ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ф КГМУ 4/3-04/01

ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007 г.



Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра Психологии, психиатрии и наркологии







ЛЕКЦИЯ




Тема: Организация наркологической помощи. Актуальные проблемы современной наркологии с позиции доказательной медицины


Дисциплина ««Неврология, психиатрия, наркология»


Специальность 051301 – Общая медицина


Курс V


Время (продолжительность) 1 час




















Караганда 2011 г.

Утверждена на методическом совещании кафедры

07.05 2011г. Протокол № 10

Заведующий кафедрой

психологии, психиатрии и наркологии

к.м.н., доцент М.Ю.Любченко














































Тема: Организация наркологической помощи.


  • Цель ознакомить студентов с организацией наркологической помощи

  • План лекции



1. организация наркологической помощи населению Республики Казахстан

2. Структура наркологической сети Казахстана

3 Регламентация деятельности наркологических учреждений Республики Казахстан

4.Амбулаторная и стационарная наркологическая помощь












































Тезисы лекции

Организация наркологической помощи населению Республики Казахстан

Организация наркологической помощи исходит из специфики данной дисциплины:

  • во-первых, для наркологических болезней характерно хроническое течение,

  • во-вторых, потенциальная или реальная опасность пациентов для себя или окружающих.

В связи с этим и особенностями организация наркологической помощи населению строится на принципах динамического наблюдения за больными и подразумевает наличие закрытых лечебных учреждений, в которых терапия сочетается с временной и вынужденной изоляцией больного.


На наркологическую службу возлагаются следующие задачи:


1.Оказание неотложной наркологической помощи

2.Осуществление консультативно-диагностической, психопрофилактической, социально-психологической и реабилитационной помощи во внебольничных и стационарных условиях

3. Проведение наркологической экспертизы

Наркоманию можно рассматривать как социальное «заразное» заболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп. Поэтому невозможно «изолированное» существование наркомана в среде - рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков [75, с.9]. 

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. 

Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на сохранение и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной сферы. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния наркопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.


Вторичная профилактика - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании. 

Третичная профилактика - реабилитация в тяжелых случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения. 

Необходимость первичной профилактики признается сегодня и врачами, и педагогами, и общественностью.

Однако организация и реализация различных форм профилактики химических зависимостей сталкиваются с целым рядом трудностей. Одна из важнейших проблем профилактики молодежной наркомании - консолидация усилий учреждений и ведомств, так или иначе имеющих к ней отношения

В настоящее время серьезность проблемы усугубляется быстротой и непредсказуемостью ее распространения, ростом объемов наркотических веществ на рынке, их доступностью, притоком синтетических психоактивных веществ и появлением практики одновременного злоупотребления несколькими веществами сразу. Вдыхание, глотание или курение наркотических веществ вытесняются эпидемией их инъецирования, что сопряжено с риском превышения смертельной дозы и скорой выработкой сильной зависимости. Наблюдается снижение возраста первого приобщения к наркотику. Среди школьников выросло число злоупотребляющих ингалянтами. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных наркотиками, затрагивают не только самих наркоманов, но и окружающих их людей и общество.Проблему, связанную со злоупотреблениями психоактивными веществами, необходимо рассматривать как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества в определенном социально-культурном контексте, при этом общество и культурная среда реагируют на это весьма противоречиво.


Наркозавасимость и алкоголизм в Республике Казахстан и Центрально – Азиатском регионе.

Количество вновь выявленных лиц, употребляющих наркотики за последние 10 лет (показатель первичной заболеваемости) выросло в 20 раз, обнаруживая стабильную тенденцию к росту. По данным официальной статистики первичная заболеваемость вследствие употребления психоактивных веществ в период с 1990 по 2000 г.г. увеличилась с 96,1 до 294,0 на 100 тысяч населения. В то же время следует учитывать, что официальные данные об учтенной болезненности и заболеваемости по профилю психологической зависимости от психоактивных веществ отражают лишь часть истинного положения в сфере распространения наркозависимости в данном регионе

Многолетний план ВОЗ по борьбе с потреблением алкоголя, основанный на 10 стратегиях подтвердивших эффективность:

  1. Информирование людей о последствиях потребления алкоголя для здоровья, семьи и общества и об эффективны мерах, которые могут быть приняты для предупреждения или сведения к минимуму ущерба, путем создания масштабных просветительных программ, начиная с раннего детства.

  2. Пропаганда общественной, частной и трудовой сред обитания, защищенных от несчастных случаев и других отрицательных последствий потребления алкоголя.

