Файл: 1. Предпосылки формирования первого советского государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Значение и роль становления первого советского государства


Образование СССР стало событием огромной исторической важности как в российской истории, так и в общечеловеческом масштабе. Историческое значение образования СССР заключается в следующем [8, с. 12]:

- воссоздано тысячелетнее Российское государство, дающее безопасность существования и развития народам;

- образовано многонациональное государство на новой социальной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, освобождающихся от капиталистического гнета;

- значительно возросли возможности экономического и культурного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве;

- угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене;

- именно Советский Союз стал впоследствии главной силой в разгроме фашизма, угрожавшего порабощением всему человечеству.

Прогрессивная роль образования СССР особенно наглядно проявляется в сравнении с теми последствиями, которые принесло разрушение Советского Союза в 1991 г.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отста­лости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых нацио­нальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закав­казье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнова­ния на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

Национальная политика со­ветского правительства имела позитивные результаты в области разви­тия культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20—30-е годы здесь были созданы национальные шко­лы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917г.имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% яв­лялись представителями коренной национальности).

Совет­ская национальная политика характеризовалась серьезными противо­речиями. Несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оста­вался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрирова­лась в руках республиканских партийных комитетов, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные реше­ния
принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практиче­ской реализации стал рассматриваться как право игнорирования наци­ональной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвиже­ния к коммунизму. Отрицательным образом сказались на националь­ной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.

Одновременно советское руководство добивалось пресечения се­паратистских тенденций в национальных регионах путем «коренизации» местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жест­ком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализ­мом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции госу­дарственной национальной политики создавали почву для формирова­ния потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.

Если говорить о влиянии Союза ССР на республики, то можно выделить несколько пунктов [7, с. 294].

Во-первых, уровень развития отдельных регионов повысился и, можно сказать, выровнялся по стране.

Во-вторых, улучшения затронули и здравоохранительную систему, и образовательную. Активно строились театры, школы, издавались книги на разнообразных языках народов, входящих в Союз, что повысило и уровень культуры.

В-третьих, на практике оказалось, что суверенитет республик был условным — реальная власть заключалась в руках партийных комитетов. Как результат, все решения, принимаемые центром (т. е. центральными партиями), становились обязательными и для республик. Стоит упомянуть и о негативном влиянии Сталинских репрессий и депортации народов. При чем от данных мер страдали не только жители союзных республик, но и коренной народ России.

Своей политикой правительство добилось достаточно острой ситуации среди населения: назревали межнациональные конфликты. Национально-языковое многообразие было признано отмирающим, а интернационализм и вовсе вылился в игнорирование культурной, национальной самобытности республиканских народов.

В завершение хотелось бы отметить, что переход к унитарной модели управления завершился лишь к 1930 году. Можно говорить о том, что положительных последствий от заключения данного союза больше, чем отрицательных. Именно благодаря созданию Союза Советских Социалистических республик произошло укрепление геополитического положения бывшей империи, а также, несмотря на все негативные последствия, новое государство в большинстве своем отвечало традициям (культурным и историческим) многих народов.



Заключение
Территориальный распад Российской империи, которая к концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, закончился всего через 4 года приведением различных частей государства, за редким исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это достижение является выдающимся результатом творческой деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская коммунистическая партия (большевики) обеспечила необходимое прочное ядро, вокруг которого разрозненные территории могли вновь объединиться.

Центром, вокруг которого сплотилась Республика, была РСФСР. Российская Федерация дала первый пример национально-государственного строительства, она была создана как союз народов, объединенных на основе социалистической национальной автономии.

Предпосылок для объединения республик вокруг РСФСР было несколько: идеологическая общность, а также необходимость экономической интеграции для борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Законодательство исходило из ленинской идеи, что только крупное государство может обеспечить внешнюю безопасность, а также лучшие условия для хозяйственного развития. Однако такое государство не должно быть рыхлым. Чтобы оно нормально функционировало, нужна определенная степень централизации, разумное сосредоточение власти в руках центральных органов.

Несколько позже, зимой 1924 года, была принята конституция Советского Союза. В данном документе оговаривалось, что ЦИК СССР состоит из трех комиссариатов: союзных, унифицированных, республиканских. Первые занимались вопросами армии и флота, иностранными делами и т. д. Следующие же решали вопросы на уровне республик, а внимание третьих было направлено на внутреннюю политику. Конституция закрепила право центра контролировать органы власти союзных государств.

Однако права союзных республик существовали формально. Все основные политические решения принимались в центре. Республиканским властям оставалось только выполнять его указания. Высшим органом власти, по Конституции, являлся Всесоюзный съезд Советов. В промежутках между съездами высшую власть в стране осуществлял ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза выбирался на съезде из представителей республик пропорционально населению каждой из них, а Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 человек от каждой республики и по одному от автономной области.
Закон получал силу, если он принимался обеими палатами.

Список использованной литературы
1. Абрамов С. Г. Создание СССР: причины образования и последствия / С. Г. Абрамов, А. А. Кузнецова, Н. В. Филина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 130-131.

2. Зуев М.Н. История россии: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 545 c.

3. Кузнецов Н. Д. История СССР / Н.Д. Кузнецов, М.И. Кузнецов, Н.И. Касаткин. - М.: Высшая школа, 2019. - 326 c.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Геогиева Н.Г. История России. - М.: Проспект, 2017. - 528 с.

5. Парсамов В.С. История России: XVIII- начало XX века: Учебное пособие / В.С. Парсамов. - М.: Академия, 2018. - 336 c.

6. Пономарев Б.Н. История СССР / Б.Н. Пономарев. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 647 c.

7.Рыбаков Б.А. История СССР / Б.А. Рыбаков. - Л.: Просвещение; Издание 3-е, 2017. - 303 c.

8. Федоров Д.И., Черноусов В.И. Образование СССР и его значение // Символ науки. 2016. - №12-2.

9. Фирсов С.Л. История России: XVIII - начало XX в. Учебник / С.Л. Фирсов. - М.: Academia, 2018. - 192 c.

10. Шестаков Ю.А. История государства и права России: Учебное пособие / Ю.А. Шестаков. - М.: Риор, 2018. - 224 c.