девятью.

Пр.п. (о чём?) – о семистах пятидесяти девяти.

8.Найдите ошибки, исправьте предложения. Запишите.

Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало предостаточно. Обывателей и страстно интересующихся людей в салоне было предостаточно.

Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря разрешению администрации.Стоянка машин около дома печати была организована, благодаря разрешению администрации.

К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды.К такой мебели подходит только такой натюрморт.

По-прежнему ненавидят облаченных властью.По-прежнему ненавидят наделенных властью.

Он знает очень много интересного и очень понятливо рассказывает.Он знает очень много интересного и понятно рассказывает.

Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.Как приятно, когда придя домой после школы, котенок встречает меня радостным мяуканьем.

Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.Когда читаешь этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.

Книга, которую я только что прочла, она была очень интересная.Книга, которую я прочла, была очень интересная.

Я хотел обратиться к вам еще по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное удушение.Я хотел обратиться к вам ещё по поводу того, что сделать, чтобы прекратить информационное удушение.

Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.Вернувшись на Родину, Сергей Эфрон был арестован и убит.

9. Раскрыв скобки, употребите числительные с данным существительным. Запишите.

(Обоим, обеим) ученицам – Обеим ученицам;

(Два, двое, оба; спортсмен) победили – Оба спортсмена победили;

(Пять, пятеро) автомобилей – Пять автомобилей
;

(Три, трое; день) длилась олимпиада – Три дня длилась олимпиада;

(Четыре; четверо; профессор) выступили с докладом – Четыре профессора выступили с докладом.