Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему:
«Древнерусское право»
Сеничкина Александра Сергеевна
БИФ КемГУ, группа ЮЗ-221,
1 курс
2023
Содержание:
-
Введение -
Формирование древнерусского права -
Источники древнерусского права -
Заключение -
Список литературы
Введение
Формирование светского права Древней Руси было длительным процессом- это были, как правило, правовые системы, предназначенные для правового урегулирования всей совокупности правовых отношений и социально-экономических в каждом племени или союзе племен. Его истоки ведут к племенным Истинам Восточных славян. Ко второй половине XIX века в Среднем Поднепровье русской земле произошло объединение Правд этих племен, сходных по составу и социальному характеру, в русское Право, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Этой системой права руководствовались в судебной практике Великие Киевские князья и подконтрольные им княжеские и местные общинные суды. Переворот, произведенный в Древнерусском обществе, праве христианском и византийским правом, сказался прежде всего на положении церкви и церковного народа. Это описано в церковных уставах, принятых русскими князьями, дошедших до нас: Уставе князя Владимира; Уставе князя Ярослава; Уставах новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Княжеское законодательство, как источник права появилось на Руси в X веке- оно внесло изменения в действующее уголовное, семейное и финансовое право.
Целью работы является: обзор всех источников древнерусского права и краткая характеристика каждого.
Формирование древнерусского права
Государство давало Церкви "десятину" со всех собранных податей, что фиксировалось в уставах. Составляющими "десятины" являются отчисления от различных видов дани, придворных платежей и торговых пошлин.
Он также предусматривал церковный судебный иммунитет и определял пределы церковной судебной юрисдикции: в круге лиц, на которых она распространялась, и в круге дел, рассматриваемых церковными судами.
Можно отметить, что после принятия Русью христианства византийское влияние усилилось не только в сфере культурной и религиозной, но и в правовой.
Влияние византийского церковного права было особенно сильным. Церковь Русская приняла кодексы церковного права- принципы и нормы которых были приняты не только в области самой церковной жизни, но и в административной практике, судебной и в области государственного законодательства.
В Своде законов патриарха Иоанна Схоластика были налажены церковные правила, установленные поместными и вселенскими соборами церкви, а также царские государственные законы о Церкви. Гражданские и церковные указы во многих сборниках объединялись между собой сходством содержания- такие книги назывались Номоканонами.
В конце IX века наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно с церковными правилами были отобраны комментарии и статьи к ним из Новелл и Кодекса императора Юстиниана.
Оба сборника (Номоканон и Кодекс) появились на Руси в XI-XII веках, получив название Лоцманской книги. Перевод Номоканона был сделан святым Мефодием- просветителем славян в IX веке.
Болгарское право суда народа, составленное из различных византийских источников, также показало значительное влияние на усвоение церковного законодательства на Руси.
В XII-XIII вв. в основной текст Номоканона постепенно добавляются новые источники церковного и канонического права.
Хотелось бы отметить, что в XIII веке была образована путем компиляции многочисленных источников церковного права- новая Кормчая книга митрополита Кирилла II. Наряду с церковными правилами, в Книге содержались имперские романы и законы. Как церковные, так и гражданские законы, содержащиеся в византийских церковных книгах, воспринимались русским правом избирательно, с оговорками по отношению к местным национальным условиям.
Источники древнерусского права
Древнерусское Киевское государство стало важнейшей вехой в истории народов нашей страны и ее соседей в Азии и Европе. Древняя Русь стала крупнейшим европейским государством для своего времени. Площадь его составляла более 1 миллиона км 2, а население составляло 4,5 миллиона человек. И конечно же это повлияло на судьбу мирового исторического процесса.
Также древнерусское государство, созданное древнерусским народом, было колыбелью трех крупнейших славянских народов- белорусов, украинцев и великороссов.
С самого начала Киевская Русь была многонациональным государством. Вошедшие в нее народы далее продолжали свое развитие в составе других славянских государств, ставших преемниками Древней Руси. Одни из них ассимилировались, добровольно утратив свою этническую самостоятельность, другие сохранились до наших дней.
Древнейший источник права-обычай. Когда обычай разрешается государственной властью (а не только традицией, мнением)- он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать, как в устной, так и в письменной форме.
В Древней Руси основным источником права был- обычай, право еще не получило достаточного развития, и как переходная форма от обычая к праву возникло договорное право, регулировавшее отношения, не охватываемые обычным правом.
В IX-X веках на Руси не существовало рукописных сборников обычного права. Его нормы использовались устно при заключении сделок и осуществлении судебных действий, широко использовались священные формулы и символы.
Наиболее ранними письменными памятниками Русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 года). Тексты содержат нормы византийского и русского права, принадлежащие международному, процессуальному, торговому и уголовному праву.
Они ссылаются на "Русское право", которое, прежде всего, представляло собой свод устных норм обычного права.
