Файл: Динамика социальноэкономической дифференциации и экономический рост.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только усложняет его изучение, но и формирует теоретико-методические барьеры для реализации политики стимулирования экономического роста.
Между тем, такого рода политика в современной России становится весьма востребованной. Точнее – имеется ярко выраженный запрос на повышение ее эффективности, что вызвано сложной макроэкономической ситуацией, обусловленной чередой серьезных шоков, отклоняющих развитие российской экономики от долгосрочной траектории экономического роста, на что мы обращали внимание в серии своих предыдущих публикаций.
Основная сложность запуска и поддержания экономического роста в современной России состоит в том, что в течение всего постсоветского периода в стране выстраивалась модель открытой экономики, тесно интегрированной в систему мирохозяйственных связей. Но с началом (с 2014 года, обострение произошло с 2022 года) периода активного внешнего военно-политикоэкономического давления на Россию со стороны США и их союзников, и сателлитов, в рамках антироссийских санкций внешнеэкономическое взаимодействие России по некоторым направлениям прекращено, по некоторым – существенно затруднено.
В таких условиях модель открытой экономики оказывается неработоспособной, в ней невозможен экономический рост. В то же время, ориентация на изоляционизм (предельным практическим случаем которого является концепция и политика «чучхе», реализуемая в Корейской народно-демократической республике) для экономики открытого типа возможна, но требует длительной и довольно затратной ее структурной перестройки.
Эта перестройка должна происходить по трем направлениям: во-первых, это формирование и развитие национальных импортозамещающих производств; во-вторых, изменение в пользу дружественных или нейтральных стран географии внешнеэкономического взаимодействия; в-третьих, за счет технологических прорывов создание предпосылок для формирования зависимости экономик зарубежных стран (в том числе недружественных и враждебных) от экономики российской, что позволит, за счет монопольной власти, выстраивать внешнеэкономическое взаимодействие на выгодных для России условиях.
В то же время, следует иметь в виду, что рассуждения об экономическом росте не должны оставлять «за кадром» его цель, упомянутую нами выше, которая состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Экономика любой страны, в том числе современной России, должна быть направлена на человека, удовлетворение его потребностей, как текущих, так и перспективных. В центре внимания правительства должно быть улучшение качества жизни населения, социальное благополучие граждан. Для этого (а также для достижения второй цели экономического роста, связанной с обеспечением национальной и экономической безопасности) следует, в том числе, создавать объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, строить новые школы, медицинские центры и т.д.
Также отметим, что научно-технический прогресс является ключевым фактором экономического роста. Особое значение он приобретает в условиях упомянутых выше ограничений. Основой политики, проводимой государством в области инноваций, является поддержка отечественной науки, создание передовых научных школ с обязательным условием ориентации науки на потребности практической экономики, которые невозможно удовлетворить имеющимися в стране ресурсами. Остро необходимо проведение реформ в области образования, науки и просвещения, улучшения защиты прав на интеллектуальную собственность.
Современное государство, как показывает практический опыт, выходит за его трактовку в неолиберальной школе как «ночного сторожа». Оно ближе к кейнсианской концепции активного участника макроэкономических процессов. Российское государство, являясь ключевым хозяйствующим субъектом в экономике, играет главную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Помимо этого, оно имеет рычаги воздействия на экономику через реализацию экономической политики. И эти рычаги должны задействоваться более активно, в том числе за счет более активного использования элементов советского опыта экономического управления.
Таким образом, уровень доходов населения является показателем, который определяет благосостояние, материальные возможности, уровень духовной жизни человека: его отдых, получение образования, поддержание здоровья. Для уменьшения степени неравенства, поддержания уровня доходов граждан и создания условий для удовлетворения их первостепенных нужд, государству необходимо проводить соответствующую социальную политику.
Экономический рост является способом вытащить общество из бедности и повысить уровень жизни. Факторами, положительно влияющими на экономический рост, можно назвать: количество и качество трудовых ресурсов, эффективность управления, развитие технологий и инноваций и многие другие, которые зависят от образованных и мотивированных людей. Человеческий капитал и социальные институты объясняют часть различий в уровне жизни как между странами, так и внутри отдельно взятых стран. По мнению ОЭСР, главной причиной экономического неравенства является недоинвестирование в образование. Малоимущие категории населения ограничены в своих возможностях получить образование. То есть снижение экономического неравенства в обществе путем эффективной политики в сфере образования и создания программ, включающих профессиональную подготовку и обучение для низкоквалифицированных рабочих на протяжении всей их трудовой деятельности, для повышения качества трудовых ресурсов и эффективности управления может служить одним из способов повышения экономического роста.
