Файл: Литература по теме Тема Финансовый анализ и финансовое планирование в системе финансового менеджмента Вопрос Цель и задачи финансового анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешние риски:
·
инфляционный риск – сопровождает практически все финансовые операции организации и характеризуется возможностью обесценения реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов организации), а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в условиях инфляции;
·
процентный риск – состоит в непредвиденном изменении процентной ставки за счет роста или снижения предложения свободных денежных ресурсов, изменения конъюнктуры финансового рынка под воздействием государственного регулирования и др.;
·
валютный риск – проявляется в недополучении организацией предусмотренных доходов в результате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюты,
используемой во внешнеэкономических операциях;
·
депозитный риск – возникаетв связи с возможностью невозврата депозитных вкладов,
размещенных организацией в банках;
·
кредитный риск – проявляется в виде неплатежа или несвоевременного расчета за отпущенную организацией в кредит готовую продукцию, а также превышения размера расчетного бюджета по инкассированию долга;
·
инвестиционный риск – характеризует возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления организацией инвестиционной деятельности;
·
налоговый риск – обусловлен возможностью введения новых видов налогов и сборов;
возможностью увеличения уровня ставок действующих налогов и сборов; изменением сроков и условий осуществления отдельных налоговых платежей; возможностью отмены действующих.
Различают и другие виды рисков.
Вопрос 2. Управление финансовыми рисками.
Управление финансовыми рисками (риск-менеджмент) – процесс идентификации, анализа и оценки рисков, разработки способов минимизации их негативных последствий.
Риск-менеджмент как система управления состоит из объекта и субъекта управления.
Объектом управления являются: риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска (отношения между: страхователем и страховщиком; предпринимателями – партнерами, конкурентами; заемщиком и кредитором и т.п.).
Субъектом управления являются специалисты (предприниматели, финансовые менеджеры, риск- менеджеры, страховщики и др.), которые осуществляя целенаправленное воздействие на объект управления, обеспечивают минимизацию рисков.
Процесс управления рисками начинается с анализа, цель которого состоит в получении необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида:
1   2   3   4   5   6   7

Качественный – определение факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям.
Качественный анализ предполагает:
·
идентификацию (установление) всех возможных рисков;
·
выявление источников и причин риска;
·
выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.
В процессе качественного анализа важное значение имеет как полное выявление и идентификация всех возможных рисков, так и выявление возможных потерь ресурсов, которые сопровождают наступление рисковых событий.
Количественный – предполагает численную оценку рисков, которая проводится с использованием методов линейного программирования, математической статистики и теории вероятностей, что позволяет предвидеть возникновение неблагоприятной ситуации и по возможности снизить ее негативное влияние.
Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и то, во что они могут обойтись,
позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски.

Поскольку каждый вид риска, как правило, допускает несколько вариантов его уменьшения, то возникает задача оценки сравнительной эффективности этих вариантов.
После выбора метода минимизации риска, следует принять решение о степени достаточности выбранных мер.
Процесс непосредственного воздействия на риск осуществляется различными способами.
Применение конкретного способа обусловлено его эффективностью в конкретной ситуации.
Вопрос 3. Способы оценки финансовых рисков.
В основе количественной оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь.
Построение кривой – чрезвычайно сложная задача, требующая от служащих, занимающихся вопросами финансового риска, достаточного опытами знаний.
Под зоной допустимого риска понимается область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.
Следующую более опасную область называется зоной критического риска. Это область,
характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. В
последнем случае предприниматель не только не получает от сделки никакого дохода, но несет убытки в сумме всех бесплодных затрат.
Кроме критического риска, целесообразно рассмотреть еще более устрашающий катастрофический риск. Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества.
Для построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска)
применяются различные способы: статистический; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический способ.


1.
Суть статистического способа заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, устанавливаются величина и частота получения того или иного экономического результата,
составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.
Финансовый риск, как и любой другой, имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опираясь на статистические данные, может быть рассчитана с достаточно высокой точностью.
Главные инструменты статистического метода расчета финансового риска: вариация, дисперсия и стандартное (среднеквадратическое) отклонение.
Коэффициент вариации (V) – относительная величина, поэтому на его размер не оказывают влияния абсолютные значения изучаемого показателя; Он представляет собой отношение среднего квадратического отклонения (g) к средневзвешенному значению события (Xcp) и определяется в процентах:
.
Чем больше значение Коэффициента вариации, тем сильнее изменение анализируемого признака.
Эмпирически установлена следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации:
·
до 10% – слабое изменение;
·
от 10 до 25% – умеренное изменение;
·
свыше 25% – высокое изменение.
Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:
Дисперсия сигнализирует о наличии риска, но при этом не указывает направление отклонения от ожидаемого значения, так как разность берется в квадрате, а предпринимателю важен знак (плюс или минует этого отклонения, чтобы знать, прибыль (+) или убыток (–) можно получить при сделке.
Среднее ожидаемое значение события (Xcp) является средневзвешенной величиной из всех возможных результатов с учетом вероятности наступления каждого результата и определяется по формуле
,
где
X
i
– абсолютное значение i-го результата;
P
i
– вероятность наступления i-го результата.
Среднее значение события представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта.
2.
Анализ целесообразности затрат (коэффициентный анализ) ориентирован на идентификацию потенциальных зон риска с учетом показателей финансовой устойчивости предприятия. В данном случае можно с помощью абсолютных и относительных показателей, заданных критериев их изменения определить ключевые факторы риска и степень их отрицательного влияния на финансовую устойчивость предприятия.
3.
Метод экспертных оценок обычно реализуется путем обработки мнений опытных экспертов и специалистов. Он отличается от статистического лишь методом сбора информации для построения кривой риска. Данный способ предполагает сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами (данного предприятия или внешними экспертами) вероятностей возникновения

различных уровней потерь. Эти оценки базируются на учете всех факторов финансового риска, а также статистических данных.
4.
Аналитический способ. На практике наиболее частоиспользуется подвид аналитического метода
- анализ чувствительности, который предполагает изменение отдельных ключевых показателей и оценку их влияния на результирующий показатель.
Вопрос 4. Методы управления и способы снижения финансовых рисков.
Крайне важным этапом управления рисками является выбор и реализация адекватных методов, а также соответствующих инструментов управления риском. Принято выделять следующие методы управления рисками:
Уклонение, или избежание, – наиболее простой метод, сущность которого заключается либо в полном отказе от участия в рисковых операциях, либо в реализации лишь тех из них, которые характеризуются незначительным уровнем риска. В реальном секторе конкретными формами применения этого метода являются отказ от услуг ненадежных партнеров, стремление работать только с подтвердившими свою надежность контрагентами – потребителями и поставщиками, требование безусловных гарантий и поручительств, предоплат и т.д. Но на практике применения этого метода могут возникнуть ряд проблем, таких как отсутствии операций с гарантированным уровнем безрискового дохода или с относительно малым риском при высокой отдаче. Как правило, уклонение от риска одновременно означает потерю возможных выгод. Также следует отметить, что далеко не всегда можно уклониться от риска, особенно при реализации новых наукоемких проектов, во многом определяющих конкурентоспособность и выживание предприятия в условиях рынка.
Передача риска – заключается в их «перекладывании» на других участников операции или третьих лиц. Сущность данного метода заключается в том, что предприятие готово отказаться от части доходов,
чтобы полностью или частично избежать риска.
Очевидно, что применение данного способа возможно лишь к страхуемым рискам, например,
утрата недвижимого или движимого имущества, или риск форс-мажорной группы. Причем, чем больше объем передаваемого риска, тем, как правило, выше затраты на оплату соответствующего страхового полиса. Одна из основных проблем при управлении рисками, подлежащими страхованию, состоит в том,
чтобы определить, какие риски имеет смысл сохранять у себя, осуществляя дополнительные расходы по снижению возможности наступления нежелательных событий, а какие перевести на страховщика,
осуществляя дополнительные расходы по оплате договора страхования.
Однако, страхование не всегда возможно на практике. Это, прежде всего, характерно для предприятий, создаваемых вновь, а также осваивающих новые виды продукции или технологии, риски

которых неизвестны или плохо прогнозируемы и поэтому страхуются соответствующими инструментами финансового рынка. В связи с этим, при рассмотрении возможности применения подобного метода переноса риска, следует выяснить, является он предметом страхования или нет.
Аутсорсинг – передача организацией определенных бизнес – процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В
отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес – процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.
В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги.
Сохранение риска заключается в готовности предприятия покрыть возможные потери за свой счет.
Обычно этот метод применяется в случае, когда удается достаточно четко и конкретно идентифицировать источники риска. Очевидно, что принимать имеет смысл только такие риски, которые предполагают колебания будущих результатов как в отрицательную, так и в положительную сторону. Таким образом,
лицо, принимающее решение, во-первых, согласно рисковать, а во-вторых, ожидает благоприятного для себя воздействия фактов подобных рисков. Соответственно, не имеет смысла сохранять риски, принятие которых даже при благоприятном влиянии соответствующих факторов не приносит никаких полезных результатов и дополнительных выгод. Принятие риска на себя не означает обязательного роста доходов и не служит гарантией от банкротства или разорения, однако те предприниматели, которые готовы рисковать, могут рассчитывать на выживаемость и развитие своего бизнеса, получение дополнительных конкурентных преимуществ. Принятие риска обусловливает необходимость поиска оптимальных способов снижения возможных риском. На практике как правило прибегают к следующим способам.
Самострахование применяется, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае наступления неблагоприятного события не оказывают сильное негативное влияние на ведение бизнеса.
Реализация данного метода сводиться к созданию специальных фондов и резервов, из которых будут компенсироваться возможные потери.
Диверсификация – один из наиболее популярных способов нейтрализации негативных финансовых последствий: снижение несистематической части рыночных и финансовых рисков
(кредитных, депозитных, инвестиционных, валютных рисков) при формировании портфеля инвестиционных (финансовых) активов.
Принцип действия механизма диверсификации основан на распределении (диссипации) рисков для исключения возможности их концентрации. Диверсификация выражается во владении многими рискованными активами вместо концентрации всех капиталовложений только в одном из них.
Характеризуя данный способ в целом, стоит отметить, что он избирательно воздействует на снижение негативных последствий отдельных финансовых рисков. Обеспечивая несомненный эффект нейтрализации комплексных, портфельных финансовых рисков, но он не дает эффекта в нейтрализации таких рисков как инфляционные и налоговые. Поэтому использование данного механизма носит на предприятии ограниченный характер.
Хеджирование - способ страхования цены товара от риска либо нежелательного для продавца падения, либо невыгодного покупателю увеличения путем создания встречных валютных, коммерческих,
кредитных и иных требований и обязательств.
Хеджирование позволяет устранить или фиксировать на определенном уровне риск возможных потерь. Оно широко применяется в управлении рыночными рисками. Как правило, хеджирование предполагает применение различных видов производственных финансовых инструментов, таких как фьючерсы, форварды, опционы, свопы и др.
В процессе хеджирования финансовых рисков необходимо сравнивать стоимость хеджа с суммой снижения возможных потерь по этим рискам. В сочетании друг с другом эти два показателя формируют эффективность операции хеджирования, которая определяется по следующий формуле:
,
где: