Файл: Курс на ускорение развития общества середины 1980х годов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курс на ускорение развития общества середины 1980-х годов – это политика, проводимая М.С. Горбачевым, имеющая целью повышение темпов социально-экономического развития путем интенсификации производства и ускорения научно-технического прогресса. Сам термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии от ведущих промышленных стран и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».
Вследствие этих факторов в 1987 г. появилась угроза срыва ранее взятого курса на ускорение, поэтому было принято решение перейти к перестройке экономической системы как основному средству достижения ускорения. Перестройка, происходившая в 1987-1988 гг. представляла собой частичный возврат к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях административной экономики. С этого времени ускорение стало целью, а перестройка – средством его достижения. При этом пришло осознание того, что единственным путем исправления экономического кризиса является не плановая экономика, а переход к рыночной экономике. Таким образом, в 1987 г. стал очевиден фактический провал политики ускорения, так как капиталовложения в тяжелую промышленность не давали положительного эффекта и не сказывались на товарном и продовольственном рынке. Рынок же стал, можно сказать, жертвой «ускорения» развития машиностроения, ибо импортные поставки для последнего вели к сокращению закупок продовольствия и товаров народного потребления, что повлекло за собой бюджетный дефицит, скрытую инфляцию и товарный голод.
Я считаю этот курс ускорения полностью провальным.
Новая Конституция России установила основные признаки федеративного устройства страны: ее государственную целостность, разделение полномочий между органами власти в центре и на местах, равноправнее субъектов Федерации, а также признаки равенства и самоопределения народов Российской Федерации.
Законодательные органы республик, краев и областей сильно различались по своему правовому статусу, компетенции и даже по названия. В следствие чего, образование национально-государственного устройства России во многом происходило спонтанно, под воздействием непрерывного «торга» центра и регионов по вопросам полномочий и распределения доходов.
Слабость государственной власти, вынуждена была идти на подписание особых двухсторонних договоров с субъектами Федерации, которые были наиболее богатыми по своим ресурсам этническими республиками. Так Татарстану перешли основные федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение гражданства республики и т.д., что позволило гражданам, являющимся не коренными жителями данных республик (т.е. рожденными в них), после изучения национального языка принять гражданство республики и тем самым решить межнациональный вопрос в данной республике. В дальнейшем такие договора были подписаны и с другими республиками, которые вышли из состава СССР.
Основной и самый большой, межнациональный вопрос, который остался не решенным это был «замкнутый круг» Чечено-Ингушетии, где притеснение граждан не одной с ними религии шло в полной силе.
В конце1994 года российское руководство попыталось разрубить «чеченский узел». За три года с момента прихода к правлению Д. Дудаева Чечня превратилась в опасный источник сепаратизма на Северном Кавказе. Призывы Д. Дудаева к созданию «общего кавказского дома народов» вне России грозило повторным переделом пространства. Чеченский сепаратизм грозил подорвать едва наметившееся согласие между центром и регионами.
Раздувание межнациональных распрей на территории «ичкерии» Д. Дудаевым заключалось в изгнании «неверных». Закрывались русскоязычные школы. Под давлением угроз, а иногда и насильственных мер (таких как убийство) власть заставляла граждан бросать свои дома и переселяться в другие регионы страны. На почве чего межнациональный конфликт рос, а не затихал, как это было в других республиках, которые смогли утвердить свое положение и выйти из состава государства.
Эта тактика принесла свои плоды. «Независимая республика Ичкерия» находилась на грани социального взрыва, когда «брат» шел на «брата», «сын» на «отца».
Попытка власти в лице президента Б. Ельцина провести 10 декабря 1994 года операцию по восстановления суверенитета на территории Чеченской республики понесло поражение. Неожиданностью для политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но главное, правильно играя на национальных чувствах и выставляя Россию врагом чеченского народа, Дудаеву удалось переманить на свою сторону население Чечни, которое ранее сохраняло нейтралитет. Большая часть населения Чечни восприняла появление федеральных войск в 1994 году как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.
В итоге операция, проводимая федеральными властями по восстановлению законности и сохранения единства России, обернулось для страны кровопролитным конфликтом в нутрии страны на долгие годы.
Заключение
История страны периода «перестройки», перехода от социализма к демократии закончилась «распадом» СССР. Что в очередной раз показало, что в такой мононациональной стране как Россия, власть в первую очередь должна думать о народе, который населяет земли.
Годами люди жили «одной семьей», переезжали на новые места жительства, осваивали новые участки «необъятной» страны.
С переходом на новую ветвь власти, федеральные органы не были подготовлены к тому, что в свете проводимых реформ, республики входившие в состав СССР заходят стать самостоятельными.
Долгие годы навязывания одной системы правления, не позволение общаться на своем родном языке, изучать свой родной язык, притеснение и изгнание (как это было с чеченским народом) привело к межнациональному кризису в пределах одной страны.
Экономический кризис, лишь укрепил в народе веру неспособность государства поддержать свой народ.
Стране понадобились долгие годы, чтобы урегулировать данный межнациональный вопрос в рамках своей страны, позволив ее регионам общаться на своем родном языке, тогда как ранее в стране был единый язык общения. Соблюдать обычаи и почитать свою религию.
При этом сказать, что данный вопрос полностью закрыть нельзя, так как стране еще есть «недовольные» властью, которые проводят пропаганды по разжиганию межнациональных распрей, чего в полной мере невозможно избежать в столь многонациональном государстве как бывший СССР и настоявшая Россия.
Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов. Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.
Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:
-
Разделение мира на 2 лагеря (капиталистический и социалистический) признавался неэффективным. Новая концепция – мир един, целостен и неделим. -
Отвергалась любая идея решения международных конфликтов силовым способом. Новая концепция – все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами. -
Приверженность к государственным интересам и ценностям фактически отметалась. Новый подход – общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. То есть, прямым текстом говорилось – интересы государства это-ерунда, главное, чтобы мировые общечеловеческие ценности не пострадали. Причем соблюдение этих ценностей СССР возлагало исключительно на себя, а остальные – могут не соблюдать.