В 2006 году специалисты Всемирного банка показали, что более равномерное распределение доходов в стране вовсе не противоречит их устойчивому росту, а, наоборот, только способствует. Их исследование говорит о том, что причины неравенства могут быть разными и зависеть не только от результатов деятельности людей, но и от изначально низких возможностей. Размером доходов родителей, их социальным статусом и опять же уровнем образования обусловлены доходы детей во взрослом возрасте. Проблема в том, что при изначально неравных возможностях огромные резервы человеческого капитала остаются неиспользованными. Выравнивание стартовых условий, влияющих на неравенство населения, через повышение доступности качественного образования и медицины – важнейший ресурс экономического роста. [20].
Интересные данные в 1990-х годах удалось собрать сотрудникам исследовательского института во главе с экономистом Эрнандо де Сото, которые показали, что страны третьего мира не так бедны, как принято думать. Сумма сбережений их граждан во много раз больше всей иностранной помощи и иностранных инвестиций, полученных после 1945 года [29]. Эрнандо де Сото пришел к выводу, что такие страны не в состоянии обратить собственность в капитал, потому что у них слабая защита прав собственности и отсутствует законодательная база для легализации частной собственности, потому и прибыль эта собственность не приносит. Необходимо создание таких законов, ведь они могут позволить большой части населения почувствовать себя заинтересованными участниками рыночного хозяйства, значит сократиться неравенство между слоями населения и это повлияет и на экономический рост.
В докладе UNCTAD от 2012 года сделан вывод, что существует обратная связь между неравенством и ростом. Они это объясняют тем, что «во многих странах экономический рост был бурным в послевоенные десятилетия, когда уровень неравенства был сравнительно низким или снижался, и серьезно замедлился с 80-х гг., когда неравенство стало углубляться» [18].
Также можно заметить, что с ростом неравенства увеличивается уровень перераспределения в экономике и растут трансакционные издержки, что в условиях неразвитых кредитных рынков препятствует формированию и накоплению человеческого капитала и реализации инвестиционных проектов. В странах с наиболее глубоким неравенством население особенно заинтересовано в перераспределении доходов. А такая политика, как известно, ограничивает экономический рост, ведет к снижению инвестиций и еще сильнее увеличивает диспропорции в экономике [18].
Еще одним аргументом за то, что неравенство замедляет рост экономики, является тот факт, что неравенство повышает социальную напряженность. Возникает рост преступности, проходят массовые волнения населения, растут издержки обеспечения безопасности и другое.
А также сокращение неравенства доходов может оказывать положительное влияние на экономический рост за счет снижения уровня бедности и, таким образом, повышения спроса на товары, произведенные через массовое производство для среднего класса населения. Ведь именно увеличение выпуска таких стандартизированных товаров ведет к росту производительности.
Итак, мы видим, что неравенство действительно может оказывать негативное влияние на экономический рост.
Увеличению экономического роста способствуют различные факторы, к которым в числе прочих относится повышение производительности труда. Но неравенство уровня доходов является предпосылкой негативного воздействия на формирование и накопление человеческого капитала и на развитие населения, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на производительности труда и может замедлить экономический рост любой страны.
Объяснить неравенство в целом по странам можно такими факторами: несовершенство политической системы и законодательных актов, пробелы в образовательных системах некоторых государств, различия норм сбережения, недостаток инвестиций в человеческий капитал и др. Неравенство приводит к социально-экономической напряженности, росту транзакционных и других издержек государств, что определенно может снижать общий уровень экономического роста.
Для снижения различий в доходах населения и, как следствие, для повышения экономического роста большую роль играет проведение социальной политики государства: обеспечение помощи бедным, защита уровня жизни, активная политика в области образования и повышения квалификации и другие меры государственного регулирования.
В современной России социальная структура общества неравномерна. Так, в настоящее время социологи разделяют население РФ на 3 группы: высший класс (7%), средний класс (15%), базовый слой (68%) и низший класс (10%). На основании данного разделения можно прийти к выводу, что распределение российского общества на классы, несмотря на длительный процесс эволюции социальной структуры, отличает значительная дифференциация [4].
Рассмотрим динамику объема личных доходов населения за последние 5 лет, наглядно представленную на рисунке 3 [30].
млрд. руб.
Рисунок 3 – Динамика объема денежных доходов по источникам поступления населения РФ за 2017-2021 гг.
