Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должны испытывать сочувствие к рабу, который пошел за ядом. Но тут возникает двоякое ощущение. Идя по приказу, раб как бы сам становится проводником несправедливости, помогает ей свершиться. Он мог бы отказаться, протестовать, но под гнетом собственного страха принимает уготованную участь. Зло существует, но оно не может исчезнуть, само собой. Нужно всегда противостоять ему, ведь лишь борьба приведет к достижению цели.

Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).

ОТВЕТ:
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

- Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно…


Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

- Эй, кто там?

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…

- Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

- Самовар. Хозяйка тут или служишь?

- Хозяйка, ваше превосходительство.

- Сама, значит, держишь?

- Так точно. Сама.

- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

- И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.

- Надежда! Ты?- сказал он торопливо.

- Я, Николай Алексеевич,- ответила она.

- Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог

подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

- Вроде этого… Боже мой, как странно!

- Что странно, сударь?

- Но все, все… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

- Мне господа вскоре после вас вольную дали.

- А где жила потом?

- Долго рассказывать, сударь.

- Замужем… не была?

- Нет, не была.

- Почему? При такой красоте, которую ты имела?

- Не могла я этого сделать.

- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

- Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.



- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

И. А. Бунин

Опорные вопросы для анализа текста

1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?

2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?

3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?

4. Что является главной темой произведения?

5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?

ОТВЕТ:

1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?

Своеобразие произведения заключается во включение писателем в повествование неожиданных резких концовок, трагичности и драматизме сюжета в сочетании с лиризмом в виде эмоций, переживаний и душевных терзаний.
2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?

Написано произведение «Тёмные аллеи» в жанре рассказа, так как в нём показан небольшой временно́й отрезок и минимальное количество героев.

Направление рассказа — реализм. Бунин хотел добиться максимально правдивого воссоздания реальной жизни. Читатели действительно могут поверить в то, что все события, описанные автором, могли произойти в реальной жизни.

3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?

В рассказе Темные аллеи он описывает историю об упущенной любви, весь рассказ пронизан ностальгическим и печальным настроением.

Довольно ярко описывается придорожная гостиница, которая отличается чистотой, уютностью и комфортом. Также колоритно описывается хозяйка этой гостиницы – женщина стойкая и мудрая.

4. Что является главной темой произведения?

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, Подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.


5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?

Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря. ... Главные герои – Николай Алексеевич – «стройный старик военный», у него «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами», и Надежда – «чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Прошло много лет с тех пор, когда они в последний раз виделись. Когда-то Николай Алексеевич был дворянином, а Надежда – служанкой. ... Тема рассказа «Тёмные аллеи» И.А.Бунина – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.
Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старую грусть.

Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет Голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

1918г.

Вопросы ля письменного анализа:

а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.

г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?

ОТВЕТ

1. В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

Композиция в произведении линейная. Стихотворение можно разделить на 4 части

- воспоминание о матери

- воспоминание об отце

- печаль о том, что расставание не скоро закончится

-сравнение самого поэта с кленом

2. Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях. В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его

развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери.


Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клен головой на меня похож”.

3. Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?

Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.

Произведение

Обоснование ответа

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В произведении изображена Отечественная война. Так же как и в произведении Шолохова, Толстой показывает нравственный путь главных героев.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В произведении изображена ВОВ. Главные герои этих двух текстов обретают смысл в ребенке. Финале общее то, что оба героя прошли через жестокие испытания, мучения, но не сдались, перетерпели все и нашли смысл жизни

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Автор описал события Крымской войны. Толстой говорит, как в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли. Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Автор рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди.

А. А. Блок «Двенадцать»

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее.