Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.01. Дошкольное образование
Дисциплина: Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
Самостоятельная работа № 3.1.
Выполнила:
Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна
Преподаватель: Савченко Виктория Андреевна
Пермь-2023г.
Задание 1. Проведите диагностику коммуникативной компетентности двух детей дошкольного возраста по предложенной методике. Определите уровень коммуникативной компетентности каждого ребенка.
Методика изучения коммуникативной компетентности дошкольников «Картинки».
Цель: выявление коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками - умение понимать чувства других людей, встать на точку зрения другого человека, находить продуктивный выход из конфликтной ситуации.
Стимульный материал: изображение конфликтных проблемных ситуаций:
1) группа детей не принимает своего сверстника в игру;
2) девочка сломала у другой девочки ее куклу;
3) мальчик взял без спроса игрушку девочки;
4) мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Проведение исследования. Ребенок должен рассказать, что он видит и найти выход из этой ситуации с позиции обиженного персонажа.
Обработка результатов. Выделяют четыре варианта ответов:
- Агрессия («Всех прогоню»; «Побью»; «Расстреляю»; «Покусаю») — 0 баллов.
- Уход от ситуации, обращение за помощью («Не знаю, что делать»; «Пожалуюсь маме»; «Обижусь») — 1 балл.
- Вербальное воздействие («Я попрошу, чтобы они так не делали»; «Уговорю, чтобы вернули»; «Скажу, что так нельзя»; «Объясню как надо») — 2 балла.
- Бесконфликтное решение в пользу других («Построю еще один домик, он случайно сломал»; «Не буду мешать») — 2 балла.
Уровень коммуникативной компетентности определяется по следующей шкале:
Высокий уровень — 7-8 баллов.
Средний уровень — 4-7 баллов.
Низкий уровень — 0-4 балла.
Ответ:
Детям показывала картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж. Набор картинок выбирался в соответствии с полом ребёнка – для мальчиков – с обиженным мальчиком, для девочек – с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно. Перед исследование дала инструкцию.
Инструкция:
1) «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?». Ответ ребёнка фиксируется в протоколе.
2) Если ребёнок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задаётся следующий вопрос: «Чтобы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.
Ответы детей заносила в протокол.
По результатом опроса Мария набрала 6 баллов- это соответствует среднему уровню, Кирилл набрал 7 баллов, это средний уровень, но уже ближе к высокому.
Задание 2. Разработайте наглядные материалы для родителей (законных представителей) на тему: «Трудности в общении детей со сверстниками: виды, причины и рекомендации по коррекции».
Ответ:
Трудности в общении детей со сверстниками.
Мир ребенка не ограничивается семьей. Значимые для него люди – это другие дети, сверстники. И по мере взросления все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой семье разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в младшем школьном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.
Имеются некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных умений и навыков. Причинами нелюдимости являются:
1.Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает неинтересно общаться со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми старше себя или взрослыми.
2.Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.
3.Ребенку достаточно общения в своей многочисленной семье.
4.У ребенка высокий уровень тревожности.
5. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.
Существуют основные модели ролевого поведения ребенка в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
-
«Клоун» - ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для поднятия своего авторитета ребёнок начинает паясничать. Его девиз «Пусть смеются, зато я в центре внимания». -
«Добрая фея» - ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он приносит жвачку, игрушки, конфеты и т.п. Через такое приношение ребенок чувствует себя нужным. -
«Изгой» - ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток. -
«Ябеда» - ребенок с повышенной импульсивностью старается быть «хорошим» на фоне «плохого» ребенка.
Как родителям помочь ребенку с трудностями в общении?
♦Обратите внимания на то, как строятся отношения между членами семьи, ведь, первые навыки общения ребенок получает дома.
♦Помогите ребенку сформировать уверенность в себе, стимулируйте его к общению, в том числе и с незнакомыми людьми.
♦Формируйте положительное отношение к сверстникам.
♦Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Не навешивайте на него ярлыков ("ты - неуклюжий", "ты - невнимательный"). Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
♦Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
♦Не забывайте мотивировать действия ребенка словами, объятиями, улыбкой, походами в интересные для ребенка места, новой игрушкой и т.п.
♦ Не обсуждайте и не осуждайте в присутствии ребенка тех, по вашему мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.
♦ Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей.
Главное, о чем стоит всегда помнить родителям - нельзя проявлять невнимание и запускать проблему ребёнка, в надежде что все "само образуется". Чем раньше мама и папа возьмут ситуацию под контроль - тем легче и быстрее придут результаты коррекционной работы. Любовь и поддержка самых близких людей и помощь профессионалов - залог успеха в решении проблем общения.
Задание 3. Разработайте рекомендации для педагогов по работе с импульсивными детьми дошкольного возраста.
Ответ:
Причины детской импульсивности обусловлены.
-
Генетическими факторами; -
Биологическими факторами; -
Психосоциальными факторами.
Особенности поведения импульсивного ребёнка:
-
Низкая устойчивость внимания, повышенная отвлекаемость; -
Негативные переживания, неадекватная самооценка ребёнка; -
Эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся в эмоциональном возбуждении; -
Суетливость, неумение доводить начатое до конца; -
Неадекватный уровень притязания ребёнка; -
Импульсивный ребёнок не видит разницы между собой и взрослым. -
Не может выполнить правила.
Рекомендации педагогам и родителям.
-
Создайте для ребёнка спокойную атмосферу безопасности, понимания и принятия; -
Спланируйте для ребёнка режим дня, помогайте ему соблюдать его; -
Объясняйте ребёнку что есть хорошо, а что плохо; -
Поощряйте ребёнка во всех случаях когда он старался быть сдержанным; -
Давайте ребёнку короткие и конкретные поручения; -
Заранее обсуждайте с ребёнком правила поведение в той или иной ситуации; -
Развивайте в ребёнке рефлексивные действия – обдуманные действия, учитывающие точку зрения окружающих; -
Импульсивные дети слишком быстро, торопливо принимают решения. Поэтому замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания действий про себя; -
Играйте с ребёнком в игры, направленные на развитие внимания, коммуникативных навыков. Играйте в подвижные игры с правилами. -
Развивайте доброжелательное отношение к сверстникам, уважительное отношение к взрослым. Контролируйте выполнение правил.
Список использованной литературы.
1.Дьяченко О.М., Булычева А.И., Лаврентьева Т.Е. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: А.П.О., 2006г.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. - М., 1966.
3. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988.
4. Игра дошкольника /под редакцией С. Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989 г.
5. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. Киров, Информационный центр, кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991 г.
6. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2023г.