Файл: Лекции по социологии Тема Социология как наука Предмет познания в социологии. Структура социологии как науки. Функции социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий, ценностей. Американский исследователь Л.Кольберг предложил самую детально и методически разработанную теорию морального развития личности.

В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок еще не усвоил понятий о "хорошем" ,"плохом" и руководствуется эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвенциальной морали, т.е. ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, интернализованную систему принципов.

Следует учесть и еще одно очень важное для социологии обстоятельство: люди в своем развитии нередко "застывают" на подступах к автономной морали - это зависит не только от развитости их интеллектуального уровня, но и от социокультурной среды, в которой они живут, тонуса нравственной и деловой жизни. В обществе, в котором личность жестко подчинена внешним требованиям, где каждый ее шаг контролируется и т.д., создаются социальные предпосылки массового осуществления, по выражению М.Вебера, традиционных действий и мотивов, формирования человека, приученного "жить как все", "как положено".

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в детские и юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации, т.е. изменении ранее социализированного.

Процесс социализации на тех или иных этапах становления и развития личности имеет существенные различия. В современном обществе у взрослого человека моральное развитие, как правило, достигает ступени "автономной морали".
3. Социализация - процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально-неповторимое.

Конечно, особенности социологического подхода так или иначе подразумевают под социализацией преимущественно процесс приобретения личностью социально-типичных, повторяющихся черт, присущих любому человеку, занимающему определенную социальную "ячейку". Но ведь все люди разные, и эти различия уникальность, неповторимость для нас не менее (если не более) важны, чем типичные предсказуемые, повторяющиеся свойства, которыми мы обладаем.


Индивидуальность важна не только для нас самих, но и для общества. Во многом уникальность, своеобразие мышления, восприятия мира "пророками" позволило им предложить новые варианты обустройства социальной жизни, новые ценности, нормы взаимоотношений. Индивидуальность, которая свойственна каждому из нас, - это возможно, самая высшая ценность для каждого из нас.

Чем объясняется индивидуальность личности?

Одна из причин - генетическая неповторимость каждого человека. Генами социальные свойства не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. так, доброта нередко приобретает навязчивый характер, а совестливость у человека, обладающего повышенной тревожностью, может приобрести вид мании преследования.
Основные понятия: индивид, личность, ценностные ориентации, интересы, потребности, диспозиция, маргинал, модальная личность, социализация, статус, ролевой набор, ролевой конфликт.
Основные теории и концепции: диспозиционная концепция личности, теория потребностей, теория социального характера, теория зеркального "я", концепция "обобщенного другого", концепция социального научения, ролевая концепция личности.

Литература:

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1998. Гл.6.

  2. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1998. Гл.2,5,6.

  3. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.


Тема 5. Социальные организации



  • Сущность и типы социальных организаций.

  • Строение и функционирование социальных организаций.

  • Методы управления социальными организациями.


Социальная организация - в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле - социальная подсистема организации.

Термин "организация" ( от франц. organisation, позднелат. organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений

, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Понятие "организация" употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельности, т.е. везде, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность.

Социальные организации имеют ряд основных черт.

Во - первых, они обладают целевой природой, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

Во - вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.

В третьих, характерная черта организации, как считает А.И. Пригожи , возникает на основе разделения труда его специализации по функциональному признаку.

В четвертых. характерная черта организации - управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

Социологи - специалисты дают типологию социальных организаций, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные . Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

2. Формальная организация, как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как правило, стремится превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс.

В обществе параллельно с формальными возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальные организации - это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.


Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организованных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и подвержена изменениям. Ее структура, отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Таким образом, мы констатируем, что каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, коммерсант должен иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.
Основные понятия: социальная организация, формальная организация, неформальная организация, формализация, стандартизация, бюрократия, дисфункции бюрократии, "обученная неспособность", порочные круги бюрократии, закон Паркинсона, принцип Питера, организованная эффективность.
Литература:
1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1999. Гл.12.

2. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. Гл.12.

3. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 1995.

  1. Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1996.№2; 1997. №7.


Социальные организации


Социальная организация - элемент социальной структуры, система отношений, объединяющая индивидов для достижения определенных целей. Большинство организаций включает в себя подсистемы




Характерные черты

Подсистемы, входящие в производственную организацию
Типы организаций





- целевая природа организации (она является средством и инструментом достижения цели)




-Формальная социальная организация возникает в результате административного, политического решения. В основе - разделение труда.


техническая


экономическая


-иерархия (соответственно ролям и статусам членов)

управленческая

социальная


-Неформальная социальная организация спонтанно сложившаяся система социальных связей. Действуют нормы межличностного общения, отсутствует жесткий регламент.


- специализация по функциональному признаку



- управляющие подсистемы регулируют и контролируют деятельность элементов организации


Тема 6. Социология культуры


  • Понятие "культуры".

  • Понятие "взаимоотношения культур".

  • Основные формы культуры.

  • Роль культуры в обществе.

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). В широком смысле культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. В каждом обществе складывается своя неповторимая культура.

С существованием и развитием общества связаны еще два понятия - культура и цивилизация. Термин "культура" ( от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) в разные времена приобретал разные смысловые оттенки. Подготовка почвы для ведения сельского хозяйства (агрокультура), тот или иной вид сельскохозяйственного растения (зерновые культуры); степень начитанности и утонченности в манерах поведения человека; сфера литературы и искусства и т.д. Сегодня в наиболее широком и общефилософском значении под культурой понимают все, что "наработало" общество за свою историю, т.е. весь сотворенный человеком мир. Таким образом, в широком смысле этого слова культура- это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука - философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология - находит свою специфическую предметную "нишу" при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него.