Файл: Топливо и смазочные материалы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

140
УссА отливом
Дня повышенных температур
Смазка 1-13, жировая
От светло - до темно-желтого
> 130
-25...+90
Литол-24, Зимол
Консталин-1 От желтого до светло- коричневого
> 130
-20...+120 Литол-24
Консталин-2 От желтого до светло- коричневого
>150
-20...+120 Литол-24 окончание табл. 41 1
2 3
4 5
Автомобильн ая, ЯНЗ-2
Коричневый или желтый
160-170
-30...+100 Литол-24, Зимол
Смазка
АМ- карданная
Светло- или темно- коричневый
130-150
-20...+120 Литол-24
Смазка № 158 Синий
140-160
-40...+120 Литол-24, Фиол-
2У, Фиол-2М
Литол-24
Коричневый
185-195
-40...+130 Фиол-3, Зимол
Фиол-1
От светло- до темно- коричневого
185-200
-40...+120 Литол-24, Фиол-
2
Фиол-2
Коричневый
188-200
-40...+120 Литол-24, Фиол-
2
Фиол-2М
Серебристо- черный
180-195
-40...+130 Фиол-2У
Фиол-2У
Серебристо- черный
185-195
-40...+130 Литол-24,
Смазка № 158
Фиол-3
Зеленый
190-200
-40...+130 Литол-24
Смазка ЛСЦ-
15
Светло-желтый
185-200
-40...+140 Литол-24, ШРБ-
4
Смазка ШРБ-4 Темно- коричневый
185-240
-40...+130 Литол-24, ЛСЦ-
15
Термостойкие
Униол-3
Серебристо- черный
220-260
-60...+120 Лита, Зимол
ЦИАТИМ-221 Белый или 200-220
-60...+150 -

141 светло-серый
Низкостойкие (Морозостойкие)
ЦИАТИМ-2-1 Желтый или светло- коричневый
175-190
-60...+90
Лита,
Зимол,
ЦИАТИМ-203
Лита
От светло- до темно- коричневого
185-200
-50...+100 Литол-24,
ЦИАТИМ-203
Зимол
Коричневый
190-200
-40...+130 -
К защитным относятся пушечная смазка, технический вазелин и др.
Пушечная смазка (ГОСТ19537-83) — густая липкая мазь коричневого цвета, изготовленная сплавлением петролатумов с вязким маслом. Дополнительно в смазку вводят 5 % церезина и окисленный церезин в качестве присадки.
Смазка сохраняет свою защитную способность и предотвращает коррозию вплоть до -50 °С. При температуре +50 °С она оплавляется и стекает с защищаемых поверхностей. Ее используют для защиты от коррозии металлических изделий любой формы и размеров.
Технический вазелин волокнистый ВТВ-1 отличается хорошим сцеплением с металлом благодаря присутствию в нем адгезионной присадки. Эта смазка, изготовленная на маловязком масле, характе- ризуется лучшей стойкостью к низким температурам. Наиболее часто технический вазелин применяется для смазывания выводов аккумуля- торных батарей и клемм крепления к ним проводов.
Не растворимые в воде, химически- и коллоидно-стабильные анти- фрикционные смазки с низкой испаряемостью также можно использовать в качестве консервационных смазочных материалов, поскольку они обладают хорошими защитными свойствами (Солидол С,
Литол-24 и др.).
Области применения пластичных смазок в узлах автомобилей реко- мендуют заводы-изготовители автомобиля. Некоторые рекомендации по использования пластичных смазок в автомобилях российского про- изводства приведены в таблице 42.
При обновлении пластичных смазок следует иметь в виду, что не каждая смазка может смешиваться с другой, поэтому перед закладкой новой смазки рекомендуется тщательно удалить остатки старой смазки.
Это необходимо сделать еще и по той причине, что старая смазка может содержать продукты износа деталей. В табл. 2.32 приведена совместимость отечественных пластичных смазок, а в табл. 2.33 — вза-


