ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект к уроку «Образование прибыли предприятия».
Специальность/профессия: Мастер жилищно-коммунального хозяйства
Группа №: СТУ-171
Дисциплина: Экономика
Тип урока: теоретическое занятие
Цели урока:
-
Образовательная: Изучить основные понятия по теме.
-
Развивающая: Развивать память.
-
Воспитательная: Воспитывать экономическую грамотность.
Значимость изучения темы: получение знаний, позволяющих производить необходимые действия, связанные с расчетами прибыли, экономической эффективности и заполнением финансовых документов предприятия. Каждый обучающийся сможет на основе полученных знаний проанализировать финансовое состояние предприятия, а также проанализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.
При изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" могут быть использованы как традиционные методы обучения, так и нетрадиционные, но приоритетными являются: практические методы обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа.
Средства обучения: Дидактический материал: учебник
Опорные понятия: Прибыль, балансовая прибыль, валовая прибыль, чистая прибыль, методы планирования прибыли.
Структура урока:
Организационный момент - 5 мин.
Изложение нового материала - 30 мин.
Заключительный инструктаж - 5 мин.
Уборка рабочих мест - 5 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
Урок начинается с приветствия, проверки готовности к работе и наличие учащихся на уроке. Добрый день!
Учитель настраивает учащихся на работу, возбуждает у них интерес, внимание и активное отношение к занятию.
После этого сообщается тема, цель и задачи урока.
Сегодня мы изучим новую тему «Образование прибыли предприятия», но для начала познакомимся с понятием «Прибыль». виды данного показателя.
Изложение нового материала.
Любое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из показателей успешности работы предприятия, доходы которого превышают расходы, в противном случае предприятие несет убытки. Рост прибыли означает рост деловых возможностей предприятия, его предпринимательской активности.
Откройте ученик на стр. 68.
В общем виде прибыль определяется по формуле 4.1, а в целом по предприятию по формуле 4.2., запишите, пожалуйста.
П = Цп - С, (4.1)
где П - прибыль;
Цп - цена продукции;
С - себестоимость.
П = В - Срп, (4.2)
где П - прибыль;
В - Выручка от реализации продукции;
С - себестоимость реализованной продукции.
Функции прибыли:
показывает экономическую эффективность, полученную в результате деятельности предприятия;
является основным элементам финансовых результатов предприятия;
служит источником формирования бюджетов разных уровней.
Показатели прибыли на предприятии представлены на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 - Показатели прибыли на предприятии
Балансовая прибыль включает три элемента:
-
прибыль от реализации товаров (работ, услуг);
-
прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
-
прибыль (убыток) от внереализационных операций (операции, не относящиеся к основной деятельности предприятия и не связанные с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг).
Основные методы планирования прибыли:
-
Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и полной себестоимостью продукции.
-
Метод аналитического счета применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и в дополнение к прямому методу. Прибыль по несравнимой продукции рассчитывается отдельно.
-
Метод совмещенного счета совмещает элементы прямого и аналитического методов расчета.
Заключительный инструктаж.
Идет обсуждение новой темы, дети задают вопросы, если что-то непонятно.
Выдача домашнего задания: Ответить на вопросы по данной теме § 18, стр. 68 учебника: Симоненко В.Д. Основы предпринимательства.
Уборка рабочих мест и прощание с педагогом.
-
Вводная часть.
-
Орг. момент. (2 мин)
-
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. (7 мин)
II. Основная часть.
-
Изучение нового материала. (27 мин.) через: лекцию преподавателя, выполнение студентами упражнений на определение видов денежных средств, функции денег.
-
Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. (3 мин.) через: формулирование тематических определений, вопросов по схеме студент-студент, выражение личного отношения к деньгам.
-
Объяснение домашнего задания (3 мин)
-
Итог
-
Итог урока. Комментарий по оценкам. (5 мин)
*При изучение темы в соответствии с рабочей программой на 2 аудиторных часа (по 45 мин), д/з и итог урока в конце 2 аудиторного часа.
Цели учебного занятия:
1) образовательные:
- изучение и усвоение теоритического материала по теме
2) практические:
- применение терминов при изучении материала. Применение педагогических технологий адаптивного обучения через разнообразные виды контроля (студент - студент, преподаватель – студент, группа – группа).
