Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.01. Дошкольное образование

Дисциплина: Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

Самостоятельная работа № 1.4.

Выполнила:

Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна

Преподаватель: Савченко Виктория Андреевна

Пермь-2023г.

Задание 1. А) Проведите диагностику детского коллектива с целью выявления его социометрической структуры по предложенной методике.

Методика изучения межличностных отношений дошкольников «Секрет» Т.А. Репиной

Цель: изучение межличностных отношений.

В эксперимент могут быть включены дети с 4 лет. Работа проводится со всеми детьми группы. С каждым ребенком индивидуально, в отсутствие других детей. Непременное условие – ребенок не должен после эксперимента встречаться с теми детьми, которые в нем не участвовали.

Эксперимент проводится старшим воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с другим воспитателем находятся в групповой комнате. Экспериментатор приглашает одного из детей группы в раздевалку, предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки в количестве трех штук.

Материал: по 3 переводные картинки (открытки) для каждого ребенка. На обратной стороне ставится номер ребенка по списку.

Перед началом эксперимента ребенку дается инструкция: «Сейчас я дам тебе 3 картинки. Ты можешь их подарить тем детям, которым хочешь, только каждому по одной».

Ребенок получает картинки, экспериментатор спрашивает, какая из 3 картинок ему больше нравится, затем – какая их двух. «Подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики. Почему ты подарил картинку … (имя ребенка)?» В протоколе фиксируется номер выбора, имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку, мотивы выбора.

После окончания эксперимента детям
, не получившим картинок от товарищей, экспериментатор должен сам их положить.

Ответ:

Таблица 1

Форма протокола



Имя, возраст ребенка

Выборы, обоснования

1выбор

2 выбор

3 выбор




Максим К., 5 лет 1 мес.

Кирилл А. добрый

Василиса В. дарит мне картинки

Мария С.приносит конфеты




Таня Н., 5 лет 3 мес.

 Даня Ш. красивый

 Ева Г.дарит игрушки

 Алиса А.меня защищает

Имя и возраст детей вносятся в протокол перед началом эксперимента.

Для обработки экспериментальных данных составляется социометрическая матрица.

Таблица 2
Социометрическая матрица



Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

1

Надя М.

 

 

+

 

+

+

2

Даня Ш.

+

 

 

+

+

 

3

Таня Н.

+

+

 

 

 

+

4

Арина Д.

 

 

+

 

+

+

5

Вадим Р.

 

+

+

+

 

 

6

Артём И.

 

+

 

+

+

 

Всего выборов

2

3

3

3

4

3

Статусная группа

III 

II

II

II

II

II

В том числе взаимных




















Число выборов, полученных каждым ребенком, характеризует его положение в системе личностных отношений – социометрический статус. Выделяют 4 статусные группы детей:

I – «звезды» (5 и более выборов);

II – «предпочитаемые» (3-4 выбора);

III – «оттесненные» (1-2 выбора),

IV – «изолированные» (нет выборов).

Дети последних двух групп имеют неблагоприятный социометрический статус.

Выполняется анализ мотивов выборов: подсчитывается количество мотивировок, которые можно отнести к следующим группам:

1 тип – общее положительное эмоциональное отношение без достаточного осознания (нравится, хороший);

2 тип – положительные качества: внешние качества, качества, обеспечивающие успешность деятельности, нравственные качества;

3 тип – интерес к совместной деятельности;

4 тип – дружеские отношения.

Преобладающий тип мотивов характеризует ценностные ориентации детской группы.

Качественный анализ показателей предполагает ответы на следующие вопросы:

1) почему одни дети получили много выборов, а другие – нет (личностные качества ребенка, общественное мнение группы, определенное отношение воспитателю к этому ребенку и т.д.);

2) что обеспечивает ребенку определенное место в структуре межличностных отношений группы (анализ мотивировок выборов наиболее популярных детей);

3) какие качества (добрый, хороший и т.д.) и формы поведения (дерется, делится игрушками и т.д.) дети осознают как наиболее важные, что в товарищах ценят, что осуждают. 

Б) По результатам проведенного исследования дайте характеристику межличностных отношений в группе, определите возможные причины неблагополучия в отношениях детей. 

Ответ:

В результате социометрического исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с целью изучения межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

Статусные категории каждого ребенка. В итоге: "звезды" - 0 человек, "предпочитаемые" - 5 человек, "оттеснённые" - 1 человек и ", изолированные" - 0 человек.

Задание 2. На основе полученных результатов диагностики межличностных отношений в группе определите основные направления дальнейшей работы по формированию взаимоотношений в детском коллективе.

Ответ:

Уровень благополучия взаимоотношений - 61%. Мы получили низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество детей имеет неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ - 28%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 - 2 человека. Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе (старший дошкольный возраст).
Коэффициент удовлетворенности дошкольников своими взаимоотношениями (КУ) - 46%. Также мы определили КУ каждого отдельного ребенка группы и получили следующие результаты: в первую (высшую) группу КУ входят 2 человека, во вторую группу КУ - 7 человек, в третью группу КУ входят 4 человека и в четвертую группу - 16 человек.
Из условного распределения детей на группы мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) - 4%, т.е. данную группу можно считать благополучной, статусную категорию "не принятые" имеет один ребенок.
Выяснили, каким образом дети мотивировали свои выборы. Например дети, у которых были взаимные выборы с Юлей С. (" 1 " статусная группа, "звезды") на вопрос "Почему ты в первую очередь решил(-а) подарить картинку Юле", - ответили следующим образом: девочки: "Она моя самая хорошая подружка.., с ней интересно играть...", мальчики отвечают: " Она хорошая, нравится.., она красивая..."
Тогда детям задавали следующий вопрос: "Если бы у тебя было много картинок ,но одному ребенку из группы не хватило, кому бы ты не дал картинку и почему..." Дети отвечают, например: "Он (-а) всегда дерется...", "Толкается...", "Жадная..." и т.д.
Поэтому, у девочек, например, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком. Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней.
При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников данной группы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков. По данным социограммы мы выявили такой характер связи как взаимная симпатия (мальчик и девочка находятся в " 1 " статусной категории, "звезды"). Также наблюдаются явления "неразделенной любви" (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).

При проведении аутосоциометрического исследования мы получили результаты по количеству ожидаемых выборов и по количеству оправдавшихся выборов и получили коэффициент осознанности отношений (КО). Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 27%.
Таким образом, у детей общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.

Список использованной литературы.

  1. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2023

  2.  Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 

  3. Белкина, В. Н Детская психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 

  4. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. 

  5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020.