Файл: 5. Культурогенез в первобытную эпоху Задание Иллюстрацией, каких теорий культурогенеза могут выступать следующие высказывания (объясните свой ответ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Культурогенез в первобытную эпоху

Задание 1. Иллюстрацией, каких теорий культурогенеза могут выступать следующие высказывания (объясните свой ответ):

«Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации» (З. Фрейд).

Ответ: Думаю, что данное высказывание можно отнести к концепции социального интеллекта культурогенеза, потому что создаётся цивилизация т.к. не бросаются камнями. Кто ведёт себя по-человечески, тот использует слова в конфликте, а те, кто не по-животному - остается кидание камней.

Концепция социального интеллекта (Р. Данбар, С. Гаврильц, А. Воуз и др.) предполагает, что увеличение количества популяции, косвенно подтверждаемое рядом археологических данных, привело к снижению эффективности обычного для приматов способа улаживания конфликтов в коллективе – груминга. В этих условиях, способом коммуникации становятся условные вербальные знаки, а также учет возможного поведения другого – модель психики (или «теория ума»). Социальный интеллект с помощью социальных знаков учится различать то, как вести себя «на людях», и то, о чем лучше умолчать, как использовать знаки для повышения своей репутации и социального признания. Так рождается внутренний мир Я, соотносящий себя с другими Я и, одновременно, скрывающий себя от других.

«Совсем другое дело, если ваш репродуктивный успех зависит от того, сумеете ли вы повысить свой социальный ранг, умело манипулируя соплеменниками, каждый из которых стремится к тому же, что и вы. В этом случае для того, чтобы оставить больше потомства, вам нужно быть не просто хитрым – вы должны быть хитрее своих сородичей» (А. Марков).

Ответ: Думаю, что данное высказывание можно отнести к игровой концепции культурогенеза, согласованной с концепцией социального интеллекта, т.к. соперничество со своими соплеменниками, манипуляции, хитрость - можно отнести к игре, успех которой приводит к социальному признанию и обеспечивает репродуктивный успех.


Игровая концепция культурогенеза (Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, Г. Гадамер) полагает игровую деятельность, которая также присутствует у многих животных. В отличие от труда, направленного на удовлетворение непосредственных материальных потребностей, игра в практическом плане бесполезна – она не служит какой-либо внешней цели. Игровая концепция хорошо согласуется с концепцией социального интеллекта, так как успех в игре-соревновании (будь то спорт, искусство, война или диспут) дарит социальное признание и обеспечивает репродуктивный успех.

Задание 2. О каких формах первобытных религиозных верований идет речь:

«вера в “духовные существа” – во всевозможных духов, демонов, гениев, в разные божества, а также в душу живого человека и мертвеца» (С.А. Токарев).

Ответ: Анимизм

Анимизм – вера в существование души и духов, в одушевленность всей природы. Э. Тайлор считал, анимизм произошел в результате размышлений над причинами сновидений, галлюцинаций, смерти и т.п.

«именование отдельных родов (а первоначально фратрий) по животным – обычай, вполне понятный в условиях охотничьего быта. Возможно, что каждый род получал обозначение по животному или растению, чаще встречающемуся на его территории» (С.А. Токарев).

Ответ: Тотеизм

Тотемизм – вера в животное-первопредка, основателя рода (реже тотемом было растение или предмет). Тотем нельзя убивать и принимать в пищу за исключением особых праздников, в которых коллективное поедание тотема символизирует причащение всех индивидов к коллективному целому.

«религиозное почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства» (С.А. Токарев).

Ответ: Фетишизм

Фетишизм – придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. Чаще всего предметами поклонения были необычной формы камни, деревья, фигуры существ, сделанные руками людей, а также амулеты (клыки зверей, небольшие камни, искусственные изделия), которые человек постоянно носил с собой.