Файл: Программа учебной практики включает в себя следующее изучение профессиональных стандартов должности проектного менеджера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2
Содержание
Введение ....................................................................................................................... 3 1.
Определение круга профессиональных задач
(полномочий и ответственности), решаемых специалистами и руководителями 7-9 уровней квалификации в рамках конкретного вида профессиональной деятельности в сфере руководителя проектов в области информационных технологий в соответствии с требованиями профессиональных стандартов .............................. 3 2. Конкретизация выявленного круга профессиональных задач с учетом спецификации функционирования организаций банковского сектора ............... 12
Заключение ................................................................................................................ 19
Список источников и литературы ........................................................................... 20

3
Введение
Учебная практика представляет собой вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения; приобретение и совершенствование практических навыков по избранной образовательной программе; подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Цель прохождения учебной практики – формирование системного представления об области профессиональной деятельности в соответствии с образовательной программой.
В рамках прохождения учебной практики решаются следующие задачи:
– развитие навыков поиска, анализа и систематизации рыночной, аналитической, правовой информации;
– ознакомление с реальной и актуальной информацией по ведению бизнеса;
– определение круга профессиональных задач в соответствии с конкретным видом профессиональной деятельности.
Программа учебной практики включает в себя следующее:
– изучение профессиональных стандартов должности проектного менеджера;
– описание должности проектного менеджера.

4
1. Определение круга профессиональных задач (полномочий и
ответственности), решаемых специалистами и руководителями 7-9
уровней квалификации в рамках конкретного вида профессиональной
деятельности в сфере руководителя проектов в области информационных
технологий в соответствии с требованиями профессиональных стандартов
Профессиональный стандарт 06.016 для руководителя проектов (в сфере информационных технологий) состоит из четырёх разделов. В начальном разделе указаны общие сведения по профессии: её цель, отношение к группе и виду экономической деятельности.
В следующей части указаны три функции, выполняемые руководителем проектов, состоящие из 154 элементов. Для всех них дана информация по уровням сложности, а также коды.
Третья часть отведена под более тщательное описание функций и их элементов.
По функциям имеются следующие сведения:

уровни менеджеров, готовых к их выполнению;

нужные им трудовой стаж и образование;

особые требования;

дополнительные данные.
Например, для деятельности по управлению проектами на основе полученных планов при условии, что проект не выходит за пределы утверждённых параметров, указаны:
Два уровня – руководитель проектов или его помощник.
Их образование – бакалавриат и повышение квалификации в сфере проектного менеджмента.
Трудовой стаж – от года.
Особые требования – отсутствуют.
Отдельно даны коды и наименования руководителей проектов по ОКЗ,
ЕКС, ОКСО.
Для каждого из элементов функций даны:


5

выполняемые руководителем проектов трудовые операции;

нужные ему теоретические знания и практические умения;

дополнительные данные.
Например, для деятельности по организации заключения договоров в проектах в соответствии с полученным заданием дана следующая информация:
Две операции – подготовка договоров и их согласование внутри организации.
Два нужных умения – разрабатывать документацию и осуществлять коммуникацию.
Нужные знания в трёх областях – основы делопроизводства, технология коммуникативных взаимодействий, возможности ИС (информационных систем).
Такое тщательное описание функций и их элементов объясняется потребностью работодателей в документах, на которые можно опереться при составлении инструкций и иных документов по персоналу.
В четвёртом разделе дан список организаций-разработчиков этого документа.
Профессиональный стандарт «Руководитель проектов в области информационных технологий» описывает уровень знаний, умений и практического опыта специалистов для соответствия занимаемой должности.
Данный документ прошел регистрацию в Минюсте РФ под № 35117 от
18.11.2014 года и применяется в области менеджмента IT-проектов для эффективного достижения целей в рамках, утвержденных заказчиками требований.
Повышение квалификации руководителей проектов в области информационных технологий направлено на определение соответствия работников занимаемым должностям и помогает устранить пробелы в имеющихся у специалистов знаниях.
Обучение по профстандарту руководителя проектов в области информационных технологий предполагает, что должностное лицо в полной

6 мере владеет:

основами конфигурационного управления;

анализом входных данных;

работой с системами контроля версий;

навыками составления отчетности о статусе и записи базовых элементов конфигурации ИС, дефектах, запросах на изменение, проблемах и т.д
Для успешной интеграции информационных систем планирования с управленческими процедурами и организационной структурой необходима работа проектного менеджера. С помощью применения современных научных технологий и методов достигаются оптимальные результаты по стоимости, качеству и времени, а также удовлетворению интересов всех участников проекта. Функции, выполняемые проектным менеджером, позволяют реализовать специальные задачи внутри предприятия, организовав процесс таким образом, что не оказывается отрицательное воздействие на исходные производственные задачи.
Использование проектных методов демонстрирует переход организации к современным структурам управления, саморегулирующимся организационным структурам, самоуправляемым командам и другим новым управленческим решениям. В функционал проектного менеджера входят такие задачи, как:

