Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Университет «Синергия»
(Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Кафедра медико-биологических дисциплин
РЕФЕРАТ
по Биоэтике
на тему:
«Этическая оценка суррогатного материнства»
Выполнил:
Студентка 1 курса
Лечебное дело 31.05.01
Аркания А.Г.
Проверил:
Преподаватель
Воронова Л.Н.
Москва-2023
«Этическая оценка суррогатного материнства»
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
-
Этическая оценка суррогатного материнства
1.1. История суррогатного материнства……………………………...………4
-
Этические проблемы………………………….………………..………5-10 -
Мнение разных сфер социума о суррогатном материнстве ……….11-12
Заключение…………………………………………………………......….…13-14
Список литературы……………………………………………………...……….15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы реферата заключается в следующем: на протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считались дети. Именно с их рождением связаны наши мечты, заботы и надежды. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства…
Говоря о развитии и сохранении человеческого потенциала, невозможно не затронуть проблемы репродуктивных технологий – сегодня это весьма актуальная проблема. Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как вследствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.
Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гумманым целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребенка, когда все остальные возможности как природные, так и терапевтические, исчерпаны. Генетики, медики, биологи через вмешательство в репродуктивную сферу могут сегодня творить то, что подвластно только Господу Богу.
«Современная медицинская наука располагает новыми средствами технологического вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни, получившими название новых репродуктивных технологий» - этой фразой начинается заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриарха «О нравственных проблемах, связанных с развитием «новых репродуктивных технологий».
Изложенное заявление призывает к продуманному этическому осмыслению возможных отрицательных последствий использования репродуктивных технологий.
Особое место в вопросах новых репродуктивных технологий занимает «суррогатное материнство» - наиболее слабо разработана тема, как в юридическом, так ив этическом планах.
Входе написания реферата решено было раскрыть тему:
ГЛАВА I. «ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА»
I.I. История суррогатного материнства
История суррогатного материнства начиналась еще в древней цивилизации. Первый случай суррогатного материнства зафиксирован еще две тысячи лет до н. э. История описана в Ветхом Завете, Сара, жена Авраама, была бесплодной и была вынуждена просить служанку Агарь, чтоб она выносила ребенка Авраама. Аврааму на то время было уже 86 лет, но это не помешало зачатию. Агарь выносила и родила сына Исмаила. Сара приняла его как своего родного сына. А через 14 лет в 1897 году произошло чудо и Сара сама смогла забеременеть от своего Авраама, на то время ему уже было сто лет.
В Древнем Египте фараонам приходилось просить о помощи рабынь, и использовать их как суррогатных матерей, для продолжения своего рода. Подобные случаи, как гласит история, были использованы и богатыми, аристократичными семьями. Естественно, в то время репродуктивные технологии не были развиты и применялась простая инсеминация суррогатной матери, но, несмотря на это, ребенок отдавался супружеской паре на воспитание и дальнейшее содержание. Инсеминация - это введение заранее подготовленной спермы мужчины непосредственно в матку.
В России первая программа суррогатного материнства была проведена в 1995 году в центре ЭКО в Санкт-Петербурге. Первой пациенткой этого центра была женщина, у которой первенец, появившийся на свет с помощью кесарева сечения, умер после родов, а роженице пришлось удалить матку. Целью в жизни для нее стал родившийся новый ребенок. На то время программы ЭКО были развиты только за рубежом. Она уговорила стать мамой для ее будущего ребенка свою, незамужнюю подругу, ни разу до этого не рожавшую. Беременность наступила с первого оплодотворения, причем на ультразвуковом исследовании обнаружили двойню. Вынашивание было очень тяжким, суррогатную маму много раз госпитализировали на сохранение. Родовая деятельность наступила раньше срока в семь месяцев, проводилось кесарево сечение. Д
евочки родились с весом около двух килограмм каждая. Расчет был двухкомнатной квартирой в Питере.
ГЛАВА II. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Поскольку само по себе суррогатное материнство является видоизмененной технологией ЭКО, точнее, её частным случаем, то этические проблемы ЭКО остаются актуальными и для суррогатного материнства.
Это, в первую очередь, проблема «лишних эмбрионов» и возможность их уничтожения, продажи, злоупотребления, а также ряд других, которые уже являются предметом дискуссии в течение нескольких десятилетий и, надо сказать, они не решены. В последнее время неожиданно встал вопрос инцеста, который может быть спровоцирован ЭКО.
Благодаря ЭКО у одного мужчины-донора могут быть сотни детей. Теоретически, число потенциальных детей у одного донора может превысить все население земли. На практике действительно, у одного отца оказываются сотни детей, причем юридически они его потомством не являются. Мало того, эти дети — братья и сестры — не знают о своем взаимном родстве. Если в начале распространения ЭКО их были единицы, то теперь тысячи.
Вероятность встречи и брака далеко не равна нулю, а во втором поколении становится еще более вероятной. При этом никто не несет никакой ответственности за возможные последствия, а они могут быть очень серьезными.
В случае суррогатного материнства рожденные дети являются детьми матери (юридически), которая их выносила и родила, но в разных странах законы могут различаться. Допустим, закон оставит право на ребенка только биологическим родителям. Тогда «мать-инкубатор» родит ребенка, на которого у нее нет никаких прав. То есть новорожденный будет изъят в принудительном порядке.
В случае, если закон оставляет матери право отказаться от сделки сразу после родов возникнет трудно разрешимый конфликт с биологическими родителями, которые будут вынуждены жить всю оставшуюся жизнь с мыслью о том, что их ребенок живет в неизвестном месте, в неизвестной семье. Они не будут иметь ни малейших прав на него. Суррогатную мать, оказавшуюся в таком положении, можно понять. Вынашивать ребенка, слышать, как бьется его сердце, родит т в муках, а потом отдать… В этот момент просыпается материнское чувство, любовь к этому ребенку, как к своему.
В любом случае, суррогатная мать оказывается в состоянии эмоционального, и физиологического стресса, вызванного отнятием ребенка. Возможен мастит, рак молочной железы, заболевания репродуктивной сферы.
Потенциальный конфликт интересов биологической и суррогатной матери заложен в самой процедуре суррогатного материнства и носит неразрешимый, тупиковый характер. До сих пор даже в странах, где суррогатное материнство разрешено, нет юридической схемы, позволяющей их уладить. При этом стоит иметь ввиду, что даже если стороны «разошлись» по мирному, возможность исков, разбирательств, требований возмещения ущерба не исчерпана. Может ли суррогатная мать подать в суд на клинику, если заболеет раком груди? Кто будет отвечать за возможный ущерб?
Возникают сложные отношения между всеми сторонами процесса суррогатного материнства, матерями (их две, как это ни абсурдно звучит), отцами, родителями, их семьями, клиникой, отдельными врачами и т.д? Что будет, если родится больной ребенок? Каковы взаимоотношения и ответственность всех сторон, в случае нарушения договора? Если родится больной ребенок? Клиника находит выход - находится в кабальных условиях, заведомо проигрышных для суррогатной матери.
Несмотря на непрерывно звучащие разговоры в пользу прав женщины, либералы почему-то умолкают, когда речь идет о суррогатном материнстве, а зря. Трудно представить более изощренную и жестокую форму эксплуатации женщины, чем суррогатное материнство. Формально это не рабство, а добровольная услуга, тем не менее, налицо все признаки нарушения права и женщины, и ребенка. Возможные осложнения родов, невозможности грудного вскармливания, износ организма, потеря здоровья, эмоциональный шок, риск для жизни, все это плата за сомнительный «заработок». При суррогатном материнстве права женщины – суррогатной матери нарушаются за деньги и добровольно, но этот факт не компенсирует ее возможные потери, ущерб для личности и свободы.
«Неопределенная судьба «лишних эмбрионов». Так же, как и при ЭКО, лишние эмбрионы могут быть уничтожены, но это не единственная этическая проблема ЭКО и суррогатного материнства. «Лишние» эмбрионы, полученные в результате гиперстимуляции яичников, не имеют в России и многих других странах никакого юридического статуса.
Таким образом человеческие существа, жизнь которых уже началась, оказываются в полном распоряжении частной клиники. Далее они могут заморожены и храниться неопределенное время, а также быть имплантированы любой матери без согласия биологических родителей. Причем в этом случае нет значительных юридических препятствий для передачи эмбриона другим лицам, а также отсутствует возможность серьезного контроля со стороны государства. Мало того, клиника может и не информировать о наличии лишних эмбрионов и возникающих этических проблемах, чтобы не озадачивать клиентов. Пары,
которые пошли на искусственное оплодотворение, не подозревают о такой возможности, как появление их биологических детей в других семьях, в том числе за границей. Мало того, их дети могут оказаться предметом купли-продажи. Учитывая сомнительный бизнес клиник суррогатного материнства, можно быть уверенным, что их руководство не отягчено излишней моралью.
Хотя статус эмбриона является предметом дискуссии, за эмбрионом признается особый статус. В любом случае понятно, что когда мы имеем дело с эмбрионом, то это не часть тела или орган, это не половая клетка и не культура ткани. С чисто биологической точки он имеет тот же генотип, что и взрослый человек, который может вырасти из этой клетки. С точки зрения христианской этики, которая лежит в основе европейской цивилизации, эмбрион является человеком, хотя документов, таких как паспорт, справка или свидетельство о рождении у него не может быть. Тем не менее, по существу, при передаче эмбриона, пусть в скрытой форме (под видом оказания услуг), происходит акт купли-продажи живого человека.
Само по себе и ЭКО, а тем более суррогатное материнство являются полностью противоестественными способами зачатия и рождения детей. До сих пор нет убедительных доказательств их безвредности. Отрицательные последствия могут быть самыми разными. Кроме того, в случае хранения зародыша в замороженном виде его срок жизни продлевается на неопределенное время по желанию тех, кто в данный момент им владеет.
Возраст окажется больше настолько, сколько длилось хранение. Конечно, заморозка останавливает большинство биохимических процессов, но не полностью. Во время хранения оплодотворенная яйцеклетка подвергается обычному фоновому радиоактивному облучению и возрастает вероятность мутации. Наличие мутации выявить очень трудно, так как многие наследственные болезни передаются рецессивными генами и не проявляются сразу, а только в последующих поколениях.
Коммерциализация деторождения. Какими бы словами о высоком значении материнства не прикрывалась новая технология суррогатного материнства, она остается коммерческой услугой, то есть услугой, которая оказывается за деньги и ради денег. При развитии этой технологии включается механизмы рыночной регуляции по схеме деньги – товар - деньги. Под товаром подразумевается набор услуг и сам ребенок. В этом процессе человеческая жизнь и сам человек становится предметом торговли, приобретает свойства товара. Спрос рождает предложение и предложение рождает спрос. В этой схеме нет места этике, человеческим взаимоотношениям, ценности и неповторимости жизни.