Файл: Задача данной стадии выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КЕЙС 1.
1. Изучить основные характеристики возрастных периодов в развитии личности.
2. Сформулировать педагогический принцип для взаимодействия с людьми, находящихся на определенном возрастном этапе.
Стадия | Принцип |
1 | Кризис доверия – недоверия. Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием к миру, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность. |
2 | Автономность - стыд, сомнение Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля. |
3 | Инициатива (предприимчивость) - вина. На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может "иметь" выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей. |
4 | Трудолюбие, усердие - неполноценность. Задача этого периода: выявление и развитие особых способностей ребенка |
5 | Идентичность – смешение ролей. Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам. Норам поведения – поиск индивидуальности. |
6 | Интимность - изоляция. Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества. |
7 | Производительность - застой. Важным моментом этой стадии является творческая самореализация. |
8 | Целостность - отчаяние, безысходность. Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином - integrity (целостность, полнота, чистота). |
Вопросы на размышление:
1. С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?
Когда ребенок сможет находиться без матери, но я считаю, что оптимальный возраст – это три года.
2. Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?
Я считаю, что да. Так как происходит формирование понимания день – ночь, распределение времени и т.д.
3. Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку?
Социализация нужна, но не ранее, чем 6 месяцев, так как в период 6 – 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым людям, то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию.
Вопросы на размышление:
1. Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам?
Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его «промахи», у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.
2. Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры.
Именно в этом возрасте целесообразно записать малыша в детский сад или в группу развития, где он сможет общаться со сверстниками и другими взрослыми.
Вопросы на размышление:
1. Прокомментируйте высказывание ребенку этого возраста: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…»
В данном возрасте ребенок повторяет действия окружающих, поэтому нужно быть примером.
Ребенок хочет быть самостоятельным, а данная фраза: «Тебе нельзя, ты еще маленький», может оттолкнут ребенка от того или иного вида деятельности.
«Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…», данные фразы не объясняют почему не нужно этого делать, поэтому, я считаю, что нужно объяснить, прежде, чем запретить.
2. Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия ограничений в самостоятельном изучении своего мира ребенком в его зрелом возрасте?
После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.
Таким образом, если постоянно порицать ребенка, то у него будет сформировано чувство вины и стыдливости.
Вопросы на размышление:
1. Чем и как должно быть заполнено свободное время (от учебных занятий) ребенка этого возраста?
Данный возраст характеризуется ведущей деятельностью – игра.
Поэтому детей нужно отвадить в различные кружки, где бы он мог самоопределиться.
2. Можно ли считать свободное время ребенка, когда он не занимается «серьезным делом» - баловством и помехой для «серьезных занятий»?
В школьные годы новый биологический ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Построив на ранних стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни.
Вопросы на размышление:
1. Почему для подростков становятся более значимыми не родители, а сверстники?
Прежде всего, необходимо отметить, что общение может содействовать реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижение и поддержание высокого общественного статуса. Реальное усиление «Я» возможно в случае наличия у подростков действительных достижений в какой-либо области — спорте, музыке и т. п. — значимой в подростковой среде. Иногда некоторое усиление «Я» осуществляется не за счет реальных успехов, а через ощущение принадлежности к группе, позволяющее подростку почувствовать сильное «Мы».
2. Кричащий макияж, курение, необычный стиль одежды, пирсинг и т.д. – зачем это подростку?
У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.
Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.
Вопросы на размышление:
1. Приведите примеры тех проблем, которые могут возникнуть у человека на этом этапе.
От 18 лет до начала среднего возраста – 35 лет Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", само завершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе.
2. «Люди, не сумевшие в этом возрасте установить близкие взаимоотношения (дружбу, любовь, просто эффективное общение) с кем-либо, оказываются в социальной изоляции» - ваше отношение к этим словам?
Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.
Вопросы на размышление:
1. Смоделируйте ситуацию, иллюстрирующую проблемы, которые могут возникнуть на данном этапе жизненного роста
Генеративность – потребность в том, чтобы быть нужным, и осознание того, что ты направляешь по жизни «следующее поколение». Если в этом возрасте люди понимают, что не могут ничего передать молодому поколению, вместо генеративности у них развивается чувство стагнации (застоя). Они оказываются как бы в изоляции, где некому передать свою мудрость.
Вопросы на размышление:
1. Ваше отношение к словам Э. Эриксона: «...здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти...»
Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерти.
Жизнь имеет начало и конец, каждый из нас когда – то умрет, данный факт нужно уметь принимать.
КЕЙС 2.
Охарактеризуйте, какой метод использует воспитатель в представленных ситуациях:
1. Воспитатель предлагает воспитанникам в готовом виде понятия о добре и зле (других нравственных категориях | Методы формирования сознания внушение |
2. Воспитатель говорит: «Каждый должен…», «В таких случаях надо…» | Методы формирования норм поведения |
3. Воспитатель использует суждения «Интеллигентные люди всегда скромны, никогда не допускают излишних трат времени окружающих людей на свою персону» или «Мужчины в транспорте не садятся: всегда есть те, кому надо уступить место» | Методы формирования поведения, при помощи примера |
4. Мама говорит сыну: «Ты нарочно меня изводишь! Ты хочешь, чтобы я сошла с ума!» | Методы педагогической коррекции, при помощи критики |
Предложите метод воспитания (или группу методов), который в данной ситуации надо использовать:
1. Ребенок гуляет по улице и не реагирует на то, что родители уже несколько раз звали его домой: метод поощрения, метод наказания.
2. Ребенок дома ведет себя адекватно требованиям родителей, а на улице становится не управляемым, совершенно не реагирующим на социальные нормы и правила поведения: провести беседу, лекцию, использовать поощрение и наказание.
Составьте «профессиограмму» РОДИТЕЛЯ. Какие основные качества и способности родительской профессии можно выделить?
Охарактеризуйте основные знания, умения и навыки, которыми должен владеть родитель.
-
Родитель должен быть другом, которому можно доверить секрет. -
Родитель обязан обеспечивать рост и развитие ребенка. -
Родитель должен показывать, на примере своей семьи, семейные ценности, традиции. -
Родитель обязан помогать ребенку в воспитании чувства собственного достоинства, а так же в самоопределении.