Файл: Лекции по социологии Тема Социология как наука Предмет познания в социологии. Структура социологии как науки. Функции социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Материальные элементы культуры, в частности, представляют производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, телевизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, библиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д. Духовные элементы - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности и т.д. Однако эти две группы элеметов культуры не существуют изолировано. Они взаимосвязаны и переплетены.


Культура

Материальные ценности общества

Духовные ценности общества






с редства производства знания и язык
ж илища, предметы быта поведенческие социальные ценности

элементы

социальные нормы

х рамы и монастыри

мифы и религии

библиотеки и монастыри
к артинные галереи искусство


В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции, или подхода:

  1. Этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным стандартам своей этнической общности.

  2. Сторонники культурного релятивизма, напротив, полагают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками.

  3. Культурная интеграция проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все более и более сближаются. Это объективно обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят брать все хорошее отовсюду.


Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы – социальные ценности и нормы.

Социальные ценности – это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь.

В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь социальные ценности в обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы:

  • Неформальные социальные нормы – это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуется, люди должны придерживаться без принуждения.

  • Формальные социальные нормы – представляют специально разработанные и установленные правила поведения. Особое место здесь принадлежит юридическим, или правовым нормам – законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам.

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры:

  1. Элитарную культуру, – прежде всего, представляют так называемое высокое искусство и серьезная литература.

  2. Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества.

  3. Массовая культура, или, как ее иногда называют, топ-культура, предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи используют понятия «доминирующая культура» и «субкультура».

  1. Доминирующая культура содержит своего рода культурные универсалии данного общества, ценности и нормы большинства людей.

  2. Субкультура – это своего рода подкультура, часть общей культуры, отражающая отличительные черты, особые ценностные ориентации и нормы поведения той или иной группы людей.

  3. Национальные субкультуры.

  4. Молодежная субкультура.

  5. Субкультура пожилых людей.

  6. Конфессиональная субкультура.

  7. Профессиональная субкультура.

  8. Контркультура.

Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом.



Функции культуры.

  • Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию.

  • Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе.

  • Регулирующая функция определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.

  • Объединяющая функция культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе.

Основные понятия: культура, субкультура, релятивизм, этноцентризм, элитарная культура, массовая культура, народная культура, контркультура, социальные ценности.

Вопросы для повторения:

  1. Расскажите об истории развития понятия "культура". Какие черты и особенности культуры подчеркиваются при сравнении культуры и природы, культуры и цивилизации.

  2. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?

  3. Какие виды культуры принято выделять в социологии.

  4. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние культуры в нашей стране?

Литература:
1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1999. Гл.12.

2. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. Гл.12.

3. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 1995.

4.Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1996.№2; 1997. №7.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ


  1. Понятие культуры


Культура - совокупность ценностей ( духовных и материальных ), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества.




Виды культуры

Три качественных скачка развития и функционирования культуры







материальная и духовная культура


по происхождению культура делится на народную и авторскую

появление письменности;


по целевому назначению культура делится на религиозную и светскую


изобретение книгопечатания;


массовая культура - развлекательно-компенсаторская культура, ее концентрированное воплощение - китч

современные достижения (телевидение,аудио- и

видеозапись,голография и др.).


2.Основные функции культуры


Основные функции культуры





гуманистическая(главная функция )-

развитие потенциала человека во всех

формах жизнедеятельности;



гносеологическая(познавательная)-

средство познания и самопознания

человека,социальной группы,общества;



информационная- трансляция социального опыта, которая обеспечивает связь времен;


коммуникативная -функция

социального общения;

ценностно-ориентационная- задает

систему "жизненных ценностей";

нормативно-регултрующая

(управленческая)-средство социального контроля за

поведением человека.



3.Понятие социологии культуры

Социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой деятельности. Деятельность эта связана с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения и пр.




Тема 7. Социализация личности

  • Понятия личности

  • Концепция личностей

  • Личность и общество

Термином «человек» называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей.

В противоположность этому индивид есть отдельный «экземпляр» рода людей, один из его представителей. Наконец личность выступает тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность.

Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью.

Социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество. Она идет по двум взаимопереплетающимся направлениям. С одной стороны, включаясь в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценность и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений, действующее лицо.

Непосредственными сферами социализации является, прежде всего семья, а также воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы,

круг друзей, знакомых, соседей, средства массовой информации и т.д.

От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения.

Социальна роль – это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль – выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и роль, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением – одна из причин так называемых статусно - ролевых конфликтов.