Файл: Частная жизнь человека в современной драматургии на примере пьес н. Коляды.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Н.КОЛЯДЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….....3

Теоретическая часть………………………………………………………5

Практическая часть………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………….19

ВВЕДЕНИЕ.

В начале XXI века в России произошел настоящий всплеск драматургического творчества. Невиданное ранее количество новых авторов и произведений пробились через публикации к читателю, а через сцену к зрителю, обогащая культурную и литературную жизнь. И затем, разумеется, новая драматургия стала объектом множества гуманитарных исследований.

Николай Коляда - самый репертуарный современный драматург, которого по праву можно назвать флагманом современного литературного и театрального процесса. Его творчество активно изучается литературоведами и находится под пристальным вниманием критики.

Актуальность исследования определяется тем, что Николай Коляда не просто является частью современного художественного процесса, но и активно влияет на него. Его драматургия чрезвычайно репрезентативна и отражает остроактуальные проблемы современного социума, вбирая в себя основные черты современного художественного мышления.

Именно он ярко и полно раскрывает в своих произведениях частную жизнь обыкновенного человека

Понятие «современная драматургия» может трактоваться очень широко. Как отмечала филолог Маргарита Громова в учебном пособии «Русская современная драматургия» [1,16]): «Понятие «современная драматургия» очень ёмкое и в хронологическом, и в эстетическом плане. Здесь мы имеем дело уже с нашими новыми классиками (Алексей Арбузов, Виктор Розов, Александр Володин, Александр Вампилов), обновившими традиционный жанр русской реалистической психологической драмы и проложившими путь к дальнейшим открытиям. Свидетельство этого животворного процесса – творчество драматургов «новой волны» 70-80-х годов (XX века – прим.ред) (Людмила Петрушевская, Александр Галин, Владимир Арро, Алексей Казанцев, Виктор Славкин, Людмила Разумовская и др.) и постперестроечная «новая драма» с её экспериментами в области художественной формы (Николай Коляда, Мария Арбатова, Елена Гремина, Михаил Угаров, Алексей Шипенко, Алексей Слаповский и др.)».


В своём другом учебном пособии «Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века» [2,46] Маргарита Громова писала: «Прежде всего, современным принято считать любое выдающееся художественное произведение, поднимающее вечные, общечеловеческие проблемы, искусство вневременное, созвучное любой эпохе, вне зависимости от времени сотворения. Такова, например, мировая драматургическая классика, не прерывающая своей жизни на сцене. В узком смысле – это актуальная, злободневная драматургия остро публицистического звучания». Остаётся добавить своё сугубо субъективное авторское мнение. Я бы относила к современной драматургии пьесы, написанные в последние 20 лет, в период новейшей истории. Ведь в них отражено то, чем живут современники, чем они дышат и по поводу чего рефлексируют.»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Драматургия занимает обособленное положение по отношению к прозе и поэзии. Сама по себе драма устроена так, что предназначается для постановки на сцене, в театре, а не для восприятия читателем, из-за чего, во многом выглядит не как самостоятельный вид искусства, а скорее часть чего то большего, в данном случае - театра (в связи с чем популяризацией и публикацией драматургических текстов чаще всего занимаются театральные издания). В девяностых годах прошлого века произошел настоящий всплеск театрального искусства, неожиданно во всех концах страны начали проходить фестивали новой драматургии. В Москве и Петербурге - «Любимовка» и «Новая драма», в Екатеринбурге - «Евразия», «Реальный театр», В Новосибирске - «Sib-Altera», в Тольятти - «Майские чтения» и многие другие. Результатом проходящих фестивалей стали сотни новых пьес и десятки новых, никому не известных имен современных российских драматургов. Множество пьес сразу ставятся на многих площадках страны, а в некоторых случаях и приводят к необходимости создания новых, до сих пор не существовавших театральных лабораторий. Театральная культура обогащается новыми режиссерами, работающими именно с «новой драмой» (Кирилл Серебренников, Ольга Субботина, Владимир Агеев, Михаил Угаров). Активно открываются новые театры, впитывающие законы современной сценической и драматургической эстетики, такие как: Центр драматургии и режиссуры Михаила Рощина и Алексея Казанцева, театры «Школа современной пьесы», «Театр-doc», «Практика». Находки, обнаруженные на многочисленных фестивалях, моментально идут в работу: документальный театр, «вербатим», остросоциальная драма, и многое другое. Сегодня не представляется возможным всецело охватить и систематизировать сведения, характеризующие феномен современной российской драмы. Данный процесс настолько сложен и многообразен по своей форме и содержанию, что давать какую-либо оценку было бы как минимум упрощенным обобщением. Социокультурные особенности нашего времени просто не позволяют пока что дать исчерпывающее представление по данному вопросу. Быстро меняющаяся ситуация, нарастание новых форм и их же быстрое отмирание говорят о постоянно меняющейся тенденции, будучи свидетелем которой невозможно отследить существующие закономерности. Понятно одно - в данный момент мы являемся свидетелями активного поиска и экспериментирования в плане драматургии, что конечно, является прямым отражением общей культурной ситуации. Так или иначе, но и сами театральные деятели, и критики, и драматурги признают, что в России произошел «настоящий драматургический бум». Так исследователи современной российской драмы и театральные деятели А. Зензинов и В. Забалуев отмечают: «Никогда еще в истории российской литературы и российского театра драматургия не переживала такого расцвета, никогда еще не было такого потрясающего многообразия форм» [3, с. 142]. Современность внесла коррективы в весь литературный процесс, и драматургия не осталась без обновлений. Так, И. Зайцева отмечает: «... именно в драматургии в наибольшей степени по сравнению с другими видами художественной словесности отразились процессы, характерные в целом для культурной ситуации конца прошлого и начала нынешнего столетий (стремление к универсализму, совмещению «языков» различных искусств; как для создания, так и для восприятия разного рода эстетически преобразованных фактов)» [4, с. 4]. Все это - яркое свидетельство того, что современная российская драма нуждается в детальном осмыслении. Отечественная драматургия на рубеже веков испытала последовательно наступившие падение и взлет. Все началось с того, что в начале девяностых издательства «Искусство» и «Советский писатель», публиковавшие пьесы начинающих драматургов, завершили свою деятельность. Также закрылось несколько специальных театральных изданий: «Театр» и «Московский наблюдатель». В свете этих событий ознакомление с текстами современной драмы становилось проблематичным. Но, к счастью, на тот момент, существовало издание, продолжавшее публиковать новые пьесы и информацию о драматургах, а также пристально следившее за тенденциями развития отечественной драмы, - журнал «Современная драматургия». Тщательно отобранный и опубликованный материал на страницах издания отражал своеобразие и неоднородность драматургического процесса. В журнале публиковались как уже признанные авторы, так и начинающие. Также руководство журнала «Современная драматургия» сотрудничало с организаторами «Всероссийского конкурса драматургов», каждый год, печатая информацию о конкурсе и о представленных пьесах. Постепенно, ближе к 2000-м годам, драматургический процесс начинает набирать обороты, и появляются новые издания, знакомящие читателя и театрала с все возрастающим количеством драматургов и произведений. Среди таких изданий стоит выделить: «Драматург» учрежденный А. Казанцевым и М. Рощиным, «Сюжеты» - сборник Союза театральных деятелей, «Ландскрона» - сборник петербургского «Домика драматургов», серия малоформатных изданий «Новая пьеса», альманах «Майские чтения», а также «Дикая утка» - Вестник новой драматургии. Отдельно стоит отметить вклад Николая Коляды в развитие отечественной, а особенно уральской драматургии. Начиная с 1994 года, с разной периодичностью выходят сборники пьес самого Коляды «Пьесы для любимого театра», «Персидская сирень и другие пьесы» (1997), «Уйди-уйди» (2000), «Сказка о мертвой царевне», «Кармен жива» (2002), «Носферату» (2003), «Старая зайчиха и другие старые пьесы» (2007), «Коробочка» (2009). Но кроме этого, Коляда является активным популяризатором драматургического творчества собственных многочисленных учеников и, начиная с конца прошлого века, под руководством Коляды вышло тринадцать сборников пьес уральских авторов: «Арабески» (1998), «Метель» (1999), «Репетиция» (2002), «Книга судеб» (2003), «Нулевой километр» (2004), «Транзит» (2004), «Все будет хорошо» (2005), «Театр в бойлерной» (2006), «За линией» (2008), «Третий глаз» (2009), «Люби меня сильно» (2010), «Я не вернусь» (2011), «Глушь» (2013). Изначально сборники выпускались для того, чтобы познакомить читателя с молодыми уральскими авторами. На данный момент многие ученики Николая Коляды являются известными и уважаемыми драматургами, а их пьесы активно ставятся в театрах. Именно на страницах указанных сборников начали свой путь такие авторы, как: О. Богаев, В. Сигарев, Т. Филатова, А. Богачева, Ю. Колясов, О. Береснева, П. Казанцев, А. Архипов, К. Костенко и многие другие. Помимо сборников пьесы ученики Коляды публиковались на страницах возглавляемого им тогда журнала «Урал» (ныне его возглавляет ученик Н. Коляды - Олег Богаев). Современная драма, прошедшая трудный, но

плодотворный период в девяностых годах, окрепла и прочно встала на ноги в начале XXI века. Издательства стали проявлять к драматургам возрастающий интерес, и драматургия постепенно становилась полноценным участником общего литературного процесса, а не только текстами, написанными для театра. В это время появились многочисленные сборники, ориентированные на читателя, публикующие пьесы, уже заслужившие широкое признание и являющиеся значительным литературным явлением. Среди таких сборников отметим следующие, особенно значимые образцы: Счастливый случай: пьесы из XXI века», серия изданий под общим названием «Иной формат» (2005) и «Культурный слой» (2005),многие другие. Сегодня площадкой публикации современной драмы стал интернет. У всех крупных драматургических фестивалей есть свои сайты, где можно в открытом доступе ознакомиться с текстами пьес, это, к примеру, сайт закрывшегося фестиваля, но действующего движения «Новая драма»(\¥\¥\¥.newdramafest.ru), сайт фестиваля «Любимовка» (lubimovka.ru), «Евразия» - конкурс, проводимый в Екатеринбурге под патронажем Н. Коляды (www.kolyada-theatre.ru/ru/euroasia), «Новая пьеса», проводимая в рамках «Золотой маски», «Авторская сцена» - конкурс всероссийского семинара драматургов и многие другие. Также на данный момент существует множество авторских именных сайтов с текстами пьес, сайтов-библиотек, особенно стоит отметить библиотеку Сергея Ефимова,(www.theatre-library.ru) на сегодняшний день, пожалуй, самое крупное собрание отечественной драматургии в сети интернет. Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что отечественная драматургия прошла сложный путь за последние два десятилетия и сейчас обрела воплощение во внушительном по масштабу корпусе текстов, которые уже отдельно от театра способны привлечь к себе внимание как читателей, так и ученых-литературоведов. Все это наглядно демонстрирует значимость данного процесса и свидетельствует о необходимости его изучения. Научных исследований, посвященных рассмотрению современной отечественной драматургии, за последние два десятилетия накопилось немало, но, тем не менее, учитывая масштабность данного явления и его неоднородность, в научной литературе отсутствуют работы по многим аспектам данного вопроса. Но в целом следует отметить интерес современных ученых к рассмотрению современной российской драмы. В обособленную группу можно выделить исследования о драме как роде литературы, а также о жанрах и жанровых трансформациях новых пьес.


Николай Владимирович Коляда - самый плодовитый в плане написанных и поставленных пьес современный драматург. Двадцать лет творчества воплотились в сотню пьес, что сделало автора флагманом драматургического и театрального движения. Войдя в литературу в потоке перестроечной драматургии, Коляда предвосхитил своим творчеством особенности, свойственные «новой новой драме». Его творческий метод ярок, самобытен и индивидуален. Николай Владимирович Коляда - актер, режиссер, драматург, художественный руководитель и создатель авторского театра мировой известности, «отец» уральской новой драмы. Выходец из сельской глубинки (с. Пресногорьковка в Казахстане), в 15 лет поступил в Свердловское театральное училище (1973 г.). После окончания (1977 г.) в течение семи сезонов работал в труппе Свердловского академического театра драмы. В его актерской биографии роли Лариосика («Белая гвардия» Булгакова), Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова» Островского), Поприщина («Записки сумасшедшего» Гоголя) и многие другие. После ухода из театра заочно учился на отделении прозы в московском Литературном институте им. А. М. Горького (семинар В. М. Шугаева). В это время работал в Екатеринбурге руководителем агитбригады, литсотрудником газеты. В уральской прессе с 1982 г. печатал рассказы. С 1986 г. начал писать пьесы («Играем в фанты»). Драматургия Н. Коляды исследуется в русле традиционной, но по специфике ее относят к направлению «сентиментального натурализма», где в большей степени преобладает мелодрама, «задрапированная обсценной лексикой». В пьесах Коляда создает особый мифологизированный мир, основанный зачастую на воспоминаниях из собственного детства. Сквозные темы - одиночество «маленького человека», ужас повседневной провинциальной жизни, потребность в человечности и любви. В пьесах отразились социальные и духовные процессы жизни российского общества на рубеже 20 - 21 вв. В 1992-1993 гг. Н. Коляда жил и работал в Германии, куда был приглашён на стипендию в Академию Шлёсс Солитюде (Штуттгарт), а затем работал актёром в немецком театре «Дойче Шаушпиль Хаус» г. Гамбурга. В 1994 г., 1997 г. вышли первые сборники пьес Н. Коляды: «Пьесы для любимого театра» и «Персидская сирень и другие пьесы». С 1994 г. в Екатеринбургском театре драмы Н. Коляда ставил свои пьесы: «Полонез Огинского», «Корабль дураков», «Куриная слепота» и др. В 2001 г. поставил в театре «Ромео и Джульетту» Шекспира. Спектакль стал лучшим в сезоне, был выдвинут на «Золотую маску». С 1994 г. преподаёт в Екатеринбургском Государственном Театральном Институте на курсе «Драматургия», где готовит будущих драматургов. Среди учеников Н. Коляды яркие представители новой драмы - Олег Богаев, Василий Сигарев, Анна Батурина, Ярослава Пулинович и многие другие С 1998 г. выпустил более десяти сборников пьес молодых уральских драматургов, среди них - «Театр в бойлерной», «Люби меня сильно», «Метель», «Глушь» и прочие. С 1994 года в Екатеринбурге известный драматург организовал фестиваль «Коляда - plays», на котором приглашенные театры России и дальнего зарубежья показывают спектакли по его пьесам. С 1999 года и до недавнего времени Н. Коляда - главный редактор ежемесячного литературно-художественного и публицистического журнала «Урал», поэтому произведения современных уральских драматургов публиковались в журнале активно. В 1999 г. и 2002 г. Коляда осуществил постановки в московском театре «Современник». С участием Лии Ахеджаковой, Валентина Гафта, Елены Яковлевой были выпущены постановки «Селестина» по старинной испанской пьесе, «Уйди-уйди» по пьесе Коляды. В 2001 г. драматург и режиссер создает авторский «Коляда-театр», является его бессменным руководителем, директором и главным режиссером-постановщиком (осуществил более 30 постановок) и по сей день. В репертуаре театра - отечественная и мировая классика, современная уральская драматургия. Режиссерский стиль Коляды основан на архетипичном мотиве карнавала, буйного народного празднества. Массовые сцены - шаманские, скоморошьи пляски - лейтмотив спектаклей по классическим произведениям. Принцип Коляды - смешивать высокое и низкое, смешное и трагическое. Н. Коляда в постановках придумывает все сам. И музыкальное оформление - зачастую поп-музыка, то, что слушает народ; и сценографию - атмосферу на сцене могут создавать даже старые консервные банки. Из дешевого, мусорного, отходов «цивилизованного» быта, Коляда создает сценические метафоры (вишневый сад в цвету из белых пластиковых стаканчиков). Из языческого ритуала, из хлама и кустарщины прорастают красивейшие истории о любви, бессмертии, Боге. Камерные спектакли Коляды по пьесам нашего времени - щемяще лирические, ведут от земного ада к небесному просветлению. На данный момент Николай Коляда - автор 97 пьес, половина из которых поставлена на отечественной и зарубежных сценах. Часто приглашается в Польшу в качестве режиссера-постановщика. В театре города Лодзь поставил «Бабу Шанель» по собственной пьесе и «Наташину мечту» Ярославы Пулинович (2013 г.). В Краковском театре имени Юлиуша Словацкого поставил «Маскарад» по Лермонтову (2013 г.). Сейчас Николай Коляда живет и работает в Екатеринбурге.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Творчество Коляды сразу же было воспринято как продолжение линии «чернухи». Сам драматург не скрывал, что на первых порах подражал Разумовской и Петрушевской. Однако, несмотря на то что в его пьесах фигурировали до боли знакомые и к тому времени приевшиеся черты бытовой «чернухи»: сленг, пьяные развлечения, базарные склоки, маргиналы, скудная, убогая обстановка, – они не были самоцелью драматурга.

Несомненно, все внимание Коляды изначально было направлено на частную жизнь современного «маленького человека», оказавшегося таким же убогим, униженным, оскорбленным и в постсоветской действительности. Попав в ту или иную коллизию (или, как они сами говорят, «ситуёвину»), его герои обнажают перед читателем/зрителем весь нравственный ресурс, на который только способны.

Возьмем пьесу «Тутанхамон» (2000). Обстановка снаружи: полуостров под названием «Куба», на котором есть все: «клуб с прогнившей крышей, кафешка стеклянная – «чипок», церковка маленькая, рядом с ней наркологическая больница…»; внутри – «в квартире везде обои синенькие, синий абажур, чистенько и все по-простому…». Так же «просты» героини: Тамара (сорок лет с хвостиком) в мини-юбке, рыжем парике и кофточке из люрекса и ее ровесницы, такие же нелепые Ася и Ольга. И над всем этим – портрет Тутанхамона под стеклом. Одна выходит замуж, другие завидуют. Женихи, правда, незавидные. В финале все три выстраиваются на балконе в ожидании суженого и твердят, как молитву, слова: «Я люблю его, я люблю его, я люблю его, я люблю его…» Наивно? Да. Сентиментально? Более чем. Но героинь-то жалко.

«Квартирки» и «дома» мира Коляды представляют собой набор вещей, «барахла», «хлама», «помойку». Это могут быть и пищащие на батарейках китайские павлины с красными глазами, и яркие настенные коврики в оленях и лебедях, и расписные кухонные полотенца, и фотообои «Отговорила роща золотая», и пластмассовые розы. А посреди «маленького такого дурдома» – обязательно портреты кумиров, певцов, сериальных актеров. Все это создает хоть и сомнительный, но уют. Драматург, он же режиссер, он же сценограф, украшает жизнь своих персонажей настолько, насколько они, по задумке автора, понимают красоту. Он и героев своих одевает цветасто, что называется, «вырви глаз»: если юбка, то совсем короткая, да еще и ярко-розовая, если кофточка, то «блестючая», с люрексом. В постановках под руководством Коляды – обязательно парики, синие, рыжие, «под Анжелу Девис». В ход идут короны, маски, тюбетейки, марлевые воланы, золотые зубы, бусы, бантики, бисер, мишура.