Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российский государственный социальный
университет
Рубежный контроль № 1
по дисциплине «История педагогики»
ФИО студента
Сергиевская Анастасия Алексеевна
Направление подготовки
Социальная педагогика: воспитатель, медиатор, тьютор
Группа
ПЕД-Б-0-З-2021-1_ДИСТАНТ
Москва 2023

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 1
Заполнить таблицу
«Известные отечественные педагоги»
(не менее 5 представителей)
№ п/п
ФИО
Годы жизни
Основной вклад в образование и педагогику (кратко)
1.
Константин
Дмитриевич
Ушинский
19.02.1823 по
02.02.1871гг
Оригинальная педагогика.
Основоположник русской педагогике.
Он был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практикой и одновременно реформой школы.
В фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания»
Ушинский синтезировал научные знания о развитии человека и, исходя из них, разработал задачи педагогики и определил ее содержание.
Ушинский заложил основы национального образования, обосновав идею народности воспитания. Школа и воспитание должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями данного народа; подражание в деле воспитания одного народа другому выведет на ложную почву, принесет больше вреда, чем пользы. Источник народности — история и культура народа.
Идея народности не только теоретически разработана Ушинским, но и реализована на практике в виде образцовых книг для начальной школы
- «Родное слово» и «Детский мир». По проекту Ушинского были созданы педагогические учебные заведения, где в духе народности стала осуществляться подготовка народного учителя. Одной из важнейших сторон
воспитания
Ушинским признано нравственное, в аспекте которого рассматривается и трудовое воспитание.
2.
Лев Семенович
Выгодский
17.11.1896 по
11.06.1934гг.
Разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология. Цель этой науки социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии. Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка.
Педология.Аномальное детство. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.
Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по
Выготскому. С появлением новых наук
(валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписываются в концепцию современного образования.
3.
Антон
Семенович
Макаринко
13.03.1888 по
01.04.1939гг.
Заложил принцип параллельного действия. Его суть заключается в том, что человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива.
Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами;

методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Сведение творчества Макаренко к «педагогике для беспризорных» несправедливо, так как в коммуне воспитывались не только они, но и дети из вполне благополучных семей сотрудников коммуны. Опыт творческого развития юной личности по методике
Макаренко принципиально важен для науки о воспитании.
Воспитание и перевоспитание подростков.
Перевоспитание подростков. «Книга для родителей»
Идея «Воспитательного коллектива» и др.
4.
Станисла́в
Теофи́лович
Ша́цкий
01.06.1878 по
30.10.1934гг.
Внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования
— социально- педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
На всех этапах деятельности Шацкий занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно- исследовательской работой.
Педагогический коллектив Шацкий рассматривал как творческую
организацию коллег- единомышленников.
5.
Алексей
Николаевич
Толской
09.09.1828 по
20.11.1910гг.
Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства.
Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.
В педагогике был совершен переворот.
Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.
Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.
При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.
6.
Василий
Александр
Сухомлинский
28.09.1918 по
02.09.1970гг.
Cоздал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и

методов педагогической деятельности, ее субъектно-субъектном характере, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.
30 разных книг и 500 статей.
В последних произведениях
Сухомлинского
("Рождение гражданина", "Сто советов учителю",
"Разговор с молодым директором школы", "Мудрая власть коллектива") проявляется ряд новых гуманистических идей. Наряду с прежней установкой на интернациональное и атеистическое воспитание приоритет отдаётся украинской этнопедагогике, народным ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания
- сказкам, мифам, поверьям, легендам.
Вместо акцента на всестороннее развитие личности обосновывается идея иерархичности воспитания - ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.
Воспитание без наказания.