Исходя из рисунка 2, можем прийти к выводу, что за анализируемый период объем денежных доходов населения РФ вырос практически по всем
Между тем, такого рода политика в современной России становится весьма востребованной. Точнее – имеется ярко выраженный запрос на повышение ее эффективности, что вызвано сложной макроэкономической ситуацией, обусловленной чередой серьезных шоков, отклоняющих развитие российской экономики от долгосрочной траектории экономического роста, на что мы обращали внимание в серии своих предыдущих публикаций.
Основная сложность запуска и поддержания экономического роста в современной России состоит в том, что в течение всего постсоветского периода в стране выстраивалась модель открытой экономики, тесно интегрированной в систему мирохозяйственных связей. Но с началом (с 2014 года, обострение произошло с 2022 года) периода активного внешнего военно-политикоэкономического давления на Россию со стороны США и их союзников, и сателлитов, в рамках антироссийских санкций внешнеэкономическое взаимодействие России по некоторым направлениям прекращено, по некоторым – существенно затруднено.
В таких условиях модель открытой экономики оказывается неработоспособной, в ней невозможен экономический рост. В то же время, ориентация на изоляционизм (предельным практическим случаем которого является концепция и политика «чучхе», реализуемая в Корейской народно-демократической республике) для экономики открытого типа возможна, но требует длительной и довольно затратной ее структурной перестройки.
Эта перестройка должна происходить по трем направлениям: во-первых, это формирование и развитие национальных импортозамещающих производств; во-вторых, изменение в пользу дружественных или нейтральных стран географии внешнеэкономического взаимодействия; в-третьих, за счет технологических прорывов создание предпосылок для формирования зависимости экономик зарубежных стран (в том числе недружественных и враждебных) от экономики российской, что позволит, за счет монопольной власти, выстраивать внешнеэкономическое взаимодействие на выгодных для России условиях.
В то же время, следует иметь в виду, что рассуждения об экономическом росте не должны оставлять «за кадром» его цель, упомянутую нами выше, которая состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Экономика любой страны, в том числе современной России, должна быть направлена на человека, удовлетворение его потребностей, как текущих, так и перспективных. В центре внимания правительства должно быть улучшение качества жизни населения, социальное благополучие граждан. Для этого (а также для достижения второй цели экономического роста, связанной с обеспечением национальной и экономической безопасности) следует, в том числе, создавать объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, строить новые школы, медицинские центры и т.д.
Также отметим, что научно-технический прогресс является ключевым фактором экономического роста. Особое значение он приобретает в условиях упомянутых выше ограничений. Основой политики, проводимой государством в области инноваций, является поддержка отечественной науки, создание передовых научных школ с обязательным условием ориентации науки на потребности практической экономики, которые невозможно удовлетворить имеющимися в стране ресурсами. Остро необходимо проведение реформ в области образования, науки и просвещения, улучшения защиты прав на интеллектуальную собственность.
Современное государство, как показывает практический опыт, выходит за его трактовку в неолиберальной школе как «ночного сторожа». Оно ближе к кейнсианской концепции активного участника макроэкономических процессов. Российское государство, являясь ключевым хозяйствующим субъектом в экономике, играет главную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Помимо этого, оно имеет рычаги воздействия на экономику через реализацию экономической политики. И эти рычаги должны задействоваться более активно, в том числе за счет более активного использования элементов советского опыта экономического управления.
Таким образом, уровень доходов населения является показателем, который определяет благосостояние, материальные возможности, уровень духовной жизни человека: его отдых, получение образования, поддержание здоровья. Для уменьшения степени неравенства, поддержания уровня доходов граждан и создания условий для удовлетворения их первостепенных нужд, государству необходимо проводить соответствующую социальную политику.
2 Динамика социально-экономической дифференциации и экономического роста в современной России
2.1 Динамика дифференциации доходов населения
Экономический рост является способом вытащить общество из бедности и повысить уровень жизни. Факторами, положительно влияющими на экономический рост, можно назвать: количество и качество трудовых ресурсов, эффективность управления, развитие технологий и инноваций и многие другие, которые зависят от образованных и мотивированных людей. Человеческий капитал и социальные институты объясняют часть различий в уровне жизни как между странами, так и внутри отдельно взятых стран. По мнению ОЭСР, главной причиной экономического неравенства является недоинвестирование в образование. Малоимущие категории населения ограничены в своих возможностях получить образование. То есть снижение экономического неравенства в обществе путем эффективной политики в сфере образования и создания программ, включающих профессиональную подготовку и обучение для низкоквалифицированных рабочих на протяжении всей их трудовой деятельности, для повышения качества трудовых ресурсов и эффективности управления может служить одним из способов повышения экономического роста.