142 имозаменяемость некоторых отечественных и зарубежных аналогов пластичных смазок, наиболее часто используемых
Таблица 42
Применение пластичных смазок в узлах автомобилей Российского
производства
Наименование узла трения
Наименование (обозначение) смазки
1 2
Регулируемые подшипники ступицы, нерегулируемые подшипники полуоси
Литол-24, ЛСЦ-15, Зимол,
Лита
Подшипники промежуточной опоры карданного вала
Литол-24, ЛСЦ-15 окончание табл. 42 1
2
Игольчатые подшипники карданных шарниров
Фиол-2У*, ШРУС-4*, № 158
Шарниры равных угловых скоростей
ШРУС-4
Шарниры подвески и рулевого управления, имеющие пресс-масленки
ШРБ-4, ШРУМ-4, Литол-24
Герметизированные разборные и неразборные шарниры подвески
ШРБ-4*
Шлицевые соединения
ЛСЦ-15*, Литол-24
Шарниры и оси привода педалей газа, выключения сцепления
ЛСЦ-15*
Герметизированные шарниры рулевого управления
ЛСЦ-15*
Шарниры подвески и рулевого управления легковых автомобилей ГАЗ
Фиол-2У
Рессоры
Графитная, Лимол, ВНИИ
НП-242
Оси, валики, подшипники скольжения, петли, тросы в оболочках
ЛСЦ-15*,
Литол-24,
ЦИАТИМ-201
Подшипники генератора, стартера и др. электродвигателей, оси октан-корректора распределителя зажигания
Фиол-2М*, Литол-24, Зимол,
№ 158, ЦИАТИМ-201
Гибкий вал спидометра
ЦИАТИМ-201
Переключатель указателя поворота
КСБ*
Стеклоподъемники, замки, стопорные ЛСЦ-15*

143 механизмы дверей
Монтаж деталей, работающих в контакте резина-металл
ДТ-1
* Применяется в качестве несменяемой на весь период эксплуатации машины
Таблица 43
Совместимость пластичных смазок
Марка смазки
Литол-24
Зимол
Лита
Солидол С
Н
Н
Н
Солидол Ж
С
С
Н
Консталин-1, 2
С
-
С
Смазка 1-13, жировая
С
С
С
Смазка автомобильная
ЯНЗ-2
С
С
С
ЦИАТИМ-201
С
С
С
ЦИАТИМ-203
-
-
С
Литол-24
-
С
С
Зимол
С
С
Лита
С
С
-
Примечание. С — совместимость, Н — несовместимость
Таблица 44
Взаимозаменяемость некоторых отечественных и импортных
пластичных смазок
Марка отечественной смазки
Фирма-производитель импортной смазки
Shell
Mobil
BP
Esso
Солидол С
Uneda 2, 3
Lirona 3
Mobilgrease
AA№2,
Greasrex D 60
Energrease
C2,
C3
Energrease
GP2, GP3
Chassis XX,
Cazar К 2

144
Пресс-солидол Uneda
1,
Retinax С
Mobilgrease AA
№ 1
Energrease
C1,
CA
Chassis L, H
Cazar К 1
Графитная Усса Barbatia 2,
3, 4
Graphited № 3
Energrease C2G,
C36
Van Estan 2
ЦИАТИМ-201 Aeroshell
Grease 6
Mobilgrease
BRB Zero
-
Beacon 325
Смазка
1-13,
ЯНЗ-2
Nerita 2, 3
Retinax H
Mobilgrease
BRB № 3
Energrease № 2,
№ 3
Andok
M275,
Andok В
Литол-24
Retinax A,
Alvania 3,
R3
Mobilgrease 22,
Mobilgrease
BRB
Energrease
L2,
Multi-Purpose
Beacon
3,
Unerex 3
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

8. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ
В тракторах и автомобилях применяются следующие основные виды специальных жидкостей: охлаждающие, тормозные, амортизаторные, для обмыва стекол, консервационные, для удаления нагара с деталей двигателя и пусковые жидкости.
8.1 ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ
В процессе работы двигателя внутреннего сгорания для обеспечения его нормального теплового состояния необходимо постоянно отводить теплоту от нагреваемых деталей (головка цилиндров, поршни, клапаны, цилиндры и др.).
Количество теплоты, отводимой при охлаждении, в зависимости от типа двигателя и способа охлаждения колеблется в пределах 25 ... 35 % от общей теплоты, выделяющейся при сгорании рабочей смеси.
Если не обеспечить оптимальное охлаждение двигателя, то перегревание его, так же как и переохлаждение, будет в значительной степени нарушать нормальные условия его работы вплоть до аварийного состояния.
Следствием перегревания может быть:
1. преждевременное самовоспламенение рабочей смеси и детонация в двигателях с искровым зажиганием;
2. ухудшение работы смазочной системы;
3. заклинивание перегретых деталей двигателя и снижение их