разработка и подготовка к производству новых видов изделий;

строительство и реконструкция;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

разработка программных продуктов и т.п.
Для характеристики квалификации необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности применяют профессиональный стандарт. Профессиональные стандарты должности проектного менеджера утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 № 893н и представлены в стандарте Руководителя проектов в области информационных


7 технологий.
Согласно стандарту основной целью работы менеджера проектов в области ИТ является планирование, организация исполнения, контроль и анализ отклонений для эффективного достижения целей проекта в рамках утвержденных заказчиком требований, бюджета и сроков.
Также представлен достаточно широкий список трудовых функций.
Рассмотрим основные функции, применяемые непосредственно на практике в компании.
Таблица 1 – Трудовые функции руководителя проектов в области информационных технологий
Наименование трудовой функции
Содержание трудовой функции
Управление проектами в области
ИТ на основе полученных планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров
Ведение отчетности по статусу конфигурации ИС в соответствии с полученным планом
Аудит конфигураций ИС в соответствии с полученным планом
Мониторинг выполнения договоров в проектах в области ИТ в соответствии с полученным планом
Согласование документации в соответствии с установленными регламентами
Планирование проекта в соответствии с полученным заданием
Мониторинг и управление работами проекта в соответствии с установленными регламентами
Идентификация заинтересованных сторон проекта в области ИТ в соответствии с полученным заданием
Распространение информации в проектах в области
ИТ в соответствии с полученным заданием
Управление проектами в области
ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
Ведение отчетности по статусу конфигурации ИС
Управление выпуском и поставкой в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ
Планирование управления договорами в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ
Закрытие договоров в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ
Согласование и утверждение документации
Управление хранением документации
Подготовка предложений по методам повышения эффективности системы управления проектами
Анализ рисков в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ
Мониторинг и управление рисками в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ
Управление проектами в области
Организационное и методологическое обеспечение

8
ИТ любого масштаба в условиях высокой неопределенности, вызываемой запросами на изменения и рисками, и с учетом влияния организационного окружения проекта; разработка новых инструментов и методов управления проектами в области
ИТ
идентификации конфигурации ИС
Анализ запросов на изменение в проектах любого уровня сложности в области ИТ
Мониторинг и управление договорами в проектах любого уровня сложности в области ИТ
Организационное и методологическое обеспечение регистрации запросов заказчика в проектах любого уровня сложности в области ИТ
Планирование в проектах любого уровня сложности в области ИТ
Выбор поставщиков в проектах любого уровня сложности в области ИТ
Исполнение закупок в проектах любого уровня сложности в области ИТ
Закрытие закупок в проектах любого уровня сложности в области ИТ
Приемо-сдаточные испытания (валидация) в проектах любого уровня сложности в области ИТ
В таблице 1 представлены трудовые функции уровней 6-8. Данные квалификации предполагают самостоятельную деятельность, определение стратегии и управление процессами, а также ответственность за результаты деятельность крупных организаций и отрасли.
В соответствии с профстандартом также имеются требования к опыту практической работы: рекомендуется работа по профессиям «системный аналитик» и/или «архитектор программного обеспечения» не менее одного года, а также работа руководителем проектов в области ИТ предыдущего уровня квалификации в течение двух лет. Также есть дополнительные характеристики к должности сотрудника для выполнения работы. К ним относятся базовые группы, должности:

Руководители подразделений (служб) компьютерного обеспечения

Информационные технологии

Прикладная математика и информатика

Бизнес-информатика

Прикладная информатика

Информатика и вычислительная техника

Информационные системы
Из представленных функций можно сделать вывод, что проектный


9 менеджер должен также обладать навыками и знаниями в информационной сфере и управлении персоналом.
Проект-менеджер выполняет следующие должностные обязанности:

Разрабатывает и согласовывает с руководителем проекта, кураторами проектов концепции, цели и основные этапы проектов.

Готовит планы расходов, доходов, движения денежных средств проектов.

Ведет документацию по проектам.

Участвует в управлении расходами денежных средств по проектам в соответствии с бюджетами движения денежных средств.

Организует реализацию проектов в соответствии с планом работ.

Готовит и ведет презентации проектов.

Готовит и вносит изменения в проекты.

Выполняет проекты в согласованные сроки, в рамках выделенного бюджета и с требуемым уровнем качества.

Координирует работы участников проектных групп.

Контролирует качество выполнения работ по проектам.

Корректирует план-график и бюджет проектов и согласует изменения с кураторами проектов.

Инициирует проведение совещаний и их планирование по ходу выполнения проектов.

