Файл: Лекции по социологии Тема Социология как наука Предмет познания в социологии. Структура социологии как науки. Функции социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производственные отношения - отношения,

в которые вступают люди в процессе производственной деятельности


производительные силы общества определяют содержание производственных отношений;


производственные отношения должны способствовать развитию и эффективному использованию производительных сил.


люди, обладающие знаниями, опытом и навыками производственной деятельности;


средства производства,

то есть орудия и предметы труда.



Органическая теория общества Г.Спенсера

1.Органическая теория общества

Английский мыслитель Герберт Спенсер - последователь позитивистских идей О.Конта, является основателем органической школы в социологии.

Суть органической теории

общества

Сходство общества с живым

биологическим организмом

в процессе роста и развития,

по Спенсеру

Общество рассматривается как

единая система взаимодействия факторов -

природных ( прежде всего биологических) и социальных;

все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи.

все общества, как живые организмы, увеличиваются в массе

и те, и другие усложняются;

части общества приходят во все большую зависимость

друг от друга;

и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают ( клетки организма-люди в обществе).


" Понимающая социология " М. Вебера


  1. " Понимающая социология " и ее задачи



Макс Вебер -немецкий мыслитель, с точки зрения которого, наиболее важным в социологии является понимание социальных

процессов и их научное осмысление. По Максу Веберу, социология должна быть "понимающей", должна дать "понимание",

интерпритацию субъективных мотивов индивидуального действия. В наше время философско-социологические взгляды М.Вебера переживают настоящее возрождение.




Виды понимания

социальных действий и

внутреннего мира их

субъектов

понять и объяснить, посредством каких

осмысленных действий

люди осуществляют свои

стремления, в какой степени и по какой причине это

удалось;

понять и объяснить, какие

понятные последствия

имели их стремления для

" осмысленного соотнесения поведения

других людей";

разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять

содержание духовного

мира субъекта социального действия.

осмысление человеком с точки зрения целей и средств их достижения;

ориентированные на других субъектов (то есть

учитывающие влияние своих действий и ответную реакцию на них).

логическое ( осмысленное

спомощью понятий);

чисто эмоциональное.


2.Проблема ценностей

Проблема ценностей в понимающей социологии


ОСОБЕННОСТИ

М.Вебер в своей социологической концепции рассматривал проблему ценностей ( моральных, политических, эстетических, религиозных и др.)

Ценность - " установка той или иной исторической эпохи", " свойственное эпохе направление интереса".

Речь идет о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности: ценности определяют направленности деятельности субъекта; в то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей.


Современная западная социология.

Неопозитивизм
1.Современные направления социологической мысли


Современный этап развития социологии ( с 50-х годов) знаменуется созданием

академической социологии .Она ориентирована на решение познавательных и практических проблем и опирается на эмпирические факты.


Классификация современных течений в социологии,

предложенная П. Монсоном ( основана на выделении

четырех подходов к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества )

Примат общества по отношению к индивиду: сфере субъективных мотивов уделяется меньше внимания. Современные течения: школа структурно- функционального анализа ( Т. Парсонс), теория конфликта ( А. Козер, Р. Даррендорф).



Основное внимание уделяется личности: объяснительную социологическую теорию можно создать, лишь изучив внутренний мир человека. Современные направления : символический интеракционизм ( Г. Блюмер), фенрменрлогия ( А. Шюц, А. Фиркандт, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, . А. Сикурел).

Равное внимание индивиду и процессам общества: изучается сам механизм взаимодействия человека и общества. Современное течение : теория действия ( обмена ) Д. Хоманса.

Марксистский подход : схож с первым, но предполагает активное влияние социологии на преобразование мира.



Тема 3. Социология в России в 19- начале 20 в.



  • Социологические взгляды Петра Лаврова.

  • Субъективная социология Н.К. Михайловского.


1. Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшим ее представителем был П. Лавров (1823-1900).Он придерживался так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах.

Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий.

Основным двигателем истории, по мнению П. Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции.
2. Разработку субъективного метода в социологии продолжил Н. Михайловский (1842-1904). Он прямо заявлял, что "объективная точка зрения, обязательна для естествоиспытателя, совершенно не пригодна для социологии", что в социологии этот метод бессилен. А бессилен он потому, что невыполним. Ведь социолог - не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Поэтому, делает вывод Н. Михайловский, "в социологии неизбежно применение субъективного метода". Подобный метод породил его субъективную социологию. По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский - "самый талантливый сторонник субъективного метода" и "главный его творец".

Как и Лавров, Михайловский придерживался мнения о существовании правды-истины и правды-справедливости. Н. Михайловский развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиции этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т.д.

Тема 4. Социализация личности



  • Основные факторы социализации.

  • Особенности социализации на различных стадиях развития личности.

  • Индивидуальность как результат социализации.



1. С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований. Социология стремится начертить лишь основные вехи, облегчающие анализ
социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация играет огромную роль в жизни как общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения живет в социальном смысле комфортно и благополучно. Важнейшая социологическая проблема анализа процесса социализации - это исследование зависимости общего стиля социализации, ролевых матриц взаимоотношений "учитель-ученик", " воспитатель- воспитуемый " и т.д.(назовем это моделью социализации) от социальной организации общества.

Модель процесса социализации в существенной степени определяется не только спецификой социальной организации, но и ценностями, которым привержено общество. Анализ моделей социализации не только показывает глубокую увязанность стиля воспитания, с социальной организацией общества, его культурой, традициями, но и заставляет более осторожно относиться к вопросам изменений, инноваций процесса социализации таких важнейших элементов, как обучение и воспитание. С одной стороны, модель воспитания обусловлена общественными социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральной модели социализации), с другой стороны, модель социализации существует как некая данность, обладает, как и все институализированные взаимодействия, независимостью от конкретных исполнителей ("эффектом неодолимости"), которые, как правило, не вправе изменить ее по собственному произволу.
2. У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным - социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются.

Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек. Существует множества свидетельств того, что дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне социальных связей (типа Маугли), не приобрели элементарных социальных свойств (они не могли ни говорить, ни мыслить, не испытывали чувства совести и стыда и т.д.).