3) воспитательные:
- воспитание профессиональной этики;
- воспитание профессионально важных качеств: профессионального долга, исполнительности и т.д.;
Средства обучения:
1) специальное оборудование:
- интерактивная доска;
- рабочие тетради;
Методы обучения:
1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом
2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами
3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий
4) творческо-репродуктивные: подготовить реферат по теме урока.
В ходе урока применяются современные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:
- Метод проектов – реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.
- Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации.
- Здоровье сберегающие технологии - предполагается физ. пауза (тренинг глаз-смотрим далеко в окно, и смена мест студентами)
Критерии к уровню освоения содержания занятия по теме:
В результате изучения данного материала студент должен
1) иметь представление:
- о будущей сфере деятельности;
- о нравственно-духовных аспектах деятельности.
2) знать:
- основные понятия по данной теме
3) уметь:
- работать в группе;
- формулировать и излагать свои мысли по теме занятия
- анализировать и обобщать полученную информацию.
4) владеть:
- навыками совместной работы в команде;
- навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения
Межпредметные связи: Финансы и валютно-обменные операции, экономика, культурология, социология, этикет.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ______________________________________________________________________
Прибыль, доход, рентабельность
Образование и распределение прибыли. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (рис. 8.1),
Пр =ВР -Иоб,
где Пр — прибыль от реализации продукции; Вр— выручка от реализации продукции; Ио5— общие производственные издержки по реализованной продукции.
Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним
ГТб =ПР+Ппр+Двн,
где Ппр — прочая прибыль (от реализации имущества и т.д.); Двн Щ доходы (убытки) от внереализационных операций.
Прибыль от прочей реализации — это прибыль, полученная от! реализации основных фондов и другого имущества хозяйствующего субъекта, отходов, нематериальных активов и т.п., определяется как разница между выручкой от реализации и затратами нт эту реализацию.
Доходы от внереализационных операций включают:
-
доходы, полученные от долевого участия в деятельности других хозяйствующих субъектов, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим хозяйствующему субъекту, а также поступления от сдачи имущества в аренду;
-
доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;
-
присужденные (или признанные должником) штрафы, пени, неустойки, другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;
-
положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных валютах;
-
другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
Расходы на внереализационные операции включают:
-
затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;
-
расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (крпотери от уценки производственных запасов и готовой про* дукции;
-
убытки по операциям с тарой;
-
убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания;
-
не компенсируемые потери от стихийных бедствий;
-
убытки от хищений, виновники которых по решению суда н# установлены;
-
отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте и некоторые другие расходы.*
Балансовая прибыль (Пб) характеризуется удельным показателем — уровнем валовой (балансовой) прибыли, которая опреде-3 ляется как отношение этой прибыли к выручке от реализации.
Налогооблагаемая прибыль (Пнал) определяется по формуле:
' 'нал — "б
"меоб
Авн>
Конспект к уроку «Образование прибыли предприятия».
Специальность/профессия: Мастер жилищно-коммунального хозяйства
Группа №: СТУ-171
Дисциплина: Экономика
Тип урока: теоретическое занятие
Цели урока:
-
Образовательная: Изучить основные понятия по теме. -
Развивающая: Развивать память. -
Воспитательная: Воспитывать экономическую грамотность.
Значимость изучения темы: получение знаний, позволяющих производить необходимые действия, связанные с расчетами прибыли, экономической эффективности и заполнением финансовых документов предприятия. Каждый обучающийся сможет на основе полученных знаний проанализировать финансовое состояние предприятия, а также проанализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.
При изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" могут быть использованы как традиционные методы обучения, так и нетрадиционные, но приоритетными являются: практические методы обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа.
Средства обучения: Дидактический материал: учебник
Опорные понятия: Прибыль, балансовая прибыль, валовая прибыль, чистая прибыль, методы планирования прибыли.
Структура урока:
Организационный момент - 5 мин.
Изложение нового материала - 30 мин.
Заключительный инструктаж - 5 мин.
Уборка рабочих мест - 5 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
Урок начинается с приветствия, проверки готовности к работе и наличие учащихся на уроке. Добрый день!