В 2006 году специалисты Всемирного банка показали, что более равномерное распределение доходов в стране вовсе не противоречит их устойчивому росту, а, наоборот, только способствует. Их исследование говорит о том, что причины неравенства могут быть разными и зависеть не только от результатов деятельности людей, но и от изначально низких возможностей. Размером доходов родителей, их социальным статусом и опять же уровнем образования обусловлены доходы детей во взрослом возрасте. Проблема в том, что при изначально неравных возможностях огромные резервы человеческого капитала остаются неиспользованными. Выравнивание стартовых условий, влияющих на неравенство населения, через повышение доступности качественного образования и медицины – важнейший ресурс экономического роста. [20].
Интересные данные в 1990-х годах удалось собрать сотрудникам исследовательского института во главе с экономистом Эрнандо де Сото, которые показали, что страны третьего мира не так бедны, как принято думать. Сумма сбережений их граждан во много раз больше всей иностранной помощи и иностранных инвестиций, полученных после 1945 года [29]. Эрнандо де Сото пришел к выводу, что такие страны не в состоянии обратить собственность в капитал, потому что у них слабая защита прав собственности и отсутствует законодательная база для легализации частной собственности, потому и прибыль эта собственность не приносит. Необходимо создание таких законов, ведь они могут позволить большой части населения почувствовать себя заинтересованными участниками рыночного хозяйства, значит сократиться неравенство между слоями населения и это повлияет и на экономический рост.
В докладе UNCTAD от 2012 года сделан вывод, что существует обратная связь между неравенством и ростом. Они это объясняют тем, что «во многих странах экономический рост был бурным в послевоенные десятилетия, когда уровень неравенства был сравнительно низким или снижался, и серьезно замедлился с 80-х гг., когда неравенство стало углубляться» [18].
Также можно заметить, что с ростом неравенства увеличивается уровень перераспределения в экономике и растут трансакционные издержки, что в условиях неразвитых кредитных рынков препятствует формированию и накоплению человеческого капитала и реализации инвестиционных проектов. В странах с наиболее глубоким неравенством население особенно заинтересовано в перераспределении доходов. А такая политика, как известно, ограничивает экономический рост, ведет к снижению инвестиций и еще сильнее увеличивает диспропорции в экономике [18].
Еще одним аргументом за то, что неравенство замедляет рост экономики, является тот факт, что неравенство повышает социальную напряженность. Возникает рост преступности, проходят массовые волнения населения, растут издержки обеспечения безопасности и другое.
А также сокращение неравенства доходов может оказывать положительное влияние на экономический рост за счет снижения уровня бедности и, таким образом, повышения спроса на товары, произведенные через массовое производство для среднего класса населения. Ведь именно увеличение выпуска таких стандартизированных товаров ведет к росту производительности.
Итак, мы видим, что неравенство действительно может оказывать негативное влияние на экономический рост.
Увеличению экономического роста способствуют различные факторы, к которым в числе прочих относится повышение производительности труда. Но неравенство уровня доходов является предпосылкой негативного воздействия на формирование и накопление человеческого капитала и на развитие населения, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на производительности труда и может замедлить экономический рост любой страны.
Объяснить неравенство в целом по странам можно такими факторами: несовершенство политической системы и законодательных актов, пробелы в образовательных системах некоторых государств, различия норм сбережения, недостаток инвестиций в человеческий капитал и др. Неравенство приводит к социально-экономической напряженности, росту транзакционных и других издержек государств, что определенно может снижать общий уровень экономического роста.
Для снижения различий в доходах населения и, как следствие, для повышения экономического роста большую роль играет проведение социальной политики государства: обеспечение помощи бедным, защита уровня жизни, активная политика в области образования и повышения квалификации и другие меры государственного регулирования.
В современной России социальная структура общества неравномерна. Так, в настоящее время социологи разделяют население РФ на 3 группы: высший класс (7%), средний класс (15%), базовый слой (68%) и низший класс (10%). На основании данного разделения можно прийти к выводу, что распределение российского общества на классы, несмотря на длительный процесс эволюции социальной структуры, отличает значительная дифференциация [4].
Рассмотрим динамику объема личных доходов населения за последние 5 лет, наглядно представленную на рисунке 3 [30].
млрд. руб.
Рисунок 3 – Динамика объема денежных доходов по источникам поступления населения РФ за 2017-2021 гг.
Исходя из рисунка 2, можем прийти к выводу, что за анализируемый период объем денежных доходов населения РФ вырос практически по всем