  3. Принятие и обеспечение выполнения законов, направленных на эффективное недопущение вождения в состоянии алкогольного опьянения.

  4. Укрепление здоровья путем контроля за наличием, например для молодежи, и воздействуя на ценообразование алкогольных напитков, например с помощью механизма налогообложения.

  5. Осуществление строгого контроля, признавая имеющиеся в некоторых странах запреты, за прямым и косвенным рекламированием алкогольных напитков и обеспечение того, чтобы никакая форма рекламирования не была направлена специально или конкретно на молодежь, например, путем увязывания алкоголя со спортивными событиями и мероприятиями.

  6. Обеспечение доступности эффективных служб лечения и реабилитации – с помощью получившего необходимую подготовку персонала для лиц с опасным или причиняющим ущерб и для членов их семей.

  7. Усиление морально – этической и юридической ответственности тех, кто причастен к сбыту или обслуживанию с предложением алкогольных напитков, обеспечение строгого контроля за безопасностью продукции, а также выполнение соответствующих мер, направленных на борьбу с противозаконным производством и продажей.

  8. Усиление способности общества решать связанные с алкоголем проблемы путем подготовки и обучения специалистов разных секторов, таких как здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение и судопроизводство, наряду с усиленем коммунально – общинного развития и руководства.

  9. Поддержка неправительственных организаций и движений самопомощи, способствующих укреплению здорового образа жизни – особенно тех, что стремятся предупредить или сократить связанный с алкоголем ущерб.


10) Создание на широкой основе алкогольных программ в странах с учетом настоящей Европейской Хартии по алкоголю; разработка ясных и четких задач и показателей конечных результатов; мониторинг достижений; а также обеспечение периодического обновления программ на основе оценки.

Согласно последним исследованиям ООН в настоящее время употребляют марихуану 142 млн.чел, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн., кокаин – 13,4 млн., героин и опиаты – 8 млн. человек. С начала 80-х гдов масштабы проблемы распространения наркозависимости в мире возросли, как минимум, в 3,5 раза. Абсолютное число наркопотребителей в Казахстане на период начала 2000 года составляло 165 – 186 тыс., при населении 14869021 человек (1,11 – 1,25%). За период (1991 – 2001 г.г.) распространение зависимости от психоактивных веществ обрело характер неуправляемого эпидемического процесса (рост общей наркологической заболеваемости в соотношении 5,75, по профилю алкогольной зависимости в 4,46, по профилю наркотической зависимости в 24,2 раза; рост общей наркологической болезненности в соотношении 1,73, по профилю алкогольной зависимости в 1,48 раза, по профилю наркотической зависимости в 11,03).

Масштабы распространения зависимости от психоактивных веществ среди населения Республики Казахстан в 2001 году достигли критического уровня: 4,8% от населения РК является зависимыми от ПАВ (1,7% - наркозависимыми, 3,1 – зависимыми от алкоголя).

Анализ общемировых тенденций развития системы наркологической помощи показывает, что:

  • система специализированной наркологической помощи все более смыкается с деятельностью других организаций, занятых в данной сфере и альтернативными социальными формами противодействия распространению алкоголизма и наркоманий;

  • организация, структура, кадровая специфика наркологической службы становятся все более разнообразными, гибкими, адекватными потребностям многих социальных групп;

  • ассортимент антинаркотических и антиалкогольных услуг, предоставляемых наркологическими учреждениями населению, значительно расширяется, при одновременном снижении степени обструкции, риска поражения в правах бщественного порицания наркозависимых;

  • первостепенная роль, в условиях многоуровневой, разнообразной и многопрофильной лечебно – реабилитационной деятельности, отводится эффективной координации и полноценному мониторингу проблемы распространения алкоголизма и наркозависимости.



1. Структура наркологической сети Казахстана

Структура наркологической сети Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Сеть наркологических учреждений республики (государственный сектор) представлена:

  • наркологическими диспансерами с амбулаторными и стационарными подразделениями;

  • специализированными лечебно-профилактическими учреждениями, осуществляющими принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркозависимостью;

  • наркологическими отделениями в психиатрических больницах и диспансерах;

  • наркологическими отделениями в городских и районных больницах;

  • наркологическими кабинетами и фельдшерскими пунктами в лечебных учреждениях, на предприятиях.








1.2. Наркологические учреждения негосударственного сектора

По данным на 2001 г. в Республике Казахстан действуют 34 наркологических учреждений негосударственного сектора: 4 стационара с общей мощностью до 120 мест и 30 амбулаторных учреждений.

