Файл: Факторыконкурентоспособности вуза.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Денисенков НА. Кафедра менеджмент организации, ФГБОУ ВПО Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
ФАКТОРЫКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА
(НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО МГУ им. Н.П. ОГАРЁВА»)
Аннотация
В статье рассматривается подход влияния отдельных ключевых факторов успеха на общую конкурентоспособность вуза, а также проведен сравнительный анализ вузов конкурентов. Ключевые слова национально-исследовательский университет, конкурентоспособность вуза, инновационная деятельность, лояльность потребителей образовательных услуг, ключевые компетенции national research university, the university competitiveness, innovation, customer loyalty and educational services, key В настоящее время российские вузы функционируют в новых социально-экономических условиях, обусловленных качественными изменениями в образовательной сфере. С ратификацией Россией Болонской декларации, преследуется цель реформирования российской системы высшего профессионального образования. В связи с чем, на современном этапе развития все более актуальной задачей вузов является обеспечение собственной конкурентоспособности как на региональном и национальном рынках, таки в международном образовательном пространстве.
Целью работы является выявление ключевых факторов конкурентоспособности вуза и оценка конкурентного положения Мордовского национального исследовательского государственного университета им. Н.П. Огарёва (далее НИ МГУ им. Н.П.Огарёва).
Теоретической базой исследования послужили научные публикации и методические пособия по вопросам оценки конкурентоспособности организации высшего профессионального образования, а также данные официальных интернет-источников.
Понятие конкурентоспособность рассматривается и трактуется многими учеными в зависимости оттого, к какому объекту или предмету оно относится. В общепринятом виде, конкурентоспособность в экономической науке понимается как потенциальная способность вести борьбу за лидерство с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей[1].
В целях данного исследования будем использовать понятие конкурентоспособности вуза, ссылаясь на мнение Корчаговой Л.А., трактующей его как способность вуза быть выделенным среди других высших учебных заведений в силу наилучших социально-экономических показателей, таких как качество обучения, цена, формы и методы обучения, условия, месторасположения, престиж, реклама»[2].
Данное определение, обращает наше внимание на то что, вуз конкурирует с другими вузами последующим ключевым показателям. Кадровый потенциал
2.
Масштабность вуза. Оснащенность материально-технической базы. Качество образовательных услуг. Развитость инфраструктуры. Стоимость обучения на коммерческой основе. Комфорт образовательного процесса. Инновационная деятельность. Лояльность потребителей образовательных услуг. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Иными словами, конкурентоспособность образовательного учреждения высшего профессионального образования может быть оценена с использованием определенной совокупности показателей, качественные характеристики и количественные значения которых позволяют судить о
©
Денисенков НА, 2013 г
существующем конкурентном положении вуза на рынке образовательных услуг. Достигнутый уровень того или иного показателя свидетельствует о степени успешности функционирования вуза по сравнению сего конкурентами, а динамика показателей – о тенденциях изменения конкурентной позиции и (или) смене приоритетов в спектре конкурентных преимуществ.
В аналитической части работы в целях оценки конкурентоспособности НИ МГУ им. Н.П.
Огарёва использовались следующие методы исследования анкетирование студенческого и преподавательского состава по вопросу значимости рассматриваемых факторов, расчет коэффициентов конкурентоспособности вуза на основе методики к.э.н. доцента Корчаговой Л.А. Основу используемой методики составляет традиционный подход по оценке конкурентоспособности организаций, включающий оценку ключевых показателей и составление рейтингов. Оценка способности образовательного учреждения конкурировать производилась путем сопоставления параметров (показателей и факторов) анализируемого образовательного учреждения с параметрами учреждений-конкурентов.
Руководствуясь указанной методикой, в работе произведено сравнение конкурентоспособности НИ МГУ им. Н.П. Огарёва со следующими вузами Национальным исследовательским Саратовским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского (далее НИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского), Пермским государственным национальным исследовательским университетом (далее НИ ПГУ). Выборка оцениваемых вузов-конкурентов произведена последующим характеристикам
- географическое местоположение – Приволжский федеральный округ- кластер – классические университеты- статус – Национальный исследовательский- масштаб вуза – свыше 10 000, но менее 30 000 студентов
Для оценки факторов конкурентоспособности НИ МГУ им. Н.П. Огарёва и сравнения с вузами-конкурентами применялись следующие формулы:
(1)
где k
i
— единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
П
ia
— величина го параметра для анализируемого вуза;
П
ik
— величина го параметра вуза-конкурента;
i = 1…n — число параметров (факторов, участвующих в оценке конкурентоспособности вуза (где a
i
— коэффициент важности (значимости) для покупателя (пользователя) образовательной услуги го параметра по сравнению с остальными анализируемыми параметрами (определяется методом опроса 1, если увеличение параметра П способствует росту конкурентоспособности вуза например, качество, реклама и т. п = –1, если увеличение значения параметра П приводит к снижению конкурентоспособности вуза (например, цена, сроки обучения и т. п Учитывая, что сумма удельных весов значимости каждого из рассматриваемых параметров не может превышать 1, необходимым условием для определения коэффициента значимости являлось следующее
(3)
Оценка факторов конкурентоспособности НИ МГУ имени Н.П. Огарёва и НИ СГУ им. Н.Г.
Чернышевского представлена в таблице Таблица Оценка конкурентоспособности НИ МГУ им. Н.П. Огарёва и НИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Факторы
Значимость* каждого фактора, a
i
П
ia
П
ik
Единичный
показатель конкурентоспособности =
a
i
× Кадровый потенциал вуза 5
5 1,00 Масштабность вуза 4
4 1,00 Оснащенность материально - технической базы 4
5 0,80 Качество образовательных услуг 4
4 1,00 Развитость инфраструктуры 5
4 1,25 Стоимость обучения на коммерческой основе 3
3 1,00 Комфорт образовательного процесса 4
4 1,00 Инновационная деятельность 4
5 0,80 Лояльность потребителей образовательных услуг 4
5 0,80 Востребованность выпускников работодателями
0,12 4
5 0,80 Сумма 0,9420
* - степень значимость каждого фактора определена в соответствии с результатами опроса преподавательского и студенческого состава НИ МГУ им. Н.П. Огарёва о важности влияния фактора на конкурентоспособность вуза в целом.
Сравнительная оценка факторов конкурентоспособности НИ МГУ им. Н.П. Огарёва и НИ
СГУ им. Н. Г. Чернышевского, показала, что анализируемый вуз менее конкурентоспособен (К =
0,9420). НИ МГУ им. Н.П. Огарёва необходимо усилить свои позиции по таким показателям, как инновационная и международная деятельность, разработать программу по повышению лояльности к вузу у потребителей образовательных услуги формированию благоприятного имиджа в глазах абитуриентов, а также провести ряд мероприятий, направленных на повышении востребованности выпускников работодателями. Помимо того, необходимо разработать более гибкие схемы оплаты стоимости обучения в вузе.
Оценка факторов конкурентоспособности НИ МГУ имени Н.П. Огарёва и НИ ПГУ представлена в таблице Таблица Оценка конкурентоспособности НИ МГУ им. Н.П. Огарёва НИ ПГУ

Факторы
Значимость каждого
П
ia
П
ik
Единичный показатель
a
i
× k
i
фактора, конкурентоспособности Кадровый потенциал вуза 5
5 1,00 Масштабность вуза 4
3 1,33 Оснащенность материально - технической базы 4
4 1,00 Качество образовательных услуг 4
4 1,00 Развитость инфраструктуры 5
4 1,25 Стоимость обучения на коммерческой основе 3
3 1,00 Комфорт образовательного процесса 4
4 1,00 Инновационная Деятельность 4
3 1,33 Лояльность потребителей образовательных услуг 4
4 1,00 Востребованность выпускников работодателями
0,12 4
4 1,00 Сумма Результаты сравнительной оценки факторов конкурентоспособности НИ МГУ им. Н.П.
Огарёва и НИ ПГУ демонстрируют более высокую конкурентоспособность анализируемого вуза (К =
1,0767, К > 1). Для усиления конкурентного положения на рынке образовательных услуг НИ МГУ им.
Н.П. Огарёва следует постоянно осуществлять мониторинг всех возможных негативных влияний и укреплять свои сильные стороны.
Основными результатами данного исследования являются определение степени значимости таких факторов конкурентоспособности, как общий потенциал вуза, качество предоставляемых услуг, цена услуг, вопросы, связанные с дистрибуцией услуг, масштаб научных исследований в вузе, имидж вуза. Каждый из рассматриваемых факторов рассчитан в виде коэффициентов, значимость которых была определена посредством анкетирования преподавательского и студенческого состава. Помимо того, был проведен анализ и возможности вузов конкурировать между собой в соответствии с унифицированными критериями.
В соответствии с полученными результатами возможны следующие рекомендации необходимо разработать план – программу по формированию и (или) развитию ключевых компетенций позволяющих обеспечить конкурентное преимущество в рамках одного рыночного сегмента. Также возможен пересмотр, либо дополнение действующей стратегии развития в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями к образовательным учреждениям, диктующие смену парадигм и появление новых моделей конкурентного поведения на рынке. Иными словами, нужен более быстрый и гибкий подход в управлении конкурентоспособности вуза.
Литература
1.
А. Голик – Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. – № 7. – 2007.
2.
Л.А. Корчагова – Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. – № 5. – 2007.
– С. 48–54

3.
И.А. Краснобаева – Актуальные проблемы повышения конкурентоспособности вузов // Открытое образование научно-практический журнал. – №1. – 2008.
4.
Н.П. Макаркин – Мордовский университет на рынке образовательных услуг. – Саранск Изд-во Мордов. унта, 2010.
5.
С.А. Мохначев – Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. – № 1. – 2008.
6.
Е.А. Неретина – Динамические способности вуза – основа создания устойчивых конкурентных преимуществ // Интеграция образования. – № 2 – 2011. – С. Национальный Исследовательский Мордовский Государственный Университет имени Н.П. Огарева. Электронный ресурс. – Режим доступа Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Электронный ресурс. – Режим доступа Пермский государственный национальный исследовательский университет. Электронный ресурс. – Режим доступа http://www.sgu.ru