В договорах упоминалась смертная казнь (она не упоминается в Русской правде), регламентировалось право найма, штрафы, оформление определенных товаров ("наволочек"), меры по отлову беглых рабов. В то же время договора предусматривали другие нормы обычного права и реализацию права кровной мести.
Итак, "Договорное право" начинает фиксироваться в письменном виде гораздо раньше обычного. Его нормы содержались в договорах Руси с Византией (X век), договорах со свободным Новгородом (XIII век)и межкняжеских договорах.
Некоторые исследователи оценивают первые договоры Руси с Византие, как опыт заимствования иностранного права и форму перехода от обычного права к законодательству.
Также договора содержали нормы международного частного, коммерческого, уголовного и гражданского права. Они определяли правовое положение воинов в Византии и русских купцов, торговые привилегии и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников, о праве Руси поступать на службу к византийскому императору, о выдаче преступников.
Нормы уголовного права (о кровной мести по русскому праву о смертной казни по греческому праву) содержатся в договорах 911 и 945 гг. Наказания за причинение вреда говориться в статье 5 Договора 911 года и статье 14 Договора 945 года, преступления против собственности (грабеж, кража и разбой)
Гражданское право включало нормы о наследовании по закону (для нисходящих и боковых родственников), по завещанию, о рабстве и взаимном обязательстве возвращать беглых рабов.
В Древней Руси обычай, как источник права имел решающее значение. В коллективном сознании той эпохи закрепилось убеждение: "Все, что было, следовательно, имеет право на существование". В этом суть правовой традиции.
Однако это не означает, что юридический обычай и традиция делают закон неподвижным и неизменным. По- другому говоря, устная форма обычного права не позволяла точно зафиксировать то или иное положение. Память недолговечна, устные показания это, как и устные приговоры и судебные решения, не фиксировались, и в процессе допускалось совершенно свободное толкование фактов.
Заключение договоров и получение согласия сторон спора часто выражалось жестами, произнесением священных слов или ритуальными действиями.
Носителями памяти о том или ином решении дела были живые люди, иногда для того, чтобы память о решении суда жила, как можно дольше, на суд приводили детей.
Я считаю, что приговоры и судебные решения выносятся в каждом конкретном случае в соответствии с конкретными обстоятельствами дела. Для тех, кто занимался тяжбами и проступками (боярин, князь, представитель общины и т. )-это занятие не было главным и они не были профессиональными судьями.
Однако в практике судебного процесса, основанной на обычае, сложились прецеденты, закрепленные повторением способов разрешения дел.
Разумеется, обычное право тоже оказало сильное влияние на формирование системы имущественных прав. Обращение обычая к прошлому, к непрекращающемуся факту или ситуации сделало важным фактическое право собственности, дав ему явное преимущество перед формальным правом собственности.
Это предпочтение было обусловлено безусловно, еще и тем, что установление формальных прав собственности в феодальной системе отношений было очень трудно, если не невозможно.
Действительно, к числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв. ), содержащие нормы о брачно- семейных отношениях, нравственности и семье, преступлениях против Церкви. Уставы определяли юрисдикцию церковных органов и судов. Изучая древнерусское государство, мы увидим, что существовала определенная форма раннефеодальной монархии, которая сохранялась потом ее преемниками в течение нескольких столетий.
Конечно, большое значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, сохранились до Московского государства. Они также были важны для прав соседних народов. С введением христианства на Руси
начало складываться каноническое право, основанное в основном на византийском законодательстве.
Вся совокупность законов и правовых обычаев создавала основу достаточно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, это было право-привилегия, то есть закон прямо предусматривал неравенство людей, принадлежащих к разным социальным группам.
Возникновение древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первоисточником ее были обычаи, о которых шла речь выше, они перешли в классовое общество из первобытнообщинного строя и теперь стали общим правом. Но с X века мы знаем и княжеское законодательство в котором особое значение имеют уставы Ярослава и Владимира Святославича, которые внесли важные новшества в уголовное, семейное и финансовое право.
Русская правда- важнейший памятник (источник) древнерусского права, сохранивший свое значение в последующие периоды истории, и не только для русского права. История Русской правды довольно сложная. Вопрос о времени возникновения его древнейшей части в науке является спорным. Некоторые авторы относят его даже к VII веку. Иногда большинство современных исследователей связывают Древнюю Истину с именем Ярослава Мудрого. Место публикации этой части "Русской правды" также спорно. Летопись указывает на Новгород, но многие авторы предполагают, что его создали в центре русской земли-Киеве.
Подлинный текст Русской правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине XI века значительно дополнили и изменили ее, создав так называемую Правду Ярославичей. Впоследствии объединенные книжниками Правда Ярослава и Правда Ярославича легли в основу так называемого Краткого издания Русской правды. Владимир Мономах произвел еще большую ревизию этого закона. В результате получилась длинная редакционная статья. В последующие столетия были созданы новые издания Русской правды, всего их было до шести. Все издания дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, разумеется, рукописных. В настоящее время таких списков "Русской правды" насчитывается более сотни. Им обычно присваиваются имена