Есть основания полагать, что данный перечень далеко не полный, так как учет такого рода учреждений должным образом не проводится, а статистическая отчетность не контролируется в связи с недоработанностью нормативной базы, регулирующей деятельность наркологических учреждений негосударственного сектора.


2. Регламентация деятельности наркологических учреждений Республики Казахстан

Регуляция деятельности государственных наркологических учреждений осуществляется посредством разработки, принятия и выполнения соответствующих приказов, положений Министерства здравоохранения РК.

Традиционные лечебно-диагностические практики, используемые в сети наркологических учреждений Республики Казахстан

Диагностика алкогольной и наркотической зависимости в основном осуществляется за счет использования:

  • клинико-психопатологических методов исследования (изучения особенностей анализа и психического состояния пациентов);

  • клинико-биохимического исследования крови;

  • токсикологических методов, определяющих наличие психоактивных веществ в средах организма;

  • патопсихологических исследовательских методик, определяющих особенности психической деятельности пациентов;

  • других диагностических методов, используемых для определения сопутствующей патологии внутренних органов, сосудистой системы, инфекций и т.д.


При установлении пациентам диагнозов алкогольной или наркотической зависимости используются критерии Международной Классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), четко определяющие перечень необходимых признаков – оснований для вынесения соответствующего диагноза

Диагностические указания:

Идентификация употребляемых психоактивных веществ осуществляется на основе заявления самого пациента, объективного анализа мочи, крови и т.д. или других данных (наличие у пациента наркотиков, клинические признаки и симптомы, сообщения из информированных третьих источников). Всегда желательно получить подобные данные более чем из одного источника.

Объективные (лабораторные) анализы дают наиболее очевидные доказательства употребления психоактивных веществ в настоящее время или в недавнем прошлом, хотя возможности этого метода ограничены по отношению к прошлому употреблению или уровню употребления в настоящем.

Многие пациенты употребляют более чем один тип психоактивных веществ, но диагноз расстройства должен быть установлен по отношению к отдельному психоактивному веществу или типу веществ, приведшему к существующему расстройству. При возникновении сомнений расстройство кодируется по веществу или его типу, злоупотребление которым случалось наиболее часто, в особенности в случаях постоянного или ежедневного употребления.


Только в случаях, когда система приема психоактивных веществ хаотична и неопределена или если последствия употребления различных психоактивных веществ неразделимо смешаны, следует использовать код F19.- (психические и поведенческие расстройства, вызванные одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ).

Злоупотребление непсихоактивными веществами, например слабительными, аспирином и другими, должно кодироваться F55.- (злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости) с 4-м знаком, указывающим на тип вещества.

Случаи, когда психические расстройства (в особенности делирий у престарелых) вызваны психоактивными веществами, но без признаков расстройств, описанных в данном разделе (например, употребление с вредными последствиями или синдром зависимости), должны кодироваться в F00-F09. Если делирий возникает на фоне одного из перечисленных расстройств, он должен кодироваться в F1x.3 или F1х.4.

Степень связи с алкоголем может определяться путем дополнительного кода из главы XX МКБ-10: Y90 (доказательство присутствия алкоголя путем анализа крови) или Y91 (доказательство присутствия алкоголя, определяемое уровнем интоксикации).



ПОЛОЖЕНИЕ


О ПОРЯДКЕ ДИСПАНСЕРНОГО УЧЕТА БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ,

НАРКОМАНИЯМИ, ТОКСИКОМАНИЯМИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ЛИЦАМИ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИМИ АЛКОГОЛЕМ,

ЗАМЕЧЕННЫМИ В НЕМЕДИЦИНСКОМ ПОТРЕБЛЕНИИ НАРКОТИЧЕСКИХ И

ДРУГИХ ОДУРМАНИВАЮЩИХ СРЕДСТВ БЕЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

ЗАБОЛЕВАНИЯ.


I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

  1. Диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).

  2. Порядок работы хозрасчетных наркологических амбулаторий (кабинетов) и (отделений) для анонимного лечения больных алкоголизмом определяются соответствующими нормативными актами Минздрава Республики Казахстан.

  3. За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту–группа риска),организуется профилактическое наблюдение.

  4. На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медкарта амбулаторного наркологического больного (Ф. №025-у) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психическими больными (Ф. № 030-2/у).

  5. Диспансерный учет больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляется по месту жительства в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях, только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава Республики Казахстан. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

  6. При установлении диагноза алкоголизма, наркомании, токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности). Аналогичная работа проводится с лицами , замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.