Учитель настраивает учащихся на работу, возбуждает у них интерес, внимание и активное отношение к занятию.
После этого сообщается тема, цель и задачи урока.
Сегодня мы изучим новую тему «Образование прибыли предприятия», но для начала познакомимся с понятием «Прибыль». виды данного показателя.
Изложение нового материала.
Любое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из показателей успешности работы предприятия, доходы которого превышают расходы, в противном случае предприятие несет убытки. Рост прибыли означает рост деловых возможностей предприятия, его предпринимательской активности.
Откройте ученик на стр. 68.
В общем виде прибыль определяется по формуле 4.1, а в целом по предприятию по формуле 4.2., запишите, пожалуйста.
П = Цп - С, (4.1)
где П - прибыль;
Цп - цена продукции;
С - себестоимость.
П = В - Срп, (4.2)
где П - прибыль;
В - Выручка от реализации продукции;
С - себестоимость реализованной продукции.
Функции прибыли:
показывает экономическую эффективность, полученную в результате деятельности предприятия;
является основным элементам финансовых результатов предприятия;
служит источником формирования бюджетов разных уровней.
Показатели прибыли на предприятии представлены на рисунке 4.1.
| |
| |
Рисунок 4.1 - Показатели прибыли на предприятии
Балансовая прибыль включает три элемента:
-
прибыль от реализации товаров (работ, услуг); -
прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; -
прибыль (убыток) от внереализационных операций (операции, не относящиеся к основной деятельности предприятия и не связанные с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг).
Основные методы планирования прибыли:
-
Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и полной себестоимостью продукции. -
Метод аналитического счета применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и в дополнение к прямому методу. Прибыль по несравнимой продукции рассчитывается отдельно. -
Метод совмещенного счета совмещает элементы прямого и аналитического методов расчета.
Заключительный инструктаж.
Идет обсуждение новой темы, дети задают вопросы, если что-то непонятно.
Выдача домашнего задания: Ответить на вопросы по данной теме § 18, стр. 68 учебника: Симоненко В.Д. Основы предпринимательства.
Уборка рабочих мест и прощание с педагогом.
-
Вводная часть.
-
Орг. момент. (2 мин) -
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. (7 мин)
II. Основная часть.
-
Изучение нового материала. (27 мин.) через: лекцию преподавателя, выполнение студентами упражнений на определение видов денежных средств, функции денег. -
Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. (3 мин.) через: формулирование тематических определений, вопросов по схеме студент-студент, выражение личного отношения к деньгам. -
Объяснение домашнего задания (3 мин)
-
Итог
-
Итог урока. Комментарий по оценкам. (5 мин)
*При изучение темы в соответствии с рабочей программой на 2 аудиторных часа (по 45 мин), д/з и итог урока в конце 2 аудиторного часа.
Цели учебного занятия:
1) образовательные:
- изучение и усвоение теоритического материала по теме
2) практические:
- применение терминов при изучении материала. Применение педагогических технологий адаптивного обучения через разнообразные виды контроля (студент - студент, преподаватель – студент, группа – группа).
3) воспитательные:
- воспитание профессиональной этики;
- воспитание профессионально важных качеств: профессионального долга, исполнительности и т.д.;
Средства обучения:
1) специальное оборудование:
- интерактивная доска;
- рабочие тетради;
Методы обучения:
1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом
2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами
3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий
4) творческо-репродуктивные: подготовить реферат по теме урока.
В ходе урока применяются современные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:
- Метод проектов – реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.
- Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации.
- Здоровье сберегающие технологии - предполагается физ. пауза (тренинг глаз-смотрим далеко в окно, и смена мест студентами)
Критерии к уровню освоения содержания занятия по теме:
В результате изучения данного материала студент должен
1) иметь представление:
- о будущей сфере деятельности;
- о нравственно-духовных аспектах деятельности.
2) знать:
- основные понятия по данной теме
3) уметь:
- работать в группе;
- формулировать и излагать свои мысли по теме занятия
- анализировать и обобщать полученную информацию.
