Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.01. Дошкольное образование

Дисциплина: Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

Самостоятельная работа № 3.1.

Выполнила:

Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна

Преподаватель: Савченко Виктория Андреевна

Пермь-2023г.

Задание 1. Проведите диагностику коммуникативной компетентности двух детей дошкольного возраста по предложенной методике. Определите уровень коммуникативной компетентности каждого ребенка.

Методика изучения коммуникативной компетентности дошкольников «Картинки».

Цель: выявление коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками - умение понимать чувства других людей, встать на точку зрения другого человека, находить продуктивный выход из конфликтной ситуации.

Стимульный материал: изображение конфликтных проблемных ситуаций:

1) группа детей не принимает своего сверстника в игру;

2) девочка сломала у другой девочки ее куклу;

3) мальчик взял без спроса игрушку девочки;

4) мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Проведение исследования. Ребенок должен рассказать, что он видит и найти выход из этой ситуации с позиции обиженного персонажа.

Обработка результатов. Выделяют четыре варианта ответов:

- Агрессия («Всех прогоню»; «Побью»; «Расстреляю»; «Покусаю») — 0 баллов.

- Уход от ситуации, обращение за помощью («Не знаю, что делать»; «Пожалуюсь маме»; «Обижусь») — 1 балл.

- Вербальное воздействие («Я попрошу, чтобы они так не делали»; «Уговорю, чтобы вернули»; «Скажу, что так нельзя»; «Объясню как надо») — 2 балла.

- Бесконфликтное решение в пользу других («Построю еще один домик, он случайно сломал»; «Не буду мешать») — 2 балла.

Уровень коммуникативной компетентности определяется по следующей шкале:

Высокий уровень — 7-8 баллов.

Средний уровень — 4-7 баллов.

Низкий уровень — 0-4 балла.


Ответ:

Детям показывала картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж. Набор картинок выбирался в соответствии с полом ребёнка – для мальчиков – с обиженным мальчиком, для девочек – с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно. Перед исследование дала инструкцию.

Инструкция:

1) «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?». Ответ ребёнка фиксируется в протоколе.

2) Если ребёнок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задаётся следующий вопрос: «Чтобы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.

Ответы детей заносила в протокол.

По результатом опроса Мария набрала 6 баллов- это соответствует среднему уровню, Кирилл набрал 7 баллов, это средний уровень, но уже ближе к высокому.

Задание 2. Разработайте наглядные материалы для родителей (законных представителей) на тему: «Трудности в общении детей со сверстниками: виды, причины и рекомендации по коррекции». 

Ответ:

Трудности в общении детей со сверстниками.

Мир ребенка не ограничивается семьей. Значимые для него люди – это другие дети, сверстники. И по мере взросления все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой семье разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в младшем школьном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.



Имеются некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных умений и навыков. Причинами нелюдимости являются:

1.Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает неинтересно общаться со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми старше себя или взрослыми.

2.Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.

3.Ребенку достаточно общения в своей многочисленной семье.

4.У ребенка высокий уровень тревожности.

5. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.

Существуют основные модели ролевого поведения ребенка в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

  • «Клоун» - ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для  поднятия своего авторитета ребёнок начинает паясничать. Его девиз «Пусть смеются, зато я в центре внимания».

  • «Добрая фея» - ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он приносит жвачку, игрушки, конфеты и т.п. Через такое приношение ребенок чувствует себя нужным.

  • «Изгой» - ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.

  • «Ябеда» - ребенок с повышенной импульсивностью старается быть «хорошим» на фоне «плохого» ребенка.

                                                                                     

Как родителям помочь ребенку с трудностями в общении?
♦Обратите внимания на то, как строятся отношения между членами семьи, ведь, первые навыки общения ребенок получает дома.

♦Помогите ребенку сформировать уверенность в себе, стимулируйте его к общению, в том числе и с незнакомыми людьми.


♦Формируйте положительное отношение к сверстникам.

♦Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Не навешивайте на него ярлыков ("ты - неуклюжий", "ты - невнимательный"). Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

♦Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

♦Не забывайте мотивировать действия ребенка словами, объятиями, улыбкой, походами в интересные для ребенка места, новой игрушкой и т.п.

♦ Не обсуждайте и не осуждайте в присутствии ребенка тех, по вашему мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.

♦ Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей.

Главное, о чем стоит всегда помнить родителям - нельзя проявлять невнимание и запускать проблему ребёнка, в надежде что все "само образуется". Чем раньше мама и папа возьмут ситуацию под контроль - тем легче и быстрее придут результаты коррекционной работы. Любовь и поддержка самых близких людей и помощь профессионалов - залог успеха в решении проблем общения.
Задание 3. Разработайте рекомендации для педагогов по работе с импульсивными детьми дошкольного возраста.

Ответ:

Причины детской импульсивности обусловлены.

  • Генетическими факторами;

  • Биологическими факторами;

  • Психосоциальными факторами.

Особенности поведения импульсивного ребёнка:

  • Низкая устойчивость внимания, повышенная отвлекаемость;

  • Негативные переживания, неадекватная самооценка ребёнка;

  • Эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся в эмоциональном возбуждении;

  • Суетливость, неумение доводить начатое до конца;

  • Неадекватный уровень притязания ребёнка;

  • Импульсивный ребёнок не видит разницы между собой и взрослым.

  • Не может выполнить правила.


Рекомендации педагогам и родителям.

  • Создайте для ребёнка спокойную атмосферу безопасности, понимания и принятия;

  • Спланируйте для ребёнка режим дня, помогайте ему соблюдать его;

  • Объясняйте ребёнку что есть хорошо, а что плохо;

  • Поощряйте ребёнка во всех случаях когда он старался быть сдержанным;

  • Давайте ребёнку короткие и конкретные поручения;

  • Заранее обсуждайте с ребёнком правила поведение в той или иной ситуации;

  • Развивайте в ребёнке рефлексивные действия – обдуманные действия, учитывающие точку зрения окружающих;

  • Импульсивные дети слишком быстро, торопливо принимают решения. Поэтому замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания действий про себя;

  • Играйте с ребёнком в игры, направленные на развитие внимания, коммуникативных навыков. Играйте в подвижные игры с правилами.

  • Развивайте доброжелательное отношение к сверстникам, уважительное отношение к взрослым. Контролируйте выполнение правил.


Список использованной литературы.

1.Дьяченко О.М., Булычева А.И., Лаврентьева Т.Е.  Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: А.П.О., 2006г.

 2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. - М., 1966.

3. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988.

4. Игра дошкольника /под редакцией С. Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989 г.

 5. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. Киров, Информационный центр, кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991 г.

6. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2023г.