145 механической прочности;
4. пригорание поршневых колец и клапанов;
5. ухудшение наполнения цилиндров топливовоздушной смесью;
6. увеличение потерь мощности на преодоление трения.
Вследствие переохлаждения двигателя может произойти:
1. снижение индикаторной мощности из-за повышенной теплоотдачи;
2. резкое увеличение потерь мощности на преодоление трения от увеличения вязкости моторного масла;
3. значительное ухудшение смесеобразования и сгорания топлива;
4. повышение износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя из-за конденсации топлива, стекания его по стенкам гильз цилиндров и смывания смазочного масла, а также разжижения моторного масла;
5. образование низкотемпературных отложений в картере двигателя и на маслофильтрующих элементах.
Следовательно, для наилучшей работы двигателя необходимо создать оптимальный температурный режим.
Охлаждение автотракторных двигателей может быть воздушным и жидкостным.
При воздушном охлаждении двигателей блок цилиндров обдувается воздухом и теплота отводится непосредственно в атмосферу.
Воздушное охлаждение осуществляется в двигателях Д-37, Д-37М, Д-
144 тракторов Т-40 и Т-40А.
Водяное охлаждение двигателей более распространено. В этом случае теплота от нагреваемых деталей двигателя передается жидкости, омывающей их поверхности. Жидкость нагревает радиатор, обдуваемый воздухом. Далее с воздухом теплота уходит в атмосферу.
Надежность системы охлаждения в значительной мере зависит от свойств применяемой жидкости, которая должна отвечать следующим основным требованиям:
1. иметь достаточно высокие температуру кипения и теплоемкость;
2. обладать температурой замерзания ниже температуры окружающего воздуха;
3. не образовывать на водяной рубашке двигателя и приборах системы охлаждения накипи;
4. не вызывать коррозию деталей и быть нейтральной к уплотнительным соединениям системы охлаждения;
5. быть безопасной в обращении, дешевой и универсальной.
В качестве охлаждающих жидкостей для двигателя внутреннего сгорания широко применяют воду и низкозамерзающие смеси - антифризы.


146
При эксплуатации автомобиля вода необходима не только для заполнения системы охлаждения, но и для приготовления электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, а также для мойки самого автомобиля. Пригодность воды для применения в указанных целях определяет значение ее жесткости, которая зависит от содержания в воде растворимых солей кальция и магния. Практически жесткость во- ды может быть определена по тому, как она смывает мыло с рук. Чем мягче вода, тем хуже смывается мыло. В жесткой воде руки намыливаются плохо, а мыло с них смывается водой быстро.
Умягчение воды. Операцию проводят следующими способами: длительным (30 ... 40 мин) кипячением, добавлением соды (6 ... 7 г каустической, 10 ... 20 г кальцинированной на 10 л воды) или тринат- рийфосфата (3 ... 4 г на 10 л воды). Перед заливкой в систему охлаждения умягченная вода должна быть профильтрована для удаления выпавших солей.
Антинакипины (азотнокислый аммоний или гексаметафосфат натрия). При добавлении их к воде предупреждают образование накипи, не позволяя образовываться нерастворимым осадкам. К 10 л воды средней жесткости требуется добавить 40 ... 50 г азотнокислого аммония или 2 г гексаметафосфата натрия, для очень жесткой воды соответственно 100 и 4 г. Воду с введенными антинакипинами заливают непосредственно в систему охлаждения.
Дистиллированная вода. Эта вода не содержит солей жесткости. Ее получают перегонкой обыкновенной воды в электродистилляторах.
Применяют для приготовления электролита и для доливки в элементы аккумуляторных батарей при понижении в них уровня электролита.
Хранить воду, предназначенную для приготовления электролита, можно только в неметаллической посуде.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы). Они представляют собой смеси этиленгликоля и воды с добавлением антикоррозионных и антивспенивающих присадок. Выпускают два вида антифризов: тосолы (Тосол А, Тосол А-40 и Тосол А-65) и низкозамерзающие жидкости марок
40 и
65.
Замерзание
(кристаллизация) антифризов не представляет опасности для системы охлаждения. В отличие от воды антифризы при замерзании почти не изменяют своего объема. При замене или после слива антифриза систему охлаждения двукратно промывают чистой водой, прогрев залитую воду на работающей двигателе до температуры 60 °С.
Тосолы: А-40, -65 °С. Температура замерзания Тосола А-40, -40 °С, тосола А-65, -65 °С. Они предназначены для круглогодичного применения в закрытых системах охлаждения с расширительным бач-


