Файл: Топливо и смазочные материалы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

149 свойством тормозных жидкостей на гликолевой основе является то, что при поглощении ими воды расслаивания не происходит, так как гликоль хорошо растворяется в воде. Основными преимуществами гликолевых тормозных жидкостей является: небольшая гигроскопичность, незначительное снижение температуры кипения при обводнении, хорошие противоизносные и антикоррозийные свойства.
Недостатками этих тормозных жидкостей являются то, что они ядовиты и огнеопасны, обладают повышенной агрессивностью к резинотехническим изделиям и невысокие смазывающие свойства по сравнению с жидкостями на касторовой основе.
8.3 АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ
Для того чтобы амортизаторы автомобиля были работоспособны в широком диапазоне температур, заливаемые в них жидкости должны иметь низкую температуру застывания не выше +40 °С), обладать невысокой вязкостью (около 10 ... 12 мм
2
/с при 50 °С), незначительно изменяющейся в зависимости от температуры.
Кроме того, амортизаторные жидкости должны иметь хорошие смазывающие свойства, иметь высокую термическую и механическую стабильность.
В качестве жидкостей для амортизаторов используют либо маловязкие нефтяные масла (например, веретенное масло АУ), либо их смеси с жидкими кремнийорганическими соединениями и с антиокислительными и противоизносными присадками (например, жидкость АЖ-12Т или масло Ml 11-10).
Всесезонная жидкость АЖ-12Т работоспособна в интервале температур от +50 до -50 °С, обеспечивает устойчивую работу амортизаторов, детали уплотнений которых выполнены из маслостойкой резины, при повышенных температуре и давлении. Она представляет собой смесь маловязкого минерального масла и кремнийорганической жидкости с добавлением противоизносной и антиокислительной присадок. Предназначена для амортизаторов всех грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобилей ВАЗ.
Для всесезонной работы гидравлических амортизаторов применяют также масло МГП-10 температура застывания которого -40 °С. Это масло состоит из смеси трансформаторного масла, кремнийорга- нической жидкости, животных жиров, антиокислительной и противопенной присадок. Его заливают в амортизаторы как грузовых, так и легковых автомобилей в районах, с умеренным климатом.

150
В производственных условиях при отсутствии специальных амортизаторных жидкостей применяют смесь масел турбинного 22 и трансформаторного в отношении 1:1, и используют в качестве заменителя жидкости АЖ-12Т. В зимнее время также можно использовать веретенное масло АУ. Оно имеет достаточно хорошие низкотемпературные и противоизносные свойства. Может применяться на грузовых автомобилях в районах с умеренным климатом как заменитель жидкости АЖ-12Т.
8.4 ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Электролит представляет собой раствор аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде. Аккумуляторная серная кислота в не разведенном состоянии - бесцветная маслянистая не пахнущая жидкость плотностью 1,83 г/см
3
Приготовление электролита. Его готовят только в кислотоупорной посуде (эбонитовой, керамической или освинцованной). Стеклянная посуда непригодна из-за недостаточной прочности и термостойкости.
Серную кислоту медленно вливают в посуду с дистиллированной водой. Вливать воду в кислоту категорически запрещено! Вследствие бурной реакции выделяется большое количество тепла, серная кислота разбрызгивается, разрушающе действуя на одежду, а при попадании на тело вызывает сильные ожоги. При работе с серной кислотой и ее растворами обязательно применяют резиновые фартуки, перчатки, сапоги и защитные очки. Электролит нужной плотности получают добавлением аккумуляторной серной кислоты к дистиллированной воде
(количественные соотношения компонентов (табл. 45). Для большей безопасности рекомендуется сначала разбавить серную кислоту до плотности 1,40 г/см
3
, а затем, вливая этот раствор в дистиллированную воду, получать электролит требующейся плотности.
Температура замерзания электролита. Эта температура понижается по мере уменьшения плотности электролита и соответственно составляет: при плотности 1,29 г/см
3
- минус 70 °С; 1,27 г/см
3
- минус 58
°С; 1,23-минус 36 °С.
Таблица 45
Объемы серной кислоты и дистиллированной воды для приготовления
1 л электролита при 15 °С, см
3
Плотность электролита, г/см
3
Компоненты
1,23 1,25 1,27 1,29 1,31 1,4
Серная кислота
0,225 0,246 0,268 0,290 0,310 0,416


