Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Общая психология» 2.4
Группа 22П115в
Студент
С. В. Ивакина
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 5 по темам «Ощущение и восприятие»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией): 1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
Кожные ощущения – ощущения прикосновений (тактильные) и температуры. На поверхности кожи человека находится несколько видов рецепторов. Среди них – тактильные, с помощью которых мы ощущаем прикосновения, температурные, позволяют ощущать температуру, тепло и холод, болевые. на разных участках кожи чувствительность рецепторов различается. Так, например, наиболее чувстветельны к прикосновениям кончик языка и красная часть губ. Спина наоборот менее всего чувствительна к прикосновениям. Температурные рецепторы более чувствительны в тех местах которые чаще всего прикрыты одеждой. Не менее важны для безопасности жизни человека болевые ощущения, которые также разделяютс на несколько видов. Таким образом тактильные ощущения человека занимают важную роль в жизни, обеспечивают безопасность и позволяют контактировать с окружающей средой.
Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.
Восприятие времени – это субъективное отражение объективной длительности происходящих в окружающей среде явлений, их последовательности, темпа и ритма. Восприятие времени это наименее изученный тип восприятия. Связано это с тем, что у человека нет отдельного анализатора для него. Данное восприятие сводится к физиологическим особенностям организма как человека так и животных, а конкретно к состоянию нервных клеток. Нервной системе характерны такие состояния как возбуждение и торможение, сменяющие друг друга. Именно они составляют физиологическую основу восприятия времени. Кроме того в нее входят представления человека о прошлом, настоящем и будущем. Не менее важна в данном вопросе память, ведь именно она позволяет человеку помнить прошлое. Восприятие длительности отдельных событий в жизни так же различается. Чем более насыщенный и интересный период проживается, тем короче он кажется. И наоборот, «пустое» время, или время ожидания субъективно длится дольше, медленнее.
III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.
Основоположником эксперементального исследования ощущений считается Густав Теодор Фехнер. Он очень любил точные науки, именно поэтому пытался количественно измерить величину наших ощущений. В одном из учебников даже сказано, что ему удалось поместить душу человека в математическую формулу. Основной проблемой для Фехнера является зависимость между интенсивностью внешнего раздражителя и величиной ощущения. Эта зависимость и была названа психофизическим законом. Впоследствии на основе данных экспериментов Г. Фехнер определяет основную формулу психофизического закона: величина изменения ощущения пропорциональна величине логарифма раздражителя. Таким образом, связь между интенсивностью ощущения и силой раздражителя, на которую направлен закон Вебера - Фехнера, выражается в следующем: величина интенсивности ощущений изменяется в арифметической прогрессии, в то время как величина интенсивности соответствующих раздражений изменяется в прогрессии геометрической.
IV. Практические задания. 1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
| Ощущение | Восприятие |
Сходство | Психические процессы, отражающие окружающий мир Возникают при непосредственном воздействии предметов на анализаторы Познавательные процессы через чувственную сферу | |
Отличия | Отражение отдельных свойств раздражителя Результатом является чувство В процессе участвует один конкретный анализатор | Целостное отражение действительности Результат – целостный образ Участвует комплекс анализаторов |
2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. - адаптация
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности. - синестезия
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона. - сенсибилизация
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля. - Компенсаторная сенсибилизация.
3. Представьте в таблице.
Свойство восприятия | Краткая характеристика | В чем проявляется |
Избирательность | Способность к направленному восприятию. Умение контролировать собственное сознание, мышление, восприятие, благодаря которому психика способна выделить один объект из множества | В момент времени человеком воспринимается только один предмет. |
Предметность | Способность дифференцировать получаемые от анализаторов несвязные ощущения и соотнести их к определенным предметам реального мира | Выделение конкретного объекта – фигуры на фоне других предметов |
Апперцепция | Зависимость восприятия от внутреннего психического мира человека, его опыта, мировоззрения. | Отношение к одному и тому же предмету или явлению у разных людей их различной психологией отличается. Каждый смотрит через призму собственного я. |
Осмысленность | Сознание и мозг человека постоянно стремятся идентифицировать объекты попадающие в поле восприятия, придать им смысл, назначение. | При виде незнакомых предметов мы пытаемся обнаружить их сходство с другими предметами и примерно определить их назначение, также осмысленность помогает человеку выйти из сложной ситуации, найти нестандартное решение проблемы. |
Структурность | Структурность восприятия позволяет найти и понять связи между частями и свойствами предмета, определяя его как единое целое. | Мозг не воспринимает отдельно каждую составляющую часть, а формирует сразу единый структурированный образ предмета. |
Константность | Позволяет воспринимать предмет таким какой он есть в действительности независимо от отличных условий восприятия в конкретный момент. Это относительное постоянство образа знакомого предмета | В затруднительных условиях восприятия образ предмета остается без изменений |
целостность | На основе получаемых извне различных ощущений автоматически складывается целостный образ предмета, основывающийся на предыдущем опыте | Человек видит не отдельные компоненты из ощущений, а целостный законченный объект |
Семинарско-практическое занятие № 6 по теме «Память»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией): 1. Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала): двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая
Одним из важнейших для психической жизни человека видом памяти является эмоциональная, или аффективная. Первым это определение ввел Рибо, далее исследования продолжались станиславским. Эмоциональная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение чувств. Данный вид памяти позволяет запечатлеть пережитые эмоции, отношение к чему либо, эмоциональную окраску событий. Легче всего запоминаются положительные чувства, когда отрицательные наоборот наша психика стремится поскорее забыть или вовсе заблокировать. Данный вид памяти наиболее развит и важен людям актерских профессий.
Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
В процессе запоминания первой выступает кратковременная память. Она представляет собой фильтр через который проходит огромный поток информации, отсеивается ненужная, важная переходит дальше в долговременную память, а некоторая остается в памяти на короткий промежуток времени. Объем хранения в кратковременной памяти ограничен и равен 7+-2. Информация в ней хранится от нескольких секундр до нескольких минут, а после безвозвратно забывается. Связано это с тем что часто определенная информация необходима человеку для запоминания только на короткий промежуток времени. Так например, переводчик помнит одну фразу до тех пор пока ее не переведет, но приступив к следующей, первую забывает.
III. Кратко раскройте суть исследований памяти (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Герман Эббингауз, отталкиваясь от работ Фехнера первым применил экспериментальный метод на исследовании памяти человека. Его задача состояла в том, чтобы для чистоты эксперимента предложить испытуемому для запоминания материал, который никак был бы не связан с личностными мотивами, ассоциациями и знаниями человека. Эббингауз пришел к тому, что необходимо использовать бессысленный слоги. Их испытуемые запоминали некоторое время, а после эксперементатор проверял сколько слогов в среднем запоминает человек. Один из выводов исследований Германа Эббингауза – испытуемый запоминает 6-8 бессмысленных слогов после однократного предъявления. Также выяснилось, что чем больший материал предъявляется для запоминания тем большее количество времени уходит на это. После того как в ходе экспериментов узнали средние значения запоминания, стали проверять, как информация забывается. Большая часть выученных бессмысленных слогов забывалась в первые несколько минут, чем больше проходило времени после эксперимента, тем меньше информации стиралось из памяти. Таким образом, Г. Эббингауз открыл дорогу к экпериментальному изучению высших психических функций, в частности памяти. После него эксперимент стал использоваться в психологии как основной метод исследования.
IV. Практическое задание. 1. Прочитайте книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Напишите свое впечатление в виде эссе.
А. Р. Лурия - это известный ученый, психолог, он занимался исследованиями в области нейропсихологии, однако почти все его труды написаны простым языком и любой заинтересованный человек сможет их понять.
Маленькая книжка о большой памяти посвящена феномену фантастической памяти и личности Соломона Шерешевского (Ш.), который мог запомнить огромное количество информации, а затем воспроизвести ее спустя десятки лет. Он мог запомнить ряды цифр, слов и массу другой информации за секунды, объем памяти этого удивительного человека был безграничен.
Книжка действительно маленькая, около 90 страниц, она читается легко и быстро. Книга хорошо структурирована. Это своего рода дневник, где описаны эксперименты, которые проводил А. Р. Лурия по изучению феноменальной памяти Ш.
Рассказ начинается с 20 годов 20 века и охватывает несколько десятилетий. Как попал Ш. в лабораторию молодого психолога Александра Романовича Лурии, как исследовали объем памяти Ш., как работала память Ш., а главное смог ли он реализовать себя, обладая таким даром, вы сможете узнать прочитав эту маленькую, но интересную книгу.
Хочу также отметить, что книга - это не пособие по запоминанию, это описание клинического случая.
Семинарско-практическое занятие № 7 по темам «Мышление и речь»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией): 1. Представьте краткую характеристику одного из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
Самый ранний вид мышления у людей а так же у животных- наглядно действенный. Этот вид мышления также свойственен первобытным людям и особенно детям. У детей данный вид мышления доминирующий начиная с 6-8 месяцев до 3 лет. Выражается наглядно действенное мышление в практическом преобразовании ситуации. Задача решается с помощью реальный действий, поэтому этот вид еще называют ручным – руки работают на опережение мышления.
Дайте краткую характеристику одной из форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это такая форма мышления, которая совмещает в себе все представления человека о данном предмете или явлении. Понятие выражается словесно и несет в себе смысловое значение, признаки и свойства объекта. Различают житейские понятия – это представления человека о предметах и явлениях сформировавшиеся в течение жизни человека, и научные понятия – усвоенные при научении. Также понятия могут быть конкретными и абстрактными.