147 ком (автомобили ВАЗ, "Волга", КамАЗ и др.). Тосол А - это концентрат антифриза (этиленгликоля по массе не менее 96 %, воды не более 3 %, остальное - антикоррозионные и антивспенивающие присадки) с температурой замерзания минус 71,5 °С и плотностью при 20 °С, равной
1,12 ... 1,14 г/см
3
. Для получения Тосола А-40 к 1 л концентрата добавляют 0,79 л дистиллированной воды, для получения Тосола А-65 -
0,58 л. Тосолы имеют сине-зеленую окраску. Тосолы в системе охлаждения заменяют через каждые 60 тыс. км пробега, но не реже одного раза в два года.
Низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65. Предназначены для заполнения закрытых систем охлаждения без расширительного бачка
(УАЗ, ГАЗ-52-04, -53А, КрАЗ и др.). Температура их замерзания соответственно —40 и -65°С. Антифриз марки 40 светло-желтого, марки
65 - оранжевого цвета. Низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65 сливают из системы охлаждения весной при подготовке автомобиля к летней эксплуатации.
Правила обращения с антифризами:
1. нельзя засасывать антифриз через шланг ртом, так как этиленгликоль, являясь пищевым ядом, при попадании в желудок, вызывает сильное отравление. Доза в 100 г антифриза смертельна. Для кожи антифриз безвреден;
2. перед заливкой антифриза в систему охлаждения обеспечивают ее герметичность, так как антифриз легко просачивается через малейшие неплотности;
3. во избежание повреждения окраски не допускают попадания антифриза на окрашенные поверхности при заполнении им системы охлаждения;
4. заполняют систему охлаждения без расширительного бачка только на 93 ... 95 % от полного ее объема, поскольку антифризы обладают большим коэффициентом объемного расширения, системы охлаждения с расширительным бачком - на 3 ... 5 см выше метки MIN на стенке бачка;
5. при понижении уровня антифриза из-за испарения жидкости в системе охлаждения доливают в радиатор воду, так как этиленгликоль не испаряется;
6. в зимнее время регулярно (при ТО-2) проверяют плотность антифриза гидрометром. Антифризы, плотность которых при 20 °С меньше 1,97 к применению не годны.
8.2 ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

148
Их применяют для заполнения систем гидравлического или гидропневматического тормозных приводов, а также гидравлического привода выключения сцепления. Основные требования, которым долж- ны отвечать тормозные жидкости это:
1. возможно меньшее изменение вязкости в зависимости от темпе- ратуры;
2. низкая температура застывания (- 40 °С для районов с умеренным климатом и -65 °С для Северных районов);
3. достаточно высокая температура кипения (не ниже +115 °С для тормозных систем с барабанными тормозами и не ниже +190 °С для систем с дисковыми);
4. хорошие смазывающие свойства;
5. отсутствие коррозионного воздействия на металлические детали и разрушающего влияния на детали из резины.
Марки применяемых тормозных жидкостей зависят от конструкции тормозных систем автомобиля и от климатических условий его эксплуатации. Выпускают тормозные жидкости нескольких видов и сортов: на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах.
В настоящее время широко применяются следующие марки тормозных жидкостей: "Нева", "Томь", "Роса", БСК, ЭСК.
На касторовой основе выпускают тормозные жидкости марок ЭСК и БСК. Жидкость ЭСК представляет собой смесь 60 % касторового масла и 40 % этилового спирта, окрашивается она в красный цвет; жидкость БСК состоит из 50 % касторового масла и 50 % бутилового спирта, окрашена в оранжевый цвет. Эти тормозные жидкости применяются в основном в тормозных системах с барабанными тормозами (из-за не достаточно высокой температуры кипения 115 °С) и приводах выключения сцепления. Наличие касторового масла в этих жидкостях обуславливает их высокую смазывающую способность.
Однако, недостатком является то, что их нельзя применять в зимних условиях при температуре окружающего воздуха ниже -20 ... -25
°С. При низких температурах в этих жидкостях касторовое масло кри- сталлизуется в виде салообразной массы. Спирт из этих тормозных жидкостей достаточно легко испаряется, поэтому хранить их надо в герметизированных емкостях.
Тормозные жидкости "Нева", "Томь", "Роса", являются сложной композицией ряда синтетических химических соединений, в том числе и гликолей. В их состав входят также антикоррозионные присадки.
Работоспособны в интервале температур окружающего воздуха от +50 до -50 °С, закипает при +190 °С, поэтому использоваться может всесезонно и на всех типах тормозных систем. Положительным