151
Дистиллированная вода
0,775 0,754 0,732 0,710 0,690 0,584
В полностью разряженной батарее плотность электролита понижается до 1,11 г/см
3
, а температура замерзания до -7 °С. Поэтому в зимнее время года разряженные батареи нельзя оставлять вне отапли- ваемого помещения.
8.5 ЖИДКОСТЬ ДЛЯ СТЕКЛООМЫВАТЕЛЕЙ
К ней относится смесь, состоящая из жидкости НИИСС-4 и чистой воды. Эта смесь содержит 79 % изопропилового спирта (по массе) и чистой воды с добавкой 0,1 % моющего средства - сульфанола.
Жидкость ядовита и огнеопасна.
Ее заливают в бачок стеклоомывателя при отрицательных температурах окружающего воздуха и обязательно в смеси с водой. Соотношение воды и жидкости меняется в зависимости от окружающего воздуха, так как в чистом виде она вредно воздействует на окрашенные поверхности автомобиля.
8.6 ПУСКОВЫЕ ЖИДКОСТИ
Для пуска холодного бензинового двигателя при низких температурах окружающего воздуха необходимо, чтобы в цилиндры поступала топливовоздушная смесь, способная воспламеняться от искры зажигания при небольшой частоте вращения коленчатого вала.
Для пуска дизеля в его цилиндрах должна образовываться топливовоздушная смесь, способная в этих же условиях самовоспла- меняться. При очень низких температурах (ниже -20 ... -25 °С) пусковых свойств бензина или дизельного топлива может оказаться недостаточно. В этих случаях для пуска двигателя применяют специальные хорошо испаряющиеся и легко воспламеняющиеся жидкости.
Эксплуатационные требования к пусковым жидкостям.
Пусковые жидкости должны иметь: хорошую испаряемость при низкой температуре; быструю воспламеняемость от искры или самовоспламеняемость от сжатия; высокие противокоррозионные и противоизносные свойства; низкую температуру застывания; стабильность при длительном хранении.
Ассортимент и потребительские свойства пусковых жидкостей

152
Различия в принципе воспламенения топлива в бензиновых и дизельных двигателях обусловливают разный подход к составу пусковых жидкостей и содержанию в них отдельных компонентов.
Основным компонентом всех жидкостей, обеспечивающим их высокую эффективность, служит этиловый эфир. Добавление этилового эфира к углеводородам значительно расширяет возможность самовоспламенения топливовоздушной смеси и позволяет воспламенить искрой чрезвычайно бедные смеси, которые без эфира не воспламеняются.
Введение в пусковую жидкость изопропилнитрата способствует плавной работе дизельных и бензиновых двигателей, а также интенсификации предпламен-ных реакций. Газовый бензин, выкипая в пределах 30-70 °С, способствует более равномерному испарению жидкости и плавному нарастанию давления в камере сгорания двигателя.
В качестве компонента, обеспечивающего легковоспламеняющимся жидкостям хорошие противоизносные и противоокислительные свойства, используют масло для судовых газовых турбин, застывающее при температурах ниже -60 °С и содержащее противоокислительную присадку.
Таблица 46
Характеристики пусковых жидкостей отечественного производства
Наименование пусковых жидкостей для двигателей бензиновых дизельных
Наименование показателей
«Арктика»
Диэтиловый эфир
Жидкость
НАМИ
«Холод Д-
40»
Цвет
Прозрачный Прозрачный -
- или светло- или светло- желтый голубой
Состав (по массе),
%: диэтиловый спирт
(эфир)
45-60 100 65 58-62 петролейный эфир
38-43
-
20 13-17 турбинное масло
1,5-2,5
-
-
9-11 изолиропилнитрат
2-4
-
-
13-17 противоизносная и
-
-
- противозадирная
-
-
-


