Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) риск и существенность, в том числе:
а) ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля,
определение наиболее важных областей для аудита;
б) установление уровней существенности для аудита;
в) возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
г) выявление сложных областей бухгалтерского учета кассовых операций, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
а) относительную важность различных разделов учета кассовых операций для проведения аудита;
б) влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
в) существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
5) координацию и направление работы, текущий контроль ипроверку выполненной работы, в том числе:
а) привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
б) привлечение экспертов;
в) количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
г) количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
6) прочие аспекты, в том числе:
а) возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
б) обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
в) особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
г) срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
д) форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита, в том числе аудита кассовых операций, и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Особое место в программе аудита отводится аудиту кассовых операций, так как именно здесь встречается больше всего нарушений и злоупотреблений. Аудитор должен проверить обоснованность снятия денежных средств с расчётного счёта, проверить достоверность оправдательных документов. Особенно необходимо проверить правильность выдачи денежных средств в подотчёт работникам организации, особенно руководящего состава. Необходимо помнить, что перед тем как выдавать работнику денежные средства в подотчёте, необходимо получить от него авансовый отчёт по предыдущим суммам, полученным в подотчёт. Очень часто бывает, что деньги получаются в подотчёт не на хозяйственные и иные расходы, а для личного потребления руководством фирмы. Это является грубым нарушением законодательства о наличном обращении.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.
Источниками информации об организации учёта кассовых операций для аудитора могут быть кассовая книга, выписки банка, материалы встречных проверок и другие. Особое внимание следует обращать на взаиморасчёты между зависимыми лицами.
Один из наиболее важных вопросов, который нужно выяснить, - определить связанных и ассоциированных с предприятием сторон (связанными сторонами являются дочерние предприятия и любые другие стороны, которые могут влиять на управление и оперативную политику друг друга). Информация о них должна быть раскрыта, если она является материальной: должны быть описаны природа и объем операций между сторонами (операции купли-продажи между филиалом и головным предприятием, обмен оборудованием между дочерними предприятиями и филиалами, займы и финансовая помощь, операции с важнейшими покупателями и поставщиками и др.), а также взаимозадолженность между ними.
Обзор деятельности предприятия должен включать в себя:
-
глубокое понимание предпринимательской деятельности клиента, мотивыповедения старшего управленческого персонала для оценки риска представления ложной информации; -
предварительные аналитические обзоры для оценки текущего финансового состояния предприятия, чтобы выделить необычные и неожиданные сальдо; -
понимание особенностей учетной политики; -
оценку уровня и существенности.
Аудитор должен выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность клиента.
К внешним факторам относятся макроэкономические и отраслевые факторы.
Макроэкономические факторы - это основная деятельность (снижение, рост); международная торговля, тарифные барьеры; изменения в налогообложении; зависимость от иностранных рынков; колебания курсов валют; система внешнего контроля; изменения государственной политики; влияние процентных ставок на стабильность компании; экономические факторы, влияющие на ликвидность потребителя; изменения индексов ценных бумаг или развитие рынка собственности.
Отраслевые факторы — это среда регулирования (новые или ожидаемые законодательные акты, например контроль за ценами и загрязнением окружающей среды); экономические условия (сокращение и расширение отрасли, возникновение отраслей с высоким риском, серьезная ценовая конкуренция, насыщенность рынка, цикл деятельности и сезонность); труд (трудовые проблемы, необычная трудовая практика, отраслевая безработица, уровень отраслевой зарплаты, нехватка работников определенной профессии, квалификации).
Аудит не заменяет функции государственного контроля. Это доверительная работа аудитора с руководителем с целью выявления достоверности отчетности и соответствия совершенных хозяйственных операций нормативным актам, действующим на территории ПМР. Нормативная и методическая база, как и весь бухгалтерский учет подвижна и постоянно меняется в зависимости от требований.
При проверке первичных документов просматривается соответствие по заполнению реквизитов. Исправления в денежных документах не допускается. Приходные и расходные ордера обязательно подлежат гашению штампами "получено", "погашено" с указанием даты. Все ордера на приход и расход денежных средств фиксируются в журналах регистрации с присуждением номера и отражением краткой характеристики.
Аудитор проверяет тождество аналитического и синтетического учета.
Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен её спланировать. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель. Полученные результаты оформляются с помощью таблицы.
Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением денег и других ценностей в кассе предприятия. Аудитор с помощью вопросника оценивает состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, определяет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места и планирует основные процедуры.
Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассет предприятия являются:
-
отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных инвентаризаций кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей в кассе; -
отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок; -
наличие признаков формального проведения инвентаризаций (участие в комиссии одних и тех же лиц, отсутствие актов по итогам проверки, проведение ревизий на отчетные даты, когда кассир готовиться заранее); -
кассовые ордера подписываются другими лицами, на то не уполномоченными; -
отсутствие договоров материальной ответственности; -
формальная инвентаризация кассы при смене кассира.
Ответственность за ведение кассовых операций возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера и кассиров. Поэтому аудитор опрашивает всех ответственных лиц. Вопросник распечатывается в необходимом количестве. На каждом проставляется должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым предполагается беседа.
Результаты опроса ответственных лиц могут быть разными.
Кассир не знает о приказе на проведение внезапных инвентаризаций, руководитель не знает о необходимости заключения договора материальной ответственности. Несовпадение в ответах на поставленные вопросы аудитором также могут свидетельствовать о слабых сторонах внутреннего контроля. По результатам опроса, аудитор может планировать проверку кассовых операций и намечает состав процедур. Каждая процедура направлена на выявление определенного рода нарушений, нестыковок в первичных документах, аналитическом и синтетическом учете.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
При наличии на предприятии нескольких касс председатель опечатывает их. Кассир на дату проведения инвентаризации в присутствии членов комиссии составляет отчет о кассовых операциях за последний день с указанием всех приходных, расходных ордеров. Эта расписка включается в заглавную часть Акта инвентаризации . Отчет подписывается главным бухгалтером. Проводится пересчет ценностей дважды - сначала кассиром, а затем главным бухгалтером или членом комиссии. По окончанию пересчета ценностей, суммы сопоставляются с данными их остатка на счетах синтетического учета.
Комиссия оформляет результаты проверки Актом, который подписывается членами .Акт составляется в трех экземплярах. Один передается в бухгалтерию, другой храниться у аудитора, третий передается кассиру.