Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Практическое занятие 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Манукян Елена Акоповна
Преподаватель:
Альвухина Татьяна Викторовна
Задание 1.
Название процесса | Определение процесса | Свойства | Функции | Механизм протекания | Физиологические основы |
Восприятие | Не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. | Предметность Апперцепция Константность Осмысленность. Избирательность Целостность | Отражается сложный образ предмета. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия | 1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. 2. Зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные. 3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п | Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов. |
Ощущения | Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. | Качество Интенсивность Длительность Последовательные образы Пороги ощущений. Адаптация Сенсибилизация | Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы | Экстерорецептив-ные Интерорецептив -ные Проприоцептив -ные | Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Любой анализатор состоит из трех частей: 1. Рецепторный (периферический) отдел 2.Проводниковый отдел 3.Центральный отдел |
Воображе -ние | Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. | Творчество Мечта Агглютинация Акцентирование | Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач; Регулирования эмоциональных отношений; Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; Формирование внутреннего плана человека; Планирование и программирование деятельности человека. | Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение. | Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам: иногда бессознательно, как следствие самопроизвольного усиления возбуждения в определенных центрах коры головного мозга под влиянием случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры (например, сновидения); чаще – в результате сознательных усилий человека, направленных на создание нового образа. |
Память | В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным | Объем памяти Длительность памяти Быстрота Точность | Отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов; Сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель; Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов. | По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов. По продолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память | В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место. На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго. |
Внимание | Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании | Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте: - высокая; - низкая Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой: - трудное; - легкое Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте: - устойчивое -неустойчивое | Отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов; Сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель; Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов. | Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Произвольное- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Послепроизвольное– вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение | Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда связана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми остальными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляется контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте. |
Речь | Процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми | Содержательность Понятность Выразительнос ть Бездейственнос ть | Обозначения Выражения Воздействия Сообщения | Устная Делится на: а) монологическую б) диалогическую Письменная Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи. | Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные. К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и носа) и органы слуха. Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово. Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов. В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия). Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полушарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов |
Мышление | Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений. Язык, речь – это материальная оболочка мысли. Только в речевой форме мысль человека становится доступной другим людям. У человека нет иных способов отражения соответствующих связей внешнего мира, кроме тех речевых форм, которые закрепились в его родном языке. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи | Анализ Синтез Обобщение Сравнение Абстрагирование | Установление всеобщих взаимосвязей. Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. Обобщение свойств однородной группы явлений и др. | Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное. Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия | Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов |
Задание 2.
1. 5-7 лет
Методика "Езда по дорожке"
Предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка.
2. 2-3 года
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель: диагностика познавательных способностей.
3. 5-6 лет
Методика "Что здесь лишнее?"
Цель: эта методика предназначена для детей, исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
4. Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.
5. Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Возрастной диапазон: 3 – 4 года.
Задание 4.
Дошкольное образовательное учреждение, в котором я работаю воспитателем, осуществляет свою воспитательно-образовательную деятельность по программе дошкольного образования «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности. Прежде всего, хочу отметить, что программа «От рождения до школы» :
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
На основе программы «От рождения до школы», коллектив, нашего дошкольного учреждения, разработал и принял к работе Образовательную Программу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Соловушка» Курского района Курской области на 2016-2017 учебный год. (Программа утверждена на педсовете № 1 от 15 сентября 2017). Вторая часть программы, посвящена реализации в работе проекта по патриотическому воспитанию детей «Моя семья – моя Россия»
. Цель данного раздела: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В связи с этим основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются :
образовательные задачи:
- знакомить детей с символами государства;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширить представления о городах России;
- познакомить детей с народным творчеством;
- расширить представления дошкольников о родном городе, области.
развивающие задачи:
- развивать интерес и любовь к родной природе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
воспитательные задачи:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, дет. саду, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду;
- воздавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Реализация программы «От рождения до школы», как основной общеобразовательной программы обеспечивает права ребёнка на физическое интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребёнка», ФГОС ДО, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения.
Программа включает в себя ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы : разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал этого раздела ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции
программы в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Так как обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования, то в своей работе я использую парциальную программу по экологическому воспитанию «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева).
Целью данной программы является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В целях научно-методической поддержки в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации мною используется программа «Истоки» ( авторский коллектив: Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П. и др.).
Цели и задачи реализации Программы : обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.
В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления. С введением ФГОС ДО во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, изменяется способ организации детской деятельности: это больше не руководство взрослого, но совместная деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Чтобы сделать процесс воспитания и обучения дошкольников более интересным, я использую в свою деятельности предметно-пространственную среду