153 присадки
ДО 2
-
-
-
Противоокислител ь-ная присадка
ДО 0,5 0,2
-
Минимальная температура надежного пуска без подогрева, °С
-35
-35
-
-
Таблица 47
Потребительские свойства средств для облегчения пуска двигателей
при низких температурах
Наименование препарата
Назначение
Страна, фирма- производитель
Быстрый запуск
«ПУЛЬ-ЭЛ»
Обеспечивает запуск бензиновых и дизельных двигателей при низкой температуре и повышенной влажности
ООО
«Эльтранс»,
Россия
Starting Fluid
Облегчает пуск двигателя при низких температурах
Wynn's, Бельгия
START-UP
FOR
GAS
&
DIESEL
ENGINES
Облегчает пуск бензиновых
(карбюраторных, инжекторных) и дизельных двигателей при низких температурах
Hi-Gear, США
Для обеспечения холодного пуска дизеля при наиболее низких температурах окружающего воздуха содержание масла в пусковой жидкости не должно превышать 10-20 % массы. В составе пусковой жидкости для бензинового двигателя количество масла снижено до 2 %, что предотвращает загрязнение маслом электродов свечей, которые в этом случае становятся неработоспособными.
Эффективность пусковых жидкостей определяется совокупностью свойств всех составляющих ее компонентов. Эксплуатационные характеристики пусковых жидкостей российского производства представлены в таблице 46.
Жидкости «Арктика»и НАМИвпрыскиваются во впускной трубопроводе помощью приспособления 5 ПП-40 или 6 ПП-40, которые

154 легко устанавливаются на двигатель. Жидкость «Арктика» поставляется в баллонах объемом 20 мл.
Диэтиловый эфирподается в виде 5-8 капель в воздушный трубопровод при снятом воздухоочистителе в момент проворачивания вала двигателя.
Пусковая жидкость «Холод Д-40
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

» впрыскивается в камеру сгорания с помощью специального приспособления. Жидкость выпускается в баллонах объемом 20, 50 или 100 мл.
В таблице 47 приведены потребительские свойства средств для облегчения пуска двигателей при низких температурах.
9. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭКОНОМНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
9.1 ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА
Экономические преобразования, произошедшие в последние годы в
России, привели к кардинальным переменам на товарном рынке. На фоне бурного роста парка автомобилей в несколько раз возросло число
АЗС, а также значительно изменился ассортимент предлагаемых нефтепродуктов.
Все более жесткие требования сейчас предъявляются и к эксплуатационным материалам (бензинам, дизельным топливам, смазочным маслам) в плане повышения качества и экономичного использования. Поэтому знание состава, свойств, областей применения и эксплуатационных характеристик нефтепродуктов является необходимым всем, кто связан с их производством, транспортировкой, хранением, потреблением, маркетингом.
На внутреннем рынке нефтепродуктов в настоящее время появились также бензины, дизельные топлива, моторные и трансмиссионные масла всевозможных зарубежных фирм. Обилие отечественных и зарубежных нефтепродуктов требует ориентироваться в эксплуатационных характеристиках.
9.2 РЕГЕНЕРАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Регенерация (восстановление качества) отработанных масел и повторное их использование позволяют не только расширить топливно-

155 энергетические ресурсы, но и предотвращают загрязнение окружающей среды.
В соответствии с ГОСТ 21046-81 «Нефтепродукты отработанные.
Общие технические условия» все отработанные нефтепродукты делятся на масла моторные отработанные (ММО), масла индустриальные отработанные (МИО) и смеси нефтепродуктов отработанные (СНО).
Выход базового масла зависит как от глубины очистки, так и от технологии регенерации. При регенерации выход базовых масел составляет 70-85 % (по массе) на обезвоженное масло, содержащее около 5 % низкокипящих фракций (бензино-керосиновых и легких газойлевых). По групповому углеводородному составу и физико- химическим свойствам регенерированные масла близки соот- ветствующим по марке свежим.
Для регенерации отработанных моторных масел применяют следующие технологические процессы:
1. физический, предусматривающий отстаивание, фильтрацию, отгон топливных фракций, центрифугирование, промывку водой, вакуумную перегонку и др.;
2. физико-химический, включающий коагуляцию загрязнений поверхностно-активными веществами или контактную очистку отбеливающими глинами и селективную очистку пропаном, фенолом, фурфуролом и др.;
3. химический, включающий обработку сернокислотными или щелочными растворами или гидрогенизационное воздействие.
Регенерация отработанных масел, включающая коагуляцию их в растворе бензина, отделение загрязнений и воды на центробежных сепараторах, отгон бензина, воды и топливных фракций и последующую вакуумную перегонку маcла позволяет получать дистиллятные фракции и остаток от перегонки.
Из дистиллятных фракций после гидроочистки получают дистиллятные компоненты, а из остатков от перегонки после селективной очистки пропаном и гидроочистки — остаточные компоненты. Дистиллятные и остаточные компоненты масел, полу- ченные путем регенерации, по основным физико-химическим свойствам не уступают товарным маслам.
9.3 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТОПЛИВА, МАСЕЛ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
ЖИДКОСТЕЙ
Все сорта топлива, смазочные материалы и специальные жидкости в той или иной степени ядовиты (токсичны) и огнеопасны, а топлива и


156 органические растворители к тому же еще и взрывоопасны. Поэтому необходимо хорошо знать основные экологические свойства топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей, которые воздействуют на человека и окружающую среду и могут проявляться при хранении, транспортировании или использовании. К наиболее важным относятся: токсичность, пожароопасность, взрывоопасность и способность электризоваться.
Развитие современного общества связано с использованием энергии. в связи с ускорением научно-технического прогресса исключительно важная роль отводится топливно-энергетическим ресурсам. при складывающейся структуре современного производства большую роль составляют жидкие и газообразные виды топлива - газ, дизельное топливо, бензин, мазут и различные масла в качестве основного энергетического средства всех мобильных машин
(автомобилей, тракторов, комбайнов), благодаря компактности, экономичности и малой удельной массе (кг/кВт) господствующее положение заняли двигатели внутреннего сгорания
(ДВС)
- карбюраторные и дизельные с точки зрения экономии жидкого топлива, а также уменьшения загрязнения окружающей среды все более активно находит применение газовое топливо, таковым является выделяющийся при добыче нефти попутный газ, пропано-бутановая смесь, получаемая при переработке нефти, природный, а также генераторный газ - продукт сухой переработки дерева или угля.
Несмотря на богатые природные ресурсы нашей страны и большой объем производства топлива, требуется экономное использование топ- ливно-энергетических ресурсов. чтобы решить эту задачу необходимо знать и применять в производстве характеристики и свойства энергоно- сителей, с одной стороны, а с другой стороны характеристики машин и механизмов где они применяются, чтобы повысить надежность и дол- говечность этих устройств в эксплуатации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Павлов В.П.. Автомобильные эксплутационные материалы /
В.П. Павлов, П.П. Заскалько. - М.: Транспорт, 1982. - 208с.
2. Васильева Л.С. Автомобильные эксплутационные материалы./
Л.С. Васильева. - М.: Транспорт, 1986. - 279 с.
3. Чулков П.В. Топлива и смазочные материалы: ассортимент, качество, применение, экология/ П.В. Чулков, Н.П. Чулков. - М.:
Машиностроение, 1996. - 302 с.