4) владеть:
- навыками совместной работы в команде;
- навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения
Межпредметные связи: Финансы и валютно-обменные операции, экономика, культурология, социология, этикет.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ______________________________________________________________________
Прибыль, доход, рентабельность
Образование и распределение прибыли. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (рис. 8.1),
Пр =ВР -Иоб,
где Пр — прибыль от реализации продукции; Вр— выручка от реализации продукции; Ио5— общие производственные издержки по реализованной продукции.
Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним
ГТб =ПР+Ппр+Двн,
где Ппр — прочая прибыль (от реализации имущества и т.д.); Двн Щ доходы (убытки) от внереализационных операций.
Прибыль от прочей реализации — это прибыль, полученная от! реализации основных фондов и другого имущества хозяйствующего субъекта, отходов, нематериальных активов и т.п., определяется как разница между выручкой от реализации и затратами нт эту реализацию.
Доходы от внереализационных операций включают:
-
доходы, полученные от долевого участия в деятельности других хозяйствующих субъектов, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим хозяйствующему субъекту, а также поступления от сдачи имущества в аренду; -
доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции; -
присужденные (или признанные должником) штрафы, пени, неустойки, другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;
-
положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных валютах; -
другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
Расходы на внереализационные операции включают:
-
затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;
-
расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (крпотери от уценки производственных запасов и готовой про* дукции; -
убытки по операциям с тарой; -
убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания; -
не компенсируемые потери от стихийных бедствий; -
убытки от хищений, виновники которых по решению суда н# установлены; -
отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте и некоторые другие расходы.*
Балансовая прибыль (Пб) характеризуется удельным показателем — уровнем валовой (балансовой) прибыли, которая опреде-3 ляется как отношение этой прибыли к выручке от реализации.
Налогооблагаемая прибыль (Пнал) определяется по формуле:
' 'нал — "б
где Пнеоб — прибыль, освобождаемая от налога (направляемая на инвестиции); Дви — доходы от внереализационных операций, облагаемые налогом по другим ставкам.
Чистая прибыль равна балансовой прибыли за вычетом налога| на прибыль:
Пч = Пб - Нпр, где Нар — налог на прибыль.
Уровень чистой прибыли определяется как отношение чистой]
прибыли к выручке от реализации. г
Чистая нераспределенная прибыль равна прибыли, остающейся после выплаты дивидендов держателям акций:
п? = пч-дв,
где Дв — дивиденды.
Показатели рентабельности. Рентабельность — относительный показатель доходности. Имеется ряд показателей рентабельности, каждый из которых характеризует эффективность, доходность, окупаемость вложенного в том или ином виде капитала. В экономическом анализе рассматриваются следующие виды рентабельности.
Рентабельность капитала — отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств. Характеризует доходность размещения капитала предприятия, независимо от источников его формирования.
Рентабельность акционерного капитала — отношение чистой прибыли и свободных денежных средств к среднегодовому собственному капиталу:
оме затрат, возмещаемых за счет других источников);
йаки=(П, + Иам)/Какц, (8.1)
■С #акц — среднегодовой собственный капитал (акционерный | иштал).
Этот показатель учитывает источник формирования капитала. Он характеризует доход, полученный с рубля, вложенного акци-[ (мерами предприятия. Амортизационные отчисления учитывают-■ и числителе формулы (8.1), как свободные денежные средства, ■ Имеющиеся в распоряжении предприятия. Амортизационные отчисления входят в состав издержек предприятия, но в противоположность другим издержкам, не отвлекаются из его оборота с одной I'троны, т.е. с экономической точки зрения амортизационные Отчисления не являются расходами.
Рентабельность активов — отношение чистой прибыли к денежным средствам и прочим активам. Этот показатель характеризует эффективность использования средств обращения предприятия.
Рентабельность себестоимости продукции — отношение при-Ги.1ли (балансовой или чистой) к себестоимости (годовым издержкам производства). Это прибыль, полученная с рубля затрат на производство реализованной продукции.
При рассмотрении любого из показателей рентабельности следует иметь в виду: чем выше уровень рентабельности, тем доходнее вложен капитал.
Анализ экономических показателей рентабельности предприятия проводят путем рассмотрения их совокупности, с выявлением факторов, определяющих их уровень и эффективность использования всех видов ресурсов.