Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Общая психология» 2.4

Группа 22П115в

Студент
С. В. Ивакина


МОСКВА 2023

Семинарско-практическое занятие № 5 по темам «Ощущение и восприятие»

II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией): 1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
Кожные ощущения – ощущения прикосновений (тактильные) и температуры. На поверхности кожи человека находится несколько видов рецепторов. Среди них – тактильные, с помощью которых мы ощущаем прикосновения, температурные, позволяют ощущать температуру, тепло и холод, болевые. на разных участках кожи чувствительность рецепторов различается. Так, например, наиболее чувстветельны к прикосновениям кончик языка и красная часть губ. Спина наоборот менее всего чувствительна к прикосновениям. Температурные рецепторы более чувствительны в тех местах которые чаще всего прикрыты одеждой. Не менее важны для безопасности жизни человека болевые ощущения, которые также разделяютс на несколько видов. Таким образом тактильные ощущения человека занимают важную роль в жизни, обеспечивают безопасность и позволяют контактировать с окружающей средой.
Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.
Восприятие времени – это субъективное отражение объективной длительности происходящих в окружающей среде явлений, их последовательности, темпа и ритма. Восприятие времени это наименее изученный тип восприятия. Связано это с тем, что у человека нет отдельного анализатора для него. Данное восприятие сводится к физиологическим особенностям организма как человека так и животных, а конкретно к состоянию нервных клеток. Нервной системе характерны такие состояния как возбуждение и торможение, сменяющие друг друга. Именно они составляют физиологическую основу восприятия времени. Кроме того в нее входят представления человека о прошлом, настоящем и будущем. Не менее важна в данном вопросе память, ведь именно она позволяет человеку помнить прошлое. Восприятие длительности отдельных событий в жизни так же различается. Чем более насыщенный и интересный период проживается, тем короче он кажется. И наоборот, «пустое» время, или время ожидания субъективно длится дольше, медленнее.

III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.
Основоположником эксперементального исследования ощущений считается Густав Теодор Фехнер. Он очень любил точные науки, именно поэтому пытался количественно измерить величину наших ощущений. В одном из учебников даже сказано, что ему удалось поместить душу человека в математическую формулу. Основной проблемой для Фехнера является зависимость между интенсивностью внешнего раздражителя и величиной ощущения. Эта зависимость и была названа психофизическим законом. Впоследствии на основе данных экспериментов Г. Фехнер определяет основную формулу психофизического закона: величина изменения ощущения пропорциональна величине логарифма раздражителя. Таким образом, связь между интенсивностью ощущения и силой раздражителя, на которую направлен закон Вебера - Фехнера, выражается в следующем: величина интенсивности ощущений изменяется в арифметической прогрессии, в то время как величина интенсивности соответствующих раздражений изменяется в прогрессии геометрической.
IV. Практические задания. 1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.





Ощущение

Восприятие

Сходство

Психические процессы, отражающие окружающий мир
Возникают при непосредственном воздействии предметов на анализаторы
Познавательные процессы через чувственную сферу

Отличия

Отражение отдельных свойств раздражителя
Результатом является чувство
В процессе участвует один конкретный анализатор

Целостное отражение действительности
Результат – целостный образ
Участвует комплекс анализаторов



2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. - адаптация
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности. - синестезия
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона. - сенсибилизация
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля. - Компенсаторная сенсибилизация.


3. Представьте в таблице.


Свойство восприятия

Краткая характеристика

В чем проявляется

Избирательность

Способность к направленному восприятию. Умение контролировать собственное сознание, мышление, восприятие, благодаря которому психика способна выделить один объект из множества

В момент времени человеком воспринимается только один предмет.

Предметность

Способность дифференцировать получаемые от анализаторов несвязные ощущения и соотнести их к определенным предметам реального мира

Выделение конкретного объекта – фигуры на фоне других предметов

Апперцепция

Зависимость восприятия от внутреннего психического мира человека, его опыта, мировоззрения.

Отношение к одному и тому же предмету или явлению у разных людей их различной психологией отличается. Каждый смотрит через призму собственного я.

Осмысленность





Сознание и мозг человека постоянно стремятся идентифицировать объекты попадающие в поле восприятия, придать им смысл, назначение.

При виде незнакомых предметов мы пытаемся обнаружить их сходство с другими предметами и примерно определить их назначение, также осмысленность помогает человеку выйти из сложной ситуации, найти нестандартное решение проблемы.

Структурность





Структурность восприятия позволяет найти и понять связи между частями и свойствами предмета, определяя его как единое целое.

Мозг не воспринимает отдельно каждую составляющую часть, а формирует сразу единый структурированный образ предмета.

Константность





Позволяет воспринимать предмет таким какой он есть в действительности независимо от отличных условий восприятия в конкретный момент. Это относительное постоянство образа знакомого предмета

В затруднительных условиях восприятия образ предмета остается без изменений

целостность


На основе получаемых извне различных ощущений автоматически складывается целостный образ предмета, основывающийся на предыдущем опыте

Человек видит не отдельные компоненты из ощущений, а целостный законченный объект




Семинарско-практическое занятие № 6 по теме «Память»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией): 1. Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала): двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая
Одним из важнейших для психической жизни человека видом памяти является эмоциональная, или аффективная. Первым это определение ввел Рибо, далее исследования продолжались станиславским. Эмоциональная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение чувств. Данный вид памяти позволяет запечатлеть пережитые эмоции, отношение к чему либо, эмоциональную окраску событий. Легче всего запоминаются положительные чувства, когда отрицательные наоборот наша психика стремится поскорее забыть или вовсе заблокировать. Данный вид памяти наиболее развит и важен людям актерских профессий.
Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
В процессе запоминания первой выступает кратковременная память. Она представляет собой фильтр через который проходит огромный поток информации, отсеивается ненужная, важная переходит дальше в долговременную память, а некоторая остается в памяти на короткий промежуток времени. Объем хранения в кратковременной памяти ограничен и равен 7+-2. Информация в ней хранится от нескольких секундр до нескольких минут, а после безвозвратно забывается. Связано это с тем что часто определенная информация необходима человеку для запоминания только на короткий промежуток времени. Так например, переводчик помнит одну фразу до тех пор пока ее не переведет, но приступив к следующей, первую забывает.
III. Кратко раскройте суть исследований памяти (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Герман Эббингауз, отталкиваясь от работ Фехнера первым применил экспериментальный метод на исследовании памяти человека. Его задача состояла в том, чтобы для чистоты эксперимента предложить испытуемому для запоминания материал, который никак был бы не связан с личностными мотивами, ассоциациями и знаниями человека. Эббингауз пришел к тому, что необходимо использовать бессысленный слоги. Их испытуемые запоминали некоторое время, а после эксперементатор проверял сколько слогов в среднем запоминает человек. Один из выводов исследований Германа Эббингауза – испытуемый запоминает 6-8 бессмысленных слогов после однократного предъявления. Также выяснилось, что чем больший материал предъявляется для запоминания тем большее количество времени уходит на это. После того как в ходе экспериментов узнали средние значения запоминания, стали проверять, как информация забывается. Большая часть выученных бессмысленных слогов забывалась в первые несколько минут, чем больше проходило времени после эксперимента, тем меньше информации стиралось из памяти. Таким образом, Г. Эббингауз открыл дорогу к экпериментальному изучению высших психических функций, в частности памяти. После него эксперимент стал использоваться в психологии как основной метод исследования.

IV. Практическое задание. 1. Прочитайте книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Напишите свое впечатление в виде эссе.
А. Р. Лурия - это известный ученый, психолог, он занимался исследованиями в области нейропсихологии, однако почти все его труды написаны простым языком и любой заинтересованный человек сможет их понять.

Маленькая книжка о большой памяти посвящена феномену фантастической памяти и личности Соломона Шерешевского (Ш.), который мог запомнить огромное количество информации, а затем воспроизвести ее спустя десятки лет. Он мог запомнить ряды цифр, слов и массу другой информации за секунды, объем памяти этого удивительного человека был безграничен.
Книжка действительно маленькая, около 90 страниц, она читается легко и быстро. Книга хорошо структурирована. Это своего рода дневник, где описаны эксперименты, которые проводил А. Р. Лурия по изучению феноменальной памяти Ш.
Рассказ начинается с 20 годов 20 века и охватывает несколько десятилетий. Как попал Ш. в лабораторию молодого психолога Александра Романовича Лурии, как исследовали объем памяти Ш., как работала память Ш., а главное смог ли он реализовать себя, обладая таким даром, вы сможете узнать прочитав эту маленькую, но интересную книгу.
Хочу также отметить, что книга - это не пособие по запоминанию, это описание клинического случая.
Семинарско-практическое занятие № 7 по темам «Мышление и речь»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией): 1. Представьте краткую характеристику одного из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
Самый ранний вид мышления у людей а так же у животных- наглядно действенный. Этот вид мышления также свойственен первобытным людям и особенно детям. У детей данный вид мышления доминирующий начиная с 6-8 месяцев до 3 лет. Выражается наглядно действенное мышление в практическом преобразовании ситуации. Задача решается с помощью реальный действий, поэтому этот вид еще называют ручным – руки работают на опережение мышления.
Дайте краткую характеристику одной из форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это такая форма мышления, которая совмещает в себе все представления человека о данном предмете или явлении. Понятие выражается словесно и несет в себе смысловое значение, признаки и свойства объекта. Различают житейские понятия – это представления человека о предметах и явлениях сформировавшиеся в течение жизни человека, и научные понятия – усвоенные при научении. Также понятия могут быть конкретными и абстрактными.