Формирует и согласует промежуточные и итоговые отчеты по проектам с руководителем проекта и представляет промежуточные и итоговые отчеты кураторам проектов.
Менеджер проекта относится к категории специалистов. Назначение на должность менеджера проекта и освобождение от нее производится приказом генерального директора организации по представлению менеджера по персоналу. Менеджер проекта подчиняется непосредственно руководителю проектов.
На время отсутствия проект-менеджера его обязанности выполняет

10 другой специалист, назначенный приказом генерального директора организации, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
На должность проект-менеджера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование с опытом работы в аналогичной должности не менее одного года.
Менеджер проекта руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— уставом организации, правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами организации;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
Функции, входящие в профстандарт должности специалист по управлению персоналом.
Таблица 2 – Трудовые функции специалиста по управлению персоналом
Наименование трудовой функции
Содержание трудовой функции
Документационное обеспечение работы с персоналом
Ведение организационной и распорядительной документации по персоналу
Ведение документации по учету и движению кадров
Деятельность по обеспечению персоналом
Сбор информации о потребностях организации в персонале
Администрирование процессов и документооборота обеспечения персоналом
Деятельность по оценке и аттестации персонала
Организация и проведение оценки персонала
Организация и проведение аттестации персонала
Администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала
Деятельность по развитию персонала
Организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала
Организация адаптации и стажировки персонала
Администрирование процессов и документооборота по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала
Деятельность по организации труда и оплаты персонала
Организация оплаты труда персонала
Стратегическое управление персоналом организации
Разработка системы стратегического управления персоналом организации
Реализация системы стратегического управления персоналом организации


11
Также рассмотрим трудовые функции должности программиста.
Таблица 3 – Трудовые функции должности программиста
Наименование трудовой функции
Содержание трудовой функции
Разработка и отладка программного кода
Формализация и алгоритмизация поставленных задач
Оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями
Проверка и отладка программного кода
Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения
Разработка тестовых наборов данных
Рефакторинг и оптимизация программного кода
Интеграция программных модулей и компонент и верификация выпусков программного продукта
Разработка процедур интеграции программных модулей
Разработка требований и проектирование программного обеспечения
Анализ требований к программному обеспечению
Проектирование программного обеспечения

12
2. Конкретизация выявленного круга профессиональных задач с
учетом спецификации функционирования организаций банковского
сектора
Выступая одновременно руководителем и участником рабочего процесса, менеджер проекта реализует бизнес-идеи, сопровождая проект от стадии разработки концепции до заключительной презентации.
В общем и целом, основными функциями менеджеров проектов являются:

Осуществление полноценного руководства процессом;

Выполнение связующей роли между командой и заказчиком;

Расшифровка для проектной команды узкоспециального языка ТЗ;

Контроль финансового сопровождения проекта в полном объеме.
От менеджера широкого профиля проектный менеджер отличается способностью решать одновременно несколько разноплановых задач, находить нужное решение в условиях минимального дедлайна, маневрировать, предвидеть и предотвращать возможные риски на пути к реализации проекта.
Наряду с основным функционалом, проектному менеджеру приходится привлекать свои коммуникационные способности: мотивировать специалистов, сглаживать возникающие конфликтные ситуации, добиваясь создания комфортной среды как внутри команды, так и вокруг нее. В особых случаях – общаться с заказчиком для корректировки его ожиданий.

13
Рис. 1 Чем управляет проектный менеджер
Проектный менеджер должен иметь в профессиональном багаже следующие навыки:

Способность к планированию, разделению большого проекта на несколько мелких для выполнения конкретных задач в оговоренные сроки.

Понимание сущности ресурсного менеджмента – какие резервы понадобятся, и как их получить, чтобы реализовать проект.

Умение управлять рисками: предвидеть возможное развитие событий и принять меры для предотвращения возникновения проблемы.

Понимание потребностей клиента/заказчика.

Готовность к аналитической работе различного уровня и направленности.
Управление проектами
Управление интеграционными процессами:
Разработка плана проекта
Исполнение плана проекта
Общее управление изменениями
Управление содержанием проекта:
Инициация
Планирование цепей
Декомпозиция цепей
Подтверждение цепей
Управление изменениями цепей
Управление временем:
Определение состава операций
Определение последовательности операций
Оценка деятельности операций
Составление расписания исполнения проекта
Контроль расписания
Управление стоимостью:
Планирование ресурсов
Оценка стоимости
Разработка бюджета
Контроль стоимости, контроль затрат, расходов по проекту
Управление качеством проекта:
Планирование качества
Подтверждение качества
Контроль качества
Управление рисками проекта:
Идентификация рисков
Оценка рисков
Разработка реагирования
Управление реагированием
Управление взаимодействиями и информационными связями проекта:
Планирование взаимодействия
Распределение информации
Исполнительская отчетность
Административное завершение
Управление персоналом:
Планирование организации
Назначение персонала
Развитие команды проекта
Управление контрактами:
Планирование закупок
Планирование предложений
Получение предложений
Выбор поставщиков
Управление контрактами
Закрытие контрактов