ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.08.2021
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
Ф КГМА 1-8-21/02
МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г
КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Лекция
Тема: «избирательная система Республики казахстан»
Дисциплина: «Основы права»
Специальность 051301«Общая медицина».
Курс: 1
Время (продолжительность): 50 минут.
Караганда 2008
Утверждена на методическом совещании кафедры:
Протокол № 10
от «19» июня 2008г.
Зав. кафедрой: Никитина О.К.
Тема: Практически каждый гражданин республики обладает равными избирательными правами, как активными, так и пассивными. Конституция и конституционные законы регламентируют порядок, сроки, требования к кандидатам, реализующим пассивное избирательное право, которые раскрываются в данной лекции.
Цель лекции: ознакомить студентов с отношениями, возникающими при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также с гарантиями, обеспечивающими свободу волеизъявления граждан Республики.
План лекции:
1. Понятие и принципы избирательной системы
2. Избирательные системы
3. Избирательные органы, их система и срок полномочий
4. Требования, предъявляемые к кандидатам в Президенты, депутаты Парламента и маслихата, представители местного органа самоуправления. Сроки их полномочий
1. Избирательная система – это порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.
Принципы избирательного права
1. Выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы депутатов Сената Парламента Республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании.
3. Участие граждан Республики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление.
Всеобщее активное избирательное право – право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств.
Пассивное избирательное право - право граждан Республики Казахстан быть избранным Президентом Республики Казахстан, депутатом Парламента Республики Казахстан, маслихата или членом органа местного самоуправления.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не может быть кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.
Избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом на один избирательный бюллетень. Избиратели участвуют в выборах членов органов местного самоуправления Республики на равных основаниях и каждый из них обладает равным числом голосов. Кандидатам гарантируются равные права и условия участия в выборах.
Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно.
В выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из них обладает одним голосом при выборах депутата Сената.
Голосование на выборах Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей.
2. Существуют два вида избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная.
Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.
Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие как в 1, так и во 2 туре более 50 % граждан- избирателей. Кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более, чем 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей
При выборах Президента и депутатов Парламента избранным считается кандидат:
- набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;
- набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании.
При выборах депутатов маслихатов избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
При выборах членов органов местного самоуправления избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.
3. Государственными избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов в Республике, являются избирательные комиссии.
Единую систему избирательных комиссий образуют:
1) Центральная избирательная комиссия Республики;
2) территориальные избирательные комиссии;
3) окружные избирательные комиссии;
4) участковые избирательные комиссии.
Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.
Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий.
Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии.
В случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок, который должен быть не менее одного месяца до срока образования избирательных комиссий, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.
Лица, предлагаемые в состав избирательной комиссии, прилагают заявления о согласии на участие в ее работе. Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании избирательной комиссии.
Образование нового состава избирательных комиссий начинается не позднее чем за два месяца и заканчивается не позднее чем за три дня до окончания срока полномочий избирательных комиссий.
Органы, образующие избирательные комиссии, вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав.
Решения об образовании избирательных комиссий, их состав и места нахождения сообщаются в средствах массовой информации. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными органами, организациями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами на соответствующей территории. Не допускается вмешательство в деятельность избирательных комиссий при осуществлении ими своих полномочий.
Деятельность избирательной комиссии может быть прекращена по решению органа, образующего избирательную комиссию, или решением суда на основании заявления вышестоящей избирательной комиссии. Член избирательной комиссии не может быть лишен полномочий, за исключением случаев, указанных пунктами 6 и 7 статьи 19 настоящего Конституционного закона.
Центральная избирательная комиссия возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. Она состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики.
Председатель и секретарь Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование.
Центральная избирательная комиссия имеет свой аппарат. Расходы на содержание Центральной избирательной комиссии и ее аппарата финансируются из республиканского бюджета.
Центральная избирательная комиссия:
1) осуществляет на территории Республики контроль за исполнением законодательства о выборах; обеспечивает его единообразное применение; принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные на всей территории Республики;
2) организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента; руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;
2-1) рассматривает вопрос о допуске политических партий к участию в выборах части депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам;
3) образует избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента, определяет единую их нумерацию и публикует в средствах массовой информации;