Файл: Лекция 13 Основы права социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2021

Просмотров: 234

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г


КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН








Лекция

тема: « Основы Права социального обеспечения»



Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301 «Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.























Караганда 2008




Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.


Зав. кафедрой: Никитина О.К.

















































Тема: В статье 1 Конституции Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В лекции раскрываются черты, характерные для социального государства, категории граждан, нуждающихся в социальной защите, содержание мер социальной защиты.


Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе права социального обеспечения, государственных мерах поддержки определенных слоев населения, ознакомить с основными нормативно-правовыми актами, регулирующих данную сферу.


План лекции

1. Социальные права человека и гражданина в Республике Казахстан. Понятие социальной защиты

2. Современное состояние системы социальной защиты населения Республики

Казахстан

3. Основные направления развития системы социальной защиты населения

Республики Казахстан

4. Основные механизмы социальной защиты при наступлении социальных

рисков



1. Социальные права человека – одна из категорий конституционных прав, определяющая возможность получения от государства или при помощи государства благ в сфере социального обеспечения, охраны здоровья, образования вне рыночных отношений.

Реализация данных прав непосредственно связана с государственным перераспределением национального дохода. Важнейшим основанием выделения социальных прав человека как самостоятельной категории прав является то, что они предполагают возможность человека получить указанные блага не через рыночные механизмы, а через механизм государственной перераспределительной политики.

Право на социальное обеспечение как неотъемлемое естественное право человека имеет место в связи с наступлением определенной жизненной ситуации, с которой закон связывает возникновение субъективного права у лица требовать от правообязанного субъекта предоставления того или иного вида социального обеспечения Возникновение права у граждан требовать от государственных органов, работодателей, накопительных пенсионных фондов, страховых организаций предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, компенсаций, льгот, государственной адресной социальной помощи может иметь место в связи с фиксацией в определенном порядке наличия тех или иных социально значимых юридических фактов (действий или событий) уполномоченными органами. Конституция РК в ст. 28 устанавливает лишь минимальный перечень социальных фактов, в связи с наступлением которых гарантируется предоставление социального обеспечения – возраст, инвалидность, потеря кормильца.

Конституция РК закрепляет также ряд прав, не охватываемых социальным обеспечением: право на жилище определенным законом категориям граждан, нуждающимся в жилье (п.2. ст. 35 Конституции РК), право на бесплатное среднее образование (ст.30); на охрану здоровья, которое предполагает предоставление бесплатного гарантированного объема медицинской помощи.

Следует отметить, что право на бесплатное среднее образование можно отнести как к социальным, так и культурным правам, которые предполагают доступ к культурным ценностям – музеям, театрам, библиотекам, поскольку речь идет о духовных благах. Граждане имеют право на творческую деятельность в соответствии со своими способностями путем самостоятельного выбора их сферы приложения, форм реализации и получения профессионального образования. Вместе с тем образование тесно связано с материальной стороной жизни, определяя возможности трудоустройства, получения дохода.

Таким образом, в перечень социальных прав человека можно отнести:

- право социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям, обеспечение права на минимальный размер пенсии (ст. 28 Конституции РК);


- право на бесплатное среднее образование (ст. 30);

- право на создание условий для обеспечения граждан жильем, на предоставление жилища указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 25);

- право на охрану здоровья (ст. 29).

Как и экономические права, социальные права также неоднородны. Если право на социальное обеспечение связано исключительно с благополучием конкретного лица, то право на образование и охрану здоровья выходят далеко за рамки индивидуального благосостояния и определяют перспективы развития всего общества.

Международные стандарты социальных норм закреплены в статьях 22, 25, 26 Всеобщей декларации прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в числе социальных прав закрепляет право семьи на охрану и помощь, право каждого на достаточный уровень жизни, на охрану здоровья и образование. Формулировка статей о социальных правах в Конституции РК построена таким образом, что нормы подробно регламентируют содержание социальных прав, но меньше внимания уделяется механизмам их реализации, оставляя этот вопрос для регулирования текущим законодательством. Избранная конструкция представляется не вполне удачной, поскольку механизм реализации провозглашаемых Конституцией социальных прав не находит в основном законе своего действенного алгоритма обеспечения, гарантированности, отсутствует и раскрытие различных направлений государственной политики, через которые реализуются указанные права. Считаем, что является оправданной правовая норма в том случае, когда под декларируемое ей субъективное право подведен комплекс мер государственной политики, посредством которых возможна реализация данного права. В большей степени приведенный вывод требует своего практического воплощения в правовых нормах, касающихся социальных прав граждан. Все нормативно закрепленные права на социальное обеспечение утрачивают свое значение, приобретают характер декларативных при отсутствии указания на источник их финансирования, принятые республикой международных обязательств в области предоставления тем или иным субъектам прав на определенные виды социального обеспечения являются неисполнимыми, если законодатель не ввел их в отечественное социально-обеспечительное законодательство и «забыл» указать источник их финансирования или предусмотреть средства к выплате в соответствующем фонде, бюджете.


Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.


Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

- предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;

- предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы социального страхования;

- доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Лица, нуждающиеся в социальной защите, - те, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

В силу исторических, культурных, политических и иных факторов в государствах одинакового уровня развития существуют разные степени солидарности в организации систем социальной защиты и разные степени участия государственных институтов.

Полная солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи между взносом и выплатой, когда право на получение зависит не от взноса, а определяется с момента наступления рискового случая. Финансовая нагрузка ложится на всех налогоплательщиков, а право на получение социальной защиты имеют все граждане. В такой системе механизмом перераспределения доходов и единственным источником финансирования является государственный бюджет, а в качестве регулятора выступает государство. Системы, основанные на принципе полной солидарности, обычно предоставляют одинаковый, как правило, минимальный уровень социальной защиты всем гражданам. При ограниченной солидарности право на получение выплаты зависит от взноса человека. Как правило, такая система финансируется за счет отчислений работников и работодателей, а право на получение выплат в зависимости от взноса имеют только те граждане, которые производили отчисления (или за которых они производились работодателем). Такие системы обычно предоставляют дополнительную защиту определенной группе населения, например, работникам формального сектора или конкретного трудового коллектива. Кроме того, существуют системы, в которых солидарность отсутствует, где каждый гражданин отчисляет персонифицированные взносы, от которых напрямую зависят выплаты при наступлении социальных рисков.

Среди стран с максимальным государственным участием в системе социальной защиты следует отметить Францию, Италию, Бельгию, Германию, Австрию, Японию. Минимальное участие государства, передача большинства инструментов социальной защиты частному рынку распространено в ряде стран Латинской Америки. В большинстве стран - США, Великобритании, Аргентине, Голландии, Дании, Швеции, Польше, Латвии - используется смешанная система. Как правило, системы с полной солидарностью государственные, персонифицированные системы накопительного характера преимущественно частные, а при ограниченной солидарности обычно используется смешанная система, предполагающая участие как государственных, так и частных институтов. Как показывает международный опыт, степень участия государственных институтов влияет на такие основные показатели, как охват населения и административные расходы. Более высокие административные расходы на содержание системы социального страхования - в частных системах, более низкие - в государственных и смешанных. В государственных системах обеспечен почти полный охват трудоспособного населения, высок уровень охвата в смешанных системах, относительно низок в частных системах.