Файл: Лекция 9 Система гос.управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2021

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. В широком смысле государственное управление осуществляется всеми гражданами Республики Казахстан, так как единственным источником власти является народ. В узком смысле государственное управление осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами, каждое из которых обладает присущим им кругом полномочий, обусловленных возложенными на них задачами и выполняемыми функциями.

2. Государственное управление осуществляют: Президент РК, Правительство, министерства, ведомства, агентства, местные представительные и исполнительные органы, предприятия и учреждения.

Пост Президента был учрежден Законом Казахской ССР "06 учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР", Постановлением Верховного Совета Казахской ССР "О Президенте Казахской ССР". Правовое положение главы государства в Казахстане определено Конституцией, Конституционным законом "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г.

Сравнительный анализ законодательства государств СНГ свидетельствует о наличии общих и особенных аспектов статуса Президента в каждом из государств, где учрежден подобный государственный институт.

Административно-правовой статус Президента Республики Казахстан включает:

  • социально-правовое назначение данного высшего должностного лица в системе органов государства;

  • порядок выборов (формирования, назначения);

  • компетенцию или полномочия;

  • порядок взаимоотношений с другими органами;

  • ответственность;

  • гарантии деятельности.

Согласно действующему законодательству Президент является главой Республики Казахстан, его высшим должностным лицом. Символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Законодательство устанавливает перечень определенных требований, предъявляемых к кандидату в Президенты:

  • гражданство Республики Казахстан;

  • обладание активным избирательным правом;

  • возраст от сорока лет;

  • постоянное проживание на территории Республики Казахстан последние пятнадцати лет;

  • не должен быть служителем культа;

  • не иметь не погашенной в установленном законом порядке судимости;

  • свободное владение государственным языком;

  • пребывать в должности не более двух сроков подряд;

  • не занимать иные оплачиваемые должности или осуществлять предпринимательскую деятельность.

Особенность статуса Президента заключается в том, что он избирается всенародным тайным голосованием путем всеобщих, равных, прямых выборов.

Избираемый сроком на 5 лет Президент вступает в должность с момента принесения присяги во вторую среду января в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также бывших Президентов Республики, исполняет свои обязанности до момента вступления в должность вновь избранного Президента. В случае, когда избрание Президента осуществляется на внеочередных выборах, присяга приносится в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов.


Президент имеет специальный аппарат, который обеспечивает деятельность главы государства прежде всего в целях выполнения им функций гаранта Конституции, прав и свобод граждан, взаимодействия всех ветвей государственной власти.

В целях обеспечения исполнения обязанностей главы государства Конституция Республики Казахстан и другие законодательные акты устанавливают правовые, организационные, социальные гарантии.

Правовые гарантии деятельности Президента заключаются в том, что он правомочен:

  • выступать от имени народа и государства;

  • быть гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции;

  • обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей государственной власти;

  • обладать широкими полномочиями, закрепленными в статье 44 Конституции.

В зависимости от основных направлений деятельности можно выделить следующие полномочия:

  • обеспечение государственного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина;

  • представление интересов Республики Казахстан в международных отношениях и внутриполитической жизни;

  • учреждение институтов и органов, должностей (лиц) государственной власти;

  • издание указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на всей территории республики, а также законов и указов, имеющих силу закона, в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 53 и пунктом 2 статьи 61 Конституции.

[Классификация полномочий Президента может проводиться по другим основаниям, например, предлагается различать постоянные и временно делегированные полномочия и т. д. На данный момент она не может быть исчерпывающей.

Организационные гарантии состоят в том, что Президент:

  • назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент;

  • правомочен прекратить досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Парламента и Правительства;

  • образует и реорганизует Комитет национальной безопасности,

  • влияет на систему организации исполнительной и других ветвей власти;

  • председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;

  • формирует Администрацию Президента.

Социальные гарантии обеспечивают:

  • защиту чести и достоинства, обслуживание и охрану Президента и членов его семьи за счет государства;

  • регулярную связь с народом через институты выборов непосредственно гражданами, обладающими активным избирательным правом, референдума и ежегодного обращения с посланием к народу.

Ответственность как элемент административно-правого статуса Президента имеет свои особенности.

Президент Республики Казахстан несет ответственность в соответствии со статьей 47 Конституции за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Установлена конституционная процедура отрешения его от должности, согласно которой:


  • решение о выдвижении обвинения и его расследовании принимается большинством от общего числа депутатов нижней палаты Парламента - Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов;

  • расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты, принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената, передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента;

  • окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного совета о соблюдении установленных конституционных процедур.


Правительство осуществляет исполнительную власть в Республике Казахстан. В соответствии с Конституцией оно возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правовой основой его деятельности являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон «О Правительстве Республики Казахстан» и другие акты.

Правительство является коллегиальным органом, в состав которого входят премьер-министр, члены правительства. Его административно-правовой статус имеет ряд особенностей, обусловленных порядкам формирования, компетенцией, институтом отставки и прекращением полномочий. Правительство образуется Президентом; предложения о его структуре и составе вносятся Президенту премьер-министром в десятидневный срок после назначения главы правительства;

Члены правительства приносят присягу народу и Президенту; правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом и подотчетно Парламенту, в случае, предусмотренном Конституцией Республики Казахстан.

Правительство наделено такими полномочиями, чтобы решать все вопросы, отнесенные к исполнительной власти.

Это разработка основных направлений социально-экономической политики, безопасности; обеспечение общественного порядка, обороноспособности и руководства центральными и местными исполнительными органами по реализации указанных направлений; подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом; управление государственной собственностью; внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их исполнения; выработка мер по проведению внешней политики.

Для оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и входящих в компетенцию правительства, в качестве постоянного органа действует Президиум правительства в составе премьер-министра, первых заместителей, заместителей премьер-министра.

Премьер-министр обеспечивает коллегиальность в работе правительства, по поручению Президента представляет Республику Казахстан в международных отношениях и подписывает межправительственные соглашения и договоры, принимает решения по вопросам государственного управления, не требующим рассмотрения на заседаниях правительства.


Заместители премьер-министра в соответствии с распределением обязанностей осуществляют координацию деятельности министерств и других подведомственных правительству органов.

На основе и во исполнение законов и иных актов Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Казахстан правительство издает постановления, организует и проверяет их исполнение непосредственно или через подведомственные ему органы.

Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.

Законодательство ограничивает правомочность членов правительства: занимать иные оплачиваемые должности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, участвовать в предпринимательской деятельности. Вместе с тем им разрешается преподавательская, научная и иная творческая деятельность.

Правительство Республики Казахстан действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.

Для обеспечения эффективного функционирования исполнительной власти правительство, помимо соответствующих полномочий, наделяется правовыми, организационными и социальными гарантиями.

Правовые гарантии:

  • деятельность правительства осуществляется на основе Конституции и законов с учетом принципа разде­ления власти на самостоятельные и независимые ее ветви с использованием механизма сдержек и противовесов:

  • в пределах полномочий издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории;

  • в пределах полномочий, установленных Конституцией и законами, указами Президента, распоряжается ресурсами власти (экономико-финансовыми, кадровыми, информационными).

Организационные гарантии:

  • руководит деятельностью органов исполнительной власти;

  • назначает на должность и освобождает от должности руководителей, не входящих в состав правительства;

  • создает Аппарат правительства, выполняющий информационно-аналитические, управленческие и хозяйственные функции.

Социальные гарантии:

  • оплата труда и содержание за счет государственного бюджета;

  • страхование, медицинское обслуживание и иные социальные выплаты.

Законодательством предусмотрены институт отставки и прекращения полномочий правительства. Правительство вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление своих полномочий и функций.

Президент Республики Казахстан должен в десятидневный срок рассмотреть вопрос о принятии или отклонении отставки. В случае принятия отставки правительства или его члена их деятельность прекращается. Принятие отставки премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.


Если отставка правительства или его члена отклоняется, Президент поручает им дальнейшее исполнение своих обязанностей. Подобное правило действует и в случаях, когда отставка правительства заявлена в связи с выраженным ему Парламентом вотумом недоверия. Но в такой ситуации Президент, поручая правительству дальнейшее исполнение обязанностей, вправе распустить Парламент.

Президент может по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.

Министерства, агентства – центральные органы исполнительной власти

Министерства, агентства входят в систему государственных органов исполнительной власти и определяются в законодательстве как ее центральные органы. Они осуществляют непосредственное управление в различных сферах государственной жизни. Если, к примеру, роль правительства заметна в разработке основных направлений социально-экономической политики государства, то министерства, агентства и ведомства непосредственно осуществляют исполнение законов и актов правительства. Подобные органы существуют во всех государствах мира, хотя их число, правовой статус, выполняемые функции и даже названия различаются.

Министерство - наиболее устойчивая организационная форма среди государственных органов. Министерство – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством – межотраслевую координацию.

Агентство – центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством – межотраслевую координацию. В отличие от министерств, для агентств характерно выполнение межотраслевых управленческих функций. Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям осуществляет свои функции в отношении любых организаций вне зависимости от их ведомственной подчиненности, координирует работу ведомств в области чрезвычайных ситуаций.

Однако сегодня различия между министерствами и агентствами достаточно условны, поскольку министерства в ряде случаев выполняют межотраслевые, управленческие функции (Министерство финансов, Министерство здравоохранения и др.), а некоторые агентства - функции министерств. Не случайно в тактике государственно-управленческой деятельности Казахстана министерства с легкостью преобразуются в агентства и наоборот.

Министерства и агентства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан. Их первые руководители (